Способ определения величины дисбаланса роторов Советский патент 1985 года по МПК G01M1/16 

Описание патента на изобретение SU1145253A1

4 СЛ IsD

СЛ

СО 1 Изобретение относится к диагност рованию роторных машин и может быть использовано при контроле дисбаланса i OTopoB, установленных на подшипниках качания, без разборки машин как в процессе эксплуатации, так и в процессе производства. Известен способ опредапения величины дисбаланса роторов в подшипниках качения, заключающийся в том, что производят разгон ротора, измеряют спектр вибраций его опоры, выделяют из него спектральную составляющ о с частотой вращения ротора и по ее амплитуде судят о дисбалансе ротора Cl3. Недостатками этого способа являются необходимость использования датчиков, как правило встроенных, и связанная с этим сложность реализации и ограниченная область применения, особенно при балансировке собранных машин. Наиболее близким к изобретению является способ определения величины дисбаланса роторов в подшипниках качения, заключающийся в том, что производят разгон роторов, измеряют спектр вибраций его корпуса, оп(редаляют частоту маятникового резонанса и по ней судят о величине дисбаланса С2 . При увеличении частоты вращения ротора происходит рост величины центробежной С1шы, вызванной его неуравновешенностью, вследствие чего на определенной частоте вращения когда центробежная сила становится равной силе тяжести ротора, происхо дит отрыв цапфы вала от подшипника и смена режима его работы, что сопр вождается ударами цапфы о подшипник Указанный способ используется при определении дисбаланса ротора, для чего фиксируют частоту вращения на которой происходит отрыв цапфы. Тогда, зная массу ротора, приходящу юся на опору, дисбаланс JDp ротора вычисляют в указанной плоскости опоры по формуле )

m - неуравновешенная масса ротора;

г- - эксцентриситет неуравновешенной массы ротора, относительной оси вращения;

G - вес ротора;.

D.-cJcosoi

где 2 - число тел качения подшипника (шариков или роликов); 532 частота вращения ротора при маятниковом резонансе. Недостатком известного способа является необходимость оборудования ротора встроенным датчиком фиксации момента отрыва цапфы вала от шариков (от наружной обоймы для подшипника скольжения), что ограничивает область применения способа, так как существующие роторные маошны в преобладающем своем количестве не имеют таких датчиков (газотурбинные двигатели, турбохолрдильные машины и так далее). Цель изобретения - расширение технологических возможностей способа. Поставленная цель достигается тем, что согласно способу определения величины дисбаланса роторов в подшипниках качения, заключающемуся в том, что производят разгон ротора, измеряют спектр вибраций его корпуса, определяют частоту маятникового резонанса, фиксируют скачкообразное уменьшение амплитуды спектральной составляющей, частота которой соответствует частоте вращения тел качения подшипника,, и в этот момент определяют частоту маятникового резонанса. На чертеже приведена блок-схема устройства, реализующего предлагаемый способ. Устройство содержит датчик 1 виб{эаций, соединенные с ним входами два избирательных автоматически перестраиваемых фильтра 2 и 3,частотомер 4 и СВЯЗАННЫЙ с ним регистратор 5, а вторые входы частотомера 4 и регистратора 5 связаны соответств енно с выхода1ч1и первого и второго фильтров 2 и 3. Сигнал с датчика 1 вибраций поступает на автоматически перестраиваемые фильтры 2 и 3, которые служат для выделения из спектра вибраций ротора спектральных составляющих. соответственно с частотой uj вращения ротора и частотой to щ вращения . тел качения, величину которой определяют из уравнения p - диаметр окружности, проходящей по центрам тел качения;d - диаметр тела качения; 0 - угол контакта. Автоматическая перестройка фильтров может быть осуществлена с помощью, например, фазовой автоподстройки частоты. Частотомер 4 служи для измерения частоты вращения ротора и выдачи информации на регистратор 5, который регистрирует информацию о частоте вращения ротора и одновременно об амплитуде спектральной составлякйцей с частотой вра щения тел качения. Такое исполнение устройства позволяет определить частоту вращения ротора в момент резкого уменьшения амплитуды состав ляющей с.частотой вращения тел качения, т.е. в момент равенства цент робежной силы от дисбаланса ротора и силы тяжести ротора, когда происходит смена первого режима работы подшипника на второй, при котором возникает явление отрыва внутреннего кольда от шариков. Таким образом изменяется характер взаимодействия между валом и шариками, а следовательно, в спектре вибраций ротора исчезает амплитуда составляющей с частотой вращения тел качения. Способ реализуется следующим образом. Балансируемый ротор плавно разгоняют в подшипниках качения, измеряют спектр вибраций корпуса вращающегося ротора. Непрерывно выделяют с помощью фильтров 2 и 3 и через частотомер 4 фиксируют регистраторо 5 величины частоты U) вращения ротора и амплитуды составляющей с частотой Ыц вращекия тел качения подшипника, определяемой из уравнения (2). Фиксируют значение частоты и) вращения ротора в момент скачкообразного, уменьшения амплитуды А спектральной составляющей с частотой u) вращения шариков, определяют величину частоты маятникового резонанса как значение частоты вращения ротора в этот момент времени. С помощью уравнения (1) определяют величину дисбаланса. Таким образом, изобретение позволяет контролировать дисбаланс роторов, не имеющих встроенных датчиков, при диагностировании в процессе эксплуатации или ремонта без демонтажа и разборки. Установка вибродатчика на корпус роторной машины технически легко вьтолнима и не является препятствием для реализации способа. Способ дает возможность расширить область его применения при диагностировании роторных машин за счет расширения номенклатуры изделий, не имеющих встроенных датчиков для фиксации момента отрьша от Г1ОДшипника. Кроме того, появляется возможность отказаться и от трудоемкого традищшнного способа измерения дисбаланса ротора с использова1сием специального балансировочного оборудования, что требует демонтажа изделия с объекта и частичной его разборки. Указанные обстоятельства обусловливают получение значительного экономического эффекта.

Похожие патенты SU1145253A1

название год авторы номер документа
Способ определения величины дисбаланса роторов машин 1988
  • Авдеев-Федосеев Артур Николаевич
  • Герман Владимир Федорович
  • Потапов Владимир Николаевич
SU1552022A1
Способ контроля дисбаланса ротора электродвигателя 1981
  • Потапов Владимир Николаевич
  • Смердев Александр Анатольевич
SU1034127A1
Устройство диагностирования шарикоподшипников электрической машины 1983
  • Потапов Владимир Николаевич
  • Смердев Александр Анатольевич
SU1107220A1
ВИБРАЦИОННАЯ ИЗМЕЛЬЧИТЕЛЬНАЯ МАШИНА 2015
  • Ермолаев Алексей Александрович
  • Кошелев Александр Викторович
RU2604005C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Миронов Алексей
  • Падеров Анатолий Николаевич
RU2297613C2
Способ обеспечения автоматической балансировки статически неуравновешенного ротора 2021
  • Артюнин Анатолий Иванович
  • Суменков Олег Юрьевич
RU2766945C1
СПОСОБ МОНТАЖА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Назаренко Юрий Борисович
RU2528789C1
ВИБРАЦИОННАЯ ТРАНСПОРТИРУЮЩАЯ МАШИНА 2012
  • Антипов Василий Иванович
  • Антипова Раиса Ивановна
  • Кошелев Александр Викторович
  • Денцов Николай Николаевич
RU2532235C2
Устройство для измерения жесткости подшипника качения 1983
  • Миронович Виталий Павлович
  • Михайлов Леонид Валерьевич
  • Чаадаева Евгения Ефимовна
  • Явленский Константин Николаевич
SU1134896A2
Вибрационная резонансная планетарно-шаровая мельница 2022
  • Артеменко Алексей Геннадьевич
  • Кошелев Александр Викторович
  • Яшунин Андрей Николаевич
RU2819319C1

Реферат патента 1985 года Способ определения величины дисбаланса роторов

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ДИСБАЛАНСА РОТОРОВ в подшипниках качения, заключающийся в том, что производят разгон ротора, измеряют спектр вибраций .его корпуса, определяют частоту маятникового резонанса и по ней судят о величине дисбаланса, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей способа, фиксируют скачкообразное уменьшение амплитуда спектральной составляющей, частота которой соответствует частоте вращения тел качения, и в этот момент определяют частоту маятникового резонанса. b

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1145253A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Измерительное устройство к балансировочному станку 1981
  • Завадский Леонид Владимирович
  • Стельман Исаак Натанович
  • Шигалев Геннадий Александрович
  • Шестаков Валерий Иванович
SU981834A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Самаров Н.Г, Маятниковые колебания ротора и режимы работы подшипников
Сб, Теория и практика балансировочной техники
М., Машиностроение, 1973, с
Клапан 1919
  • Шефталь Н.Б.
SU357A1
.

SU 1 145 253 A1

Авторы

Авдеев-Федосеев Артур Николаевич

Потапов Владимир Николаевич

Даты

1985-03-15Публикация

1983-03-11Подача