Изобретение относится к сейсмической технике, а именно к устройст вам для возбуждения сейсмических си налов за счет импульсного воздействия падающего груза на грунт с целью сейсморазведки на нефть и газ Известен источник сейсмических сигналов ударного типа, состоящий из транспортного средства, груза, системы управления, силопередающей плиты с устройством для ее прижатия к грунту, механизма подъема и сбрас вания груза, содержащего быстродейств тощее электромаг;-штйое устройство для захвата груза и освобож дения его на заданной вьгсоте , П . Недостатком источника является большой интервал времени между двумя последовательными , что обусловлено необходимостью затраты времени на опускание быстродействующего электромагнитного устройства для захвата груза после воздействия на грунт. Кроме того, динамические нагрузки на элементы конструкции, вызванные тем, что после отключения механизма подъема груз Г1родол5 ;ает движение по инерции и перемещается на определенное расстояние, с которого он потом падае и через кинематическую передачу воз действует на элементы конструкции источника, значительно снижают 1 адежность и долговечность. Известен также источник сейсмических ударного типа, состоящий из транспортного средства, груза,- системы управления, лебедочн го ь еханизма подъема и сбрасывания с электромагнитными муфтами, связан ного кинематической передачей с грузом 2 1 , Хотя на платформе транс портного средства установлены демпфирующие элементы,частично устраняющие динамические нагрузки па элементы конструкции по достижен грузом максимальной высоты, но возникающие при этом колебания груза, связанные с -переходом кинетической энергии груза в энергио деформации демпфир тощих устройств и обратно, также-вызывают дополнительные динам ческие нагрузки. Кроме того, так ка демпфирующие элементы работают тол ко при максимальной высоте подъема груза, при подъеме груза на меньшую высоту в процессе прохождения сейсм профиля дингшические нагрузки не устраняются,, 82 Причем конструкция обладает значительной сложностью и низким КПД вследствие применения лебедочного механизма подъема и сбрасывания, а также низкой долговечностью связанной с наличием динамических нагрузок, действующих на электромагнитные муфты. Наиболее близким к изобретению является источник сейсмических сигналов ударного типа, содержащий транспортное средство, груз, размещенные на платформе транспортного средства систему управления и механизм подъема и сбрасывания груза, состоящий из силового гидроцилиндра, кинематической передачи, связывающей щток силового гидроцилиндра с грузом, и гидросистемь, содержап1;ей основную нагнетательную линию с гидронасосом и предохранительным клапаном, линию слива и распределитель, связывающий нагнетательную слива с силовым гидроцилиндром. Силовой гидроцилиндр снабжен выпускным клапаном с дифференциальным золотником. При подъеме груза силовой гидроцилиндр через распределитель соединяется с гидростанцией, при этом выпускной клапан вслед ствие перепада давлений на торцах дифференциального золотника закрыт. По достижении заданной подъема груза по команде от системы управления распределитель переключается в нейтральное положение. При этом груз по инерции пролетает вверх на некоторую высоту, падая с которой, он через кинематическую передачу воздействует на элементы конструкции. При сбрасывании груза распределитель переключается в положение, при котором осуществляется открытие выпускного клапана путем подачи давления к торцу дифференциального золотника. При этом силовой гидроцилиндр соединяется с линией слива, груз начинает падать и, воздействуя на шток силового гидроцилиндра через кинематическую передачу, вытесняет, рабочую жидкость из силового гидроцилиндра. После воздействия на грунт распределитель переключается на подъем груза, и цикл повторяется З . Однако известный источник обладает низкой надежностью работы за счет наличия динамических нагрузок на элементы конструкции в конце подъема i груза, a также имеет низкий КПД уст новки, обусловленный холостой работ гидронасоса нагнетательной линии, имеющего большую производительность при зависании груза и падении его. Цель изобретения - повышение надежности в работе источника и его -КПД. Поставленная цель достигается тем, что в .источнике сейсмических сигналов ударного типа, содержащем транспортное средство, груз, размещенные на платформе .транспортного средства систему управления и механизм подъема и сбрасывания груза, состоящий из силового гидроцилиндра кинематической передачи, связывающей ШТОКсилового гидроцилиндра с грузом, и гидросистемы, содержащей основную нагнетательную линию, с гидронасосом и предохранительным клапаном, линию слива и распределитель , связывающийнагнетательную, линию и., линию слива с силовым гидроцилиндром, гидросистема снабже на включающей гидронасос, гидропневмоаккумулятор, предохранительный и обратный клапаны дополнительной нагнетательной линией, .соединен I ной со штоковой полостью силового гидроцилиндра и снабженной гидромагистралью, связывающей ее с распределителем, с возможностью соединения через обратный клапан с поршневой полостью силового гидроцилиндра. На чертеже представлен -источник сейсмических сигналов ударного типа. Источник состоит из транспортного средства 1, груза 2 и размещенных .на платформе транспортного средства системы 3 управления и механизма подъема и сбрасывания груза, состоящего из силового гидроцилиндра 4, кинематической передачи 5, связываю щей шток силового гидроцилиндра 4 с грузом 2, и гидросистемы, соде жащей основную нагнетательную линию 6 с гидронасосом 7 и предохранител ным клапаном 8, линию 9 слива, распределитель 10, связывающий нагнет тельную линию 6 и линию 9 слива с силовым гидроцилиндром 4, а также дополнительную нагнетательную линию 1 1 с гидронасосом 12, обратным. 13 предохранительным 14 клапанами, при этом дополнительная нагнетатёл 684 ная линия 1 соединена со штоковой, полостью 15 силового падроцилиндра 4.. Основная 6 и дополнительная 1 1 нагнетательные линии снабжены гидропневмоаккумуляторами 16 и 17, а дополнительная нагнетательная линия 1 связана гидромагистралью 18 с распределителем 10. В линии 9 слива установлены фильтр 19 и подниточный гидробак 20. Штоковая полость 15 силового пздроцилиндра 4 через обратный клапан 21 и nopnnfeвая полость 22 связаны с распределителем 10. Предохранительный клапан 14 выполнен с возможностью срабатыва-иия при давлении, меньшем того минимального давления, которое н-еобходимо подать в штоков по полость 15 силового гидроцилиндра 4 для осуществления подъема труза/меньше давления срабатыран {я предохранительного клапана 8), но достаточном для перемещения штока силового гидроцилиндра 4 и кинематической передачи 5 при инерционном пролете груза после прекращения его подъема. Источник работает следующим образом. При подъеме по команде системы 3 управления распределитель10 переключается в положение 23, при этом основная нагнетательная линия 6 через обратный клапан 21 соединяется CQ штоковой полостью 15 Сйлового гидроцилиндра 4, а линия 9 сливас поршневой полостью 22. Шток силового гидроцили 1дра 4 под действием приложенного давления перемещается и через кинематическ то передачу 5 осуществляет подъем груза 2.В это время обратный клапан 13 закрыт, так как давление в штоковой полоСти 15 больше давления в дополнительной нагнетательной линии 11, -и гидрснасое 12 заряжает гидропневмоаккумулятор 17. После прекращения подъема груза 2 по команде.системы 3 управления распределитель 10 переключается в нейтральное положенгш 24, основная нагнетательная линия 6 отсоединяется от штоковой полости 15 силового гидроцилшздра 4. При этом груз 2 по инерции продолжает движение вверх и давление в штоковой полости 15 за счет ослабления натяжения в кинематической передаче 5 падает. Когда оно становится равньм давлению 5 в дополнительной линии I1, обратный клапан 13 открывается, соединяя дополнительную нагнетательную линию 11 со штоковой полостью 15. Шток силового гидроцилиндра 4 вместе с кинематической передачей 5 перемещается и отслеживает инерционный пролет груза 2. В конце инерционного пролета груз 2 плавно останавли вается, так как давления в дополнительной нагнетательной линий 11 недостаточно для. его дальнейшего подъема. После остановки груза 2 , давление в штоковой полости 15 возрастает за счет обратного воздействия груза 2 на шток силового гидроцилиндра 4 и обратный клапан 13 закрьгеается, При сбрасывании груза 2 по коман де системы 3 управления распределитель 10 переключается в положение 25, при этом дополнительная нагнетательная линия 1I через гидрсмагис раль 18 сое,циняется с поршневой полостью 22 силового гидроцилиндра 4. Одновременная подача рабочей кидкости от гидронасоса 12 в обе полости силового гидроцилиндра 4 обеспечивает движение штока по направлению падения груза 2 при относительно небольшой производител .« 7 89 18. О 68 ности гидронасоса 12, Во время падения груза 2 гидронасос 7 заряжает гидропневмоаккумулятор 16. После осуществления воздействия на грунт грузом 2 по команде системы 3 управления распределитель 10 переключается в положение 23, и цикл повторяется. Таким образом, отслеживание .птоком силового гидроцилиндра движения груза при его инерционном пролете после переключения распределителя в нейтральное положение в конце подъема существенно снижает динамические нагрузки на элементы конструкции и тем самым повьшшет надежность его работы. Кроме того, снижение необходимой производительности гидронасоса основной нагнетательной линии за счет того, уто при сбрасывании груза он работает на зарядку гидропневмоаккумулятора(не в холостую) ,, а при подъеме груза увеличение потока жидкости, достигается за счет гидропневмоаккумулятора и аналогичной работы гидронасоса дополнительной нагнетательной линии, приводит к повьш1ению коэффициента полезного действия гидросистемы источника.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Источник сейсмических сигналов ударного типа | 1987 |
|
SU1603321A1 |
Источник сейсмических сигналов ударного типа | 1984 |
|
SU1166037A1 |
Источник сейсмических сигналов ударного типа | 1983 |
|
SU1104452A1 |
ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2002 |
|
RU2232685C1 |
Источник сейсмических сигналов ударного типа | 1987 |
|
SU1511724A1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ СТАТИЧЕСКОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ГРУНТА | 1991 |
|
RU2026920C1 |
Гидропривод подъема стрелы землеройной машины | 1983 |
|
SU1118752A1 |
Источник сейсмических сигналов ударного типа | 1988 |
|
SU1557538A1 |
ГИДРОПРИВОД СТРЕЛЫ ЭКСКАВАТОРА | 1995 |
|
RU2095523C1 |
Регулятор гидросистемы управления положением рабочего органа сельскохозяйственной машины | 1989 |
|
SU1701135A1 |
ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ С НАЛОВ УДАРНОГО ТИПА, содержащий транспортное средство, груз, ра щенные на платформе транспортно средства систему управления и м низм подъема и сбрасывания груз состоящий из силового гидроцилиндра, кинематической передачи, связывающей шток силового Г1щроцилиндра с грузом, и гидросистемы, содержащей основную нагнетательную линию с гидронасосом и предохранительным клапаномj линию слива и распределитель, связывающий нагнетательную линию и ЛИНию слива с силовым гидроцилимдром, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в работе источника и его КПД, гидросистема снабжена включающей гидронасос, гидропневмоакк мулятор, предохранительный , и обратный клапаны дополнительной нагнетательной линией, соединенной со штоковой полостью силового гидроцилиндра и снабженной гидромагистралью, связывающей ее с распределителем с возможностью соединения через обратный клапан с поршневой полостью силового гидроцилиндра.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Патент США № 3393763, кл | |||
Водяные лыжи | 1919 |
|
SU181A1 |
Двухтактный двигатель внутреннего горения | 1924 |
|
SU1966A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Реактивная дисковая турбина | 1925 |
|
SU1958A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Способ получения борнеола из пихтового или т.п. масел | 1921 |
|
SU114A1 |
Автоматический сцепной прибор американского типа | 1925 |
|
SU1959A1 |
Авторы
Даты
1984-11-23—Публикация
1983-07-25—Подача