1 Изобретение относится к взрьшньш источникам для возбуждения сейсмичес ких колебаний. Известны невзрьшные источники сей смических колебаний, монтируемые на транспортных; средствах, в частности газодинамические источники, работающие по принципу создания динамического импульса силы за счет сжигания газовой смеси в закрытой камере. Такие источники состоят из газового накопителя, излучателя энергии, механизма подъема и фиксации гидравлического привода, входящего в гидроси тему механизма подъема и фиксации Г1 Недостатками источника являются невозможность работы при низкой температуре окружающей среды из-за сжижения при этом горючего газа, сложность регулировки и контроля длитель ности и амплитуды импульсов, плохая маневренность, большие габариты,плохая проходимость из-за размещения установки на транспортном средстве с прицепом, разрушение поверхностного слоя грунта из-за значительной амплитуды импульса, наличие жесткой П-образной рамы, ограничивающей независимую по отношению к машине установку преобразователя на поверхность земли, что приводит при неров ностях на поверхности к передаче сос тавляющей от динамической силы на транспортное средство. Наиболее близким к предлагаемому является электродинамический источни сейсмических импульсов Сейсмодин. Устройство смонтировано на транспорт ном средстве и включает пульт управления, накопители энергии, кабельными подводами связанные с пультом управления и с электромеханическим пре образователем. Электромеханический преобразователь подвешен через полиспастную систему блоков на гибкой связи к П-образной стойке, установленной на конце платформы транспортного средства. Подъем преобразователя осуществляется механизмом подъема, представляющим собой электромеханическую лебедку, ориентирование его перпендикулярно платформе транспортного средства пневмо-механическим механизмом фиксации, а удерживан в транспортном положении - опорным устройством с 21. Недостатками этого источника являются большая металлоемкость уста42новки из-за наличия в качестве подъемного устройства механической лебедки с приводом, системы полиспастов, а в качестве механизма фиксации сложного цепного пневмомеханического механизма фиксации, а также сложность управления спуско-подъемными операциями и операциями фиксации электромеханического преобразователя из-за наличия нескольких электрических и пневматических приводов. Управление несколькими приводами для исключения поломок требует строгого соблюдения очередности включений. Цель изобретения - упрощение конструкции и повьш ение надежности эксплуатации источника. Указанная цель достигается тем, что в электродинамическом источнике сейсмических импульсов, смонтированном на транспортном средстве, содержащем пульт управления, связанный к абельным подводом с накопителями энергии, соединенными кабельными подводами с электромеханическим преобразователем, подвешенным на стойке и связанным с механизмом подъема гибкой связью через систему блоков, с возможностью ориентирования преобразователя перпендикулярно платформе транспортного средства, механизмом фиксации и удерживания в транспортном положении, пневматическим опорным устройством, связанным с пневмоснстемой транспортного средства, электромеханический преобразователь снабжен бесприводным механизмом его фиксации и связан с гидравлическим механизмом Подъема гибкой связью через систему неподвижных блоков, закрепленнь х на полой Г-образной стойке, причем меха- ханизм подъема шарнирно установлен в стойке, а привод его связан с пневмосистемой транспортного средства. I Установка механизма подъема шарнирно внутри Г-образной стойки вместе с гидроприводом позволяет решить облегченный вариант подъемника, причем управление механизмом подъема происходит от воздушной системы транспортного средства, например автомобиля, воздействующей на привод гидросистемы и на опорный механизм преобразователя. Механизм фиксации преобразователя не имеет специалы ого привода, что упрощает конструкцию и в верхнем положении преобразователя исключает колебания его при транспортировке.
На фиг.I изображен источник, вид сбоку, на.фиг.2 - то же, вид в плане} на фиг.З - сечение А-А на фиг.1 по стойке fc механизмом подъема; на фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.1 и вид на механизм фиксации, на фиг.З - сечение В-В на фиг.1 и вид на опорное устройство.
Источник сейсмических импульсов установлен на транспортном средстве, например автомобиле 1, на платформе которого смонтирован пульт 2 управления, подакйций сигнал на заряд-разряд накопителей 3 электрической энергии.
Накопители 3 выполнены в виде шкафов, в которых находятся конденсаторы с системой, управляющей их зарядом или разрядом, и связаны кабелем 4 с пультом 2 и кабелем 5 с электромеханическим преобразователем 6.
Электромеханический преобразователь 6 преобразует электрическую энергию, накопленную в накопителе 3, в механическую работу, передаваемую земной поверхности через равные промежутки времени по мере накопления ее Б накопителе 3.
Преобразователь 6 подвешен гибким элементом 7 через неподвижную систему блоков 8 к стойке 9, закрепленной на ЗО
транспортном средстве 1.
Внутри полой стойки Г-образной фомы установлен шарнирно гидроцилиндр 10 механизма подъема на каретке 11, которая может шарнирно поворачиватьс в плоскости, перпендикулярной плоско ти качания гидроцилиндра 10 в стойке 9. Гидроцилиндр 10, связан гибким элементом 7, например штоком, через систему блоков 8 с преобразователем 6
Перемещение поршня гидроцилиндра 10 происходит при опускании.за счет массы преобразователя 6, а при подъеме - за счет насоса 12 гидросистемы 13, которьш включается с помощью воздуха, отбираемого от пневмосистемы 14 транспортного средства 1 поворотом многопозиционного крана 15.
В поднятом положении преобразователь 6 фиксируется механизмом фиксации 16, закрепленным на транспортном средстве, и удерживается в поднятом (транспортном) положении опорным устройством 1 7, приводимым в работу пневмоприводом 18. Механизм фиксации 16 исключает колебание преобразователя 6 во время транспортировки, а опорное устройство 17 снимает вертикальные нагрузки от массы преобразователя 6 с элементов 7, блоков 8, стойки 9, гидроцилиндра 10 и каретки 1 1 .
Источник работает следующим образом.
При перемещении транспортного средства с электродинамическим источником сейсмических импульсов к месту проведения сейсморазведки преобразователь 6 находится в поднятом положении, зафиксирован механизмом фиксации 16 и удерживается устройством 17.
Для приведения преобразователя 6 в рабочее положение краном 15 открывается канал от пневмосистемы 14 транспортного средства 1. При этом включается привод насоса 12 гидросистемы 13. Одновременно воздух из системы 14 подается на включение привода 18 устройства 17. Происходит подъем гидроцилиндром 10 преобразователя 6 и одновременное раскрытие опоры опорного устройства 17.
Затем поворотом ручки крана 15 в положение Опускание преобразователь 6 опускается на земную поверхность, насос 12 отключается.
Включается энергопитание, представприводимый во вращение от двигателя транспортноро средства 1 .
Командой с пульта управления 2 включаются зарядные цепи накопителя электрической энергии.
Начинается процесс заряда накопителя 3, по окончании которого на разрядную цепь подается управлякиций сигнал. В результате токи-разряда из накопителя 3 через систему кабелей 4 и 5 протекают по обмоткам преобразователя 6. Возникающая при этом электродинамическая сила передается на поверхность земли, возбуждая в земной коре упругие сейсмические волны.
После регистрации отраженных колебаний источник их возбуждения передвигается на новое место. Преобразователь 6 устанавливается в транспортное положение. При этом поворотом ручки крана 15 в положение Подъем воздух из пневмогистемы 14 транспортного средства 1 подается на приводной механизм гидравлического насоса 12, который по магистралям системы 13 нагнетает масло в штоковую полость гидроцилиндра 10. ляющее собой синхронн генератор.
Преобразователь 6 перемещается вверх, центрируясь механизмом фиксации 16 перпендикулярно платформе транспортного средства. После подъема преобразователя 6 в крайнее верхнее положение поворотом ручки крана 15 в положение Транспортное включается привод 18 опорного устройства 17. Срабатывание зтого устройства ограничивает перемещение вниз преобразователя 6. В таком положении возможны переезды на новую точку.
Предлагаемый передвижной электродинамический источник сейсмических
импульсов позволяет упростить IXOHCTрукцию за счет ликвидации комбинированных приводов механизмов подъема и фиксации, уменьшить массу за счет исключения механической лебедки с приводом, системы полиспастов и сложного цепного пневмомеханического механизма фиксации, повысить надежность в эксплуатации за счет упрощения схемы управления спуско-подъемными операциями .
Экономический эффект на установку составляет АО тыс.руб.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Передвижное устройство возбуждения сейсмических сигналов | 1980 |
|
SU1144064A1 |
Источник сейсмических сигналов | 1983 |
|
SU1111113A1 |
Источник сейсмических сигналов | 1982 |
|
SU1053610A1 |
Источник сейсмических волн и гидромеханизм для подъема и опускания излучателя | 1990 |
|
SU1793401A1 |
Передвижное устройство возбуждения поперечных сейсмических волн | 1981 |
|
SU986191A1 |
Передвижной источник сейсмических импульсов | 1985 |
|
SU1354146A1 |
ПЕРЕДВИЖНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН | 2005 |
|
RU2289150C1 |
КРАНО-МАНИПУЛЯТОРНАЯ УСТАНОВКА | 2002 |
|
RU2240971C2 |
Передвижной источник сейсмических импульсов | 1989 |
|
SU1805420A1 |
СПОСОБ ВОЗБУЖДЕНИЯ СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН | 1992 |
|
RU2018880C1 |
ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ ИМПУЛЬСОВ, смонтированный на транспортном средстве., содержащий пульт управления, связанный кабельным подводом с накопителями энергии, соединенными кабельными подводами с электромеханическим преобразователем, подвешенным на стойке и связанным с механизмом подъема гибкой связью через систему блоков, с возможностью ориентирования преобразователя перпендикулярно платформе транспортного средства, механизмом фиксации и удерживания в транспортном положении, пневматическим опорным устройством, связанным с пневмосистемой транспортного средства, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повывения надежности эксплуатации источника, электромеханический преобразователь снабжен бесприводным механизмом его фиксации и связан с гидравлическим механизмом подъема гибкой связью через систему неподаижных блоков, за(Л крепленных на полой Г-образной стойке, причем механизм подъема шарнирно установлен в стойке, а привод его связан с пневмосистемой транспортного средства. о СП 00
и
Фиг.5
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Проспект ВДНХ | |||
ВИЭМС, 1976 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Электродинамический источник сейсмических импульсов Сейсмодин | |||
Проспект | |||
Внешторгиздат, изд | |||
Паросиловая установка с промежуточным перегревом пара за счет теплоты пара более высокого давления и более значительного перегрева | 1927 |
|
SU8071A1 |
Авторы
Даты
1984-07-30—Публикация
1979-06-22—Подача