Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам операторов систем управления, и может быть использовано для профессионального отбора и обучения радиотелеграфистов, а также для психофизиологических исследований. Целью изобретения является повышение точности устройства с повышением эффективности отбора и обучения путем исследования индивидуальных психофизиологических особенностей саморегуляции сенсорной деятельности субъекта в условиях неожиданной смены темпа. На чертеже изображена блок-схема устройства для обучения и профессионального отбора радиотелеграфистов. Схема содержит (регулируемый) генератор 1 импульсов, выход которого одновременно подключен к последовательно соединенным звуковому генератору 2 и электроакустическому преобразователю 3, последовательно соединенным первому счетчику 4 и второму счетчику 5 и к входам параллельно соединенных элементов И 6 и 7, первый 8 н второй 9 элементы задержки, входы которых подключены соответственно к выходам элемегггов И 6 и 7, а выходы - через элемент ИЛИ 10 к последовательно соединенным блоку 11 дифференцирования, детектору 12 и распределителю 13 импульсов, выходы которого подключены к одним входам соответствующих двухвходовых элементов И 14- 16, другие входы которых объединены и подключены к телеграфному ключу блока 17 ввода ответных действий оператора, выходы которых нодключены к объединенным входам соответствующих элементов И 18-23, выходы которых соединены с входами соответствующих счетчиков 24-29, причем вторые входы элементов И 18, 20 и 22 объединены и подключены к выходу первого триггера 30, один вход которого связан с выходом первого счетчика 4, а другой объединен с вторыми входами элементов И 19, 21 и 23 и подключен к выходу второго триггера 31, соединенному также с вторым входом элемента И 7, второй выход триггера 31 подключен к второму входу элемента И 6, а вход к выходу второго счетчика 5, подключенного также к регулирующему входу генератора 1 и к входу «Установка в «О счетчика 5. Элементы 14-16 объединены в блок 32 элементов И, элементы И 18-23 - в блок 33 элементов И, а счетчики 24-29 - в блок 34 счетчиков. Устройство для обучения и профессионалыюго отбора радиотелеграфистов работает следующим образом. В соответствии с инструкцией обучаемому предлагается нажимать ключ 17 в темпе, задаваемом генератором 1. Через 25 нажатий (это число может быть другим и определяется емкостью счетчика 4), устройство для последуюш,их 25 нажатий начинает фиксировать опережающие, точные и опаздываюшие действия, после чего генератор 1 изменяет задаваемый темп, например, если сначала интервал между импульсами составлял 3 с, то он становится равным 1 с. Происходит внезапное для обучаемого значительное изменение темпа, что вызывает нарушение сенсомоторной деятельности. После изменения темпа сразу же в течение. 25 нажатий фиксируются опережающие, точные и опаздывающие действия, При включении устройства счетчики 4, 5 и 24-29 устанавливаются в нулевое положение, триггер 31 - в положение, при котором появляется потенциал на выходе, связанном с входом элемента И 6, а триггер 30 - в положение, при котором на его выходе, соединенном с входами элементов И 18, 20 и 22, потенциал отсутствует. Генератор 1 формирует импульсы с периоДОм следования 3 с. Эти импульсы с помощью звукового генератора 2 и электроакустического преобразователя 3 предъявляются обучаемому. Кроме того, импульсы с выхода генератора 1 поступают на вход счетчика 4 и на объединенные входы элементов И 6 и 7. Через открытый элемент И 6 импульсы поступают на вход элемента 8, которыи задерживает каждый импульс на время, равное периоду следования. С выхода элемента 8 импульсы через элемент ИЛИ 10 поступают на последовательно соединенные блок 11, детектор 12 и распределитель 13, с помощью которых выделяются зоны опережающих, точных и запаздывающих действий. Селекторные импульсы с выходов распределителя 13 поступают па элементы 14-16, причем селекторные импульсы зоны опережения поступают на элемент 14, зоны точных действий - на элемент 15, а зоны опозданий - на элемент 16. Обучаемый, прослущивая звуковые сиг.. . налы, предъявляемые ему с помощью электроакустического преобразователя 3, нажимает на ключ 17, который формирует короткий импульс, поступающий на объединенные входы блока 32. Если обучаемый точно выдержал паузу, равную временному интервалу следования сигналов, то импульс нажатия совпадает с селекторным импульсом зоны точных действий и на выходе элемента 15 появится сигнал. Если обучаемый нажал ключ блока 17 раньше, то произойдет совпадение импульса нажатия с селекторным импульсом зоны опережающих действий и на выходе элемента 14 появится сигнал. Аналогично, если обучаемый сделал паузу больше времени интервала следования сигналов, то импульс нажатия совпадет с селекторным импульсом зоны опаздывающих действий и сигнал появится на выходе элемента 16.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для профессионального отбора и обучения радиотелеграфистов | 1978 |
|
SU726567A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1138823A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1140147A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1984 |
|
SU1185369A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1176369A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1982 |
|
SU1125222A1 |
Устройство для контроля профессиональных навыков радиотелеграфистов | 1978 |
|
SU771702A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1984 |
|
SU1267465A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1980 |
|
SU896666A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1986 |
|
SU1434481A2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ПРОФГгССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ, содержащее последовательно включенные звуковой генератор и электроакустический преобразователь, первый счетчик, блок счетчиков, блок ввода ответных действий оператора и последова тельно соединенные блок дифференцирования, детектор, распределитель импульсов и первый блок элементов И, второй вход которого подключен к выходу блока ввода ответных действий оператора, отличающееся тем, что, с целью повышения точности устройства, в него введены последовательно включенные генератор импу.чьсои. первый элемент И, перВ1,|й элемент задержки и э.Нмент 1,П11. выход которого соединен с B.XO;I(M ,ии})фсреицирования, последовательно включенные второй элемент И и второй элсмепг .илержки, вы.ход которого соедипсп с икмним входом элемента И.ТИ, два триггера, IJTOрой счетчик и второй блок элементов И, выход которого подключен к входу блока счетчиков, а первый, второй и третий входы - соответственно к выходу первого б.чоки элементов И. neiMUMo триггс ра и порBo ty выходу второго триггер;, соодинонному с первы.м входом BTOpoiO э.чемент;) И и первым входом первого трштера, BTo|U)ii вход которого подключен к выходу первого счетчика, соединенному с входом BTopoix) со счетчика, выход которого подключен к «ходам второго триггера и генератора и.м(Л пульсов, выход которого соединен с входом звукового генератора, с вторым входом втоpoix) элемента И и входом первого счетчика, второй выход второго триггера подключен к второму входу первого элемента И. О) со о о 4;
ПРИБОР ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСтЬ^ГБГ'"'"''''"^" | 0 |
|
SU368855A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Устройство для профессионального отбора и обучения радиотелеграфистов | 1978 |
|
SU726567A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1985-07-23—Публикация
1984-02-09—Подача