Наддолотный амортизатор Советский патент 1988 года по МПК E21B17/06 

Описание патента на изобретение SU1411425A1

Изобретение относится к горному делу, а именно к станкам для бурения скважин шарошечными и иными долотами, и может быть использовано для гашения осевых и крутильных вибраций бурильного инструмента и станка в целом, а также в устройствах, в которых могут иметь место подобные явления.

Цель изобретения - повышение эффективности и долговечности работы узла передачи крутяш.его момента наддолотного амортизатора и повышение эффективности гашения крутильных колебаний.

На фиг. 1 показан наддолотный амортизатор, разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 2.

Амортизатор содержит корпус, состоящий из связанных между собой с помошью резьбы верхнего элемента 1, среднего элемента 2 и нижнего элемента 3, имеюш,его кольцевой выступ 4.

Между нижним элементом 3 корпуса и шпинделем 5 расположена обойма 6, выполненная в виде цилиндрического патрубка имеющего два плоских диаметрально расположенных параллельных среза, которые с внутренней частью нижнего элемента 3 создают пространство для размещения в них попарно, с двух сторон узла гашения, крутильных колебаний в виде цилиндрических роликов 7 с упругими элементами 8 между ними. Внутренняя поверхность обоймы 6 и наружная поверхность шпинделя 5 образуют диаметрально расположенные конические полости для размещения узла передачи крутящего момента в виде сепаратора 9 с коническими роликами 10.

Между внутренней поверхностью промежуточной обоймы 6 и пазами щпинделя 5 установлены шарики 11 для фиксации шпинделя 5.

В полости .нижнего элемента 3 корпуса с помощью шайбы 12 и кольцевого выступа 4 располагают промежуточную обойму 6. В кольцевом пространстве между средним элементом 2 и шпинделем 5 размещены опорная шайба 13 и упругие элементы для гашения осевых колебаний, выполненные в виде колец 14 из упруго-демпфирующего материала и отделяющих их друг от друга металлических шайб 15. К торцу нижней части верхнего элемента 1 корпуса поджаты упругие элементы 14, а на другом конце элемента 1 нарезана замковая резьба для соединения с бурильными щтангами.

В верхней части шпинделя 5 на уступе размещена цилиндрическая упругая втулка 16, которая зажимается гайками 17, препятствующими выпадению шпинделя 5 из корпуса.

В кольцевых пространствах между верхним элементом корпуса 1 и шпинделем 5, а также между нижним элементом корпуса 3

и щпинделем 5 расположены сальниковые уплотнения 18, которые поджимаются втулками 19 с помощью гаек 20. Жесткость упругих элементов, установленных между цилиндрическими роликами, меньще жесткости упругих элементов, гасящих продольные колебания.

Амортизатор работает следующим образом.

Осевое усилие через бурильные штанги

0 посредством верхнего элемента корпуса 1, среднего элемента корпуса 2, упругих элементов 14, опорной иийбы 13 передается шпинделю 5 и режущему инструменту. Осевые колебания от режущего инструмента при его взаимодействии с забоем скважины через шпиндель 5, опорную шайбу 13, упругие элементы 14 и разделяющие их шайбы 15 передаются верхнему элементу корпуса 1 и связанным с ним бурильным штангам значительно уменьшенными.

0 Крутящий момент от бурильных штанг посредством верхнего элемента корпуса 1, среднего эле.мента корпуса 2 и нижнего элемента корпуса 3 соответственно передается к цилиндрическим роликам 7, промежуточг ной обойме 6, коническим роликам 10, шпинделю 5 и к режущему инструменту. При этом возвратно-поступательное движение совершает только шпиндель 5.

Узел передачи крутящего момента с од0 новременны.м гащением крутильных колебаний работает следуюпл.им образом.

Во время вращения корпуса амортизатора по часовой стрелке (режим бурения) верхний с левой стороны (фиг. 2) и нижний с правой цилиндрические ролики 7 затяги5 Баются в узкую щель (вверх и вниз соответственно), упругие элементы 8, находящиеся между ними в предварительно сжатом состоянии, расширяясь (отдавая часть потенциальной энергии), постоянно поджимают их. Про0 тивоположные ролики 7 (левый нижний и правый верхний) тоже постоянно прижаты на поверхностях, так как упругие элементы, как отмечалось выше, не полностью отдают свою потенциальную энергию и таким образом, поджимая все ролики, обеспечивают

5 постоянный контакт между соприкасающимися деталями.

При возникновении усилия на режущий инструмент обратного знака промежуточная обойма является ведущей и стремится по вернуться против часовой стрелки.

В этом случае, цилиндрические ролики 7 затягиваются в щель, но в другом направлении (вниз и вверх), одновременно сжимаются упругие элементы 8 и производится демпфирование вращательного динамичес5 кого воздействия.

При врап,ении бурового става в обратном направлении происходит то же самое в обратной последовательности.

Формула изобретения

1. Наддолотный амортизатор, включающий корпус и шпиндель, образующие кольцевую полость, в которой расположены упругие элементы для гашения осевых колебаний, а также расположенную между корпусом и шпинделем обойму с узлом гашения крутильных кOv eбaний, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности и долговечности работы, обойма выполнена в виде цилиндрического патрубка с плоскими параллельными диаметрально расположенными срезами на наружной поверхности, узел гащения крутильных колебаний расположен между указанными поверхностями и

0

внутренней поверхностью корпуса и выполнен в виде двух цилиндрических роликов с упругим элементом между ними, а внутренняя поверхность обоймы и наружная поверхность шпинделя образуют диаметрально расположенные полости для размешения узла передачи крутящего момента, причем последний выполнен в виде расположенных в сепараторе конических роликов.

2. Амортизатор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью эффективного гаше Мия крутильных колебаний, жесткость упругих элементов, установленных между цилиндрическими роликами, меньше жесткости упругих элементов, гасящих продольные колебания.

Похожие патенты SU1411425A1

название год авторы номер документа
Наддолотный амортизатор 1983
  • Литвишко Владимир Григорьевич
  • Литвинов Николай Павлович
  • Зюбин Виктор Иосифович
SU1125353A1
Буровой амортизатор 1981
  • Кабищер Геннадий Борисович
  • Карпенко Владимир Кириллович
  • Лисянский Вильен Ильич
SU977683A1
ГАСИТЕЛЬ ПРОДОЛЬНЫХ И КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ 2000
  • Соломенников С.В.
  • Карпов В.М.
  • Акчурин Х.И.
  • Вяхирев В.И.
  • Ипполитов В.В.
  • Туровский Н.П.
  • Маркова Н.И.
RU2184834C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР 1994
  • Султанов Б.З.
  • Сафиуллин Р.Р.
  • Китуев Б.Н.
RU2065023C1
БУРОВОЙ АМОРТИЗАТОР 1995
  • Алексеев С.Е.
RU2100563C1
Наддолотный амортизатор 1975
  • Дзидзигури Арчил Амвровиевич
  • Гогичев Инал Ильич
  • Диланов Гурам Михайлович
  • Омиадзе Дазмир Иродионович
  • Омиадзе Нугзар Иродионович
  • Ратиани Юрий Александрович
  • Сандухадзе Реваз Акакиевич
  • Шотадзе Руслан Григорьевич
SU697683A1
Забойный амортизатор 1981
  • Кирия Терентий Андреевич
SU1030532A1
Наддолотный амортизатор 1980
  • Дранкер Григорий Исаакович
  • Левченко Анатолий Тимофеевич
  • Корабельников Михаил Иванович
  • Иванов Виктор Прокофьевич
SU912908A1
Наддолотный амортизатор 1988
  • Авилов Владимир Иванович
  • Вертель Ирина Викторовна
  • Власов Иван Александрович
  • Кейбал Александр Викторович
  • Кузьминов Александр Сергеевич
  • Никитин Юрий Юрьевич
SU1615314A1
БУРОВОЙ АМОРТИЗАТОР 1992
  • Тихонов Анатолий Васильевич
  • Плетников Иван Алексеевич
RU2046925C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 411 425 A1

Реферат патента 1988 года Наддолотный амортизатор

Изобретение относится к горному делу и позволяет повысить эффективность и долговечность работы амортизатора, кроме того, эффективно гасить крутильные колебания Амортизатор включает корпус (К) и шпинда дель (Ш) 5, образующие кольцевую полость. В ней расположены упругие элементы (УЭ) для гашения осевых колебаний и обойма 6 в виде цилиндрического патрубка с плоскими параллельными диаметрально расположенными срезами на наружной поверхности. Между ней и внутренней поверхностью К расположен узел гашения крутильных колебаний в виде двух цилиндрических роликов 7 с УЭ между ни.ми. Жесткость этих УЭ меньше, чем у УЭ, гасяш.их продольные колебания. Внутренняя поверхность обоймы и наружная - Ш 5 образуют диаметрально расположенные полости для размеш,ения узла передачи крутящего момента, выполненного в виде расположенных в сепараторе конических роликов. Осевые колебания от режущего инструмента передаются К у.меньшен- ными. Крутящий момент передается к роликам 7, обойме 6, Ш 5 и инструменту. При вращении К по часовой стрелке ролики 7 затягиваются в узкую щель и поджимаются УЭ, находящимися между ними. 1 з.п. ф-лы. (О (Л ил. -/; « 4 1ч: сд фиг. 1.

Формула изобретения SU 1 411 425 A1

-/1

ф(з.2

5-6

фи.г.3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1411425A1

Наддолотный амортизатор 1977
  • Джеймс Вайтхерст Янг
SU634687A3
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Пехньо И
П.,Цыхан А
И
Бурение нефтяных и газовых скважин с применением над.- долотных амортизаторов
Киев, 1974, с
Способ получения смеси хлоргидратов опийных алкалоидов (пантопона) из опийных вытяжек с любым содержанием морфия 1921
  • Гундобин П.И.
SU68A1

SU 1 411 425 A1

Авторы

Дзидзигури Арчил Амбросьевич

Перадзе Анзор Митрофанович

Шотадзе Руслан Григорьевич

Омиадзе Дазмир Иродионович

Гавашели Леван Шалвович

Суламанидзе Вахтанг Константинович

Кутателадзе Сергей Ноевич

Гелейшвили Тенгиз Павлович

Бочоришвили Элдар Варламович

Бетхошвили Бондо Петрович

Даты

1988-07-23Публикация

1986-06-06Подача