Изобретение относится к обучающим устройствам, в частности к приборам для поочередного контроля качества передачи знаков кода Морзе группы обучаемых.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства с повышением эффективности тренажа путем обеспечения возможности преподавателю объективного контроля за каждым обучаемым, своевременного выявления и устранения допускаемых ими ошибок и сокрашение времени подготовки радиотелеграфистов.
На чертеже представлена структура устройства для контроля профессиональной пригодности радиотелеграфистов.
Устройство содержит коммутатор 1 (выбора преподавателем обучаемых для контроля), собранный на тумблерах (кнопках), входы которого связаны с выходами телеграфных ключей блоков 2 ввода ответных действий операторов, переключатель 3 «Контроль , в исходном состоянии соедиНЯЮШ.ИЙ выход коммутатора 1 с входом регистратора 4 времени между знаками, выход которого подключен к индикатору 5 паузы, формирователь 6 одиночного импульса, счетчик 7, дешифратор 8, блок 9 элементов И, второй вход которого соединен с выходом генератора 10 (временных меток), блок 11 счетчиков и блок 12 индикации, СОСТОЯШ.ИЙ из дешифраторов 13, каждый из которых соединен с соответствуюш,ими индикаторами 14, при этом четные дешифраторы имеют выход, который связывает их с входами элемента ИЛИ 15, один из входов которого подключен к последнему (десятому) выходу дешифратора 8, а выход (установка в исходное состояние) - к входам счетчика 7 и блока 11 счетчиков.
Блок (регистратор) 4 содержит последовательно соединенные инвертор 16, одновибратор 17 и элемент И 18, второй вход которого соединен с выходом инвертора 16.
Формирователь 6 состоит из последовательно соединенных элемента 19 дифференцирования и формирователя 20 импульсов.
В зависимости от требуемой точности определения длительности элементов знака и скорости передачи частоту генератора 10 изменяют в пределах 400-800 Гц.
Устройство работает следующим образом.
При включении питания включается генератор 10, счетчики 7 и 11 устанавливаются в исходное состояние. Преподаватель тумблером на панели коммутатора 1 подключает рабочее место обучаемого, работу которого необходимо проконтролировать. Передаваемые обучаемым элементы знака, с выхода телеграфного ключа блока 2 через коммутатор 1 и переключатель 3 (в исходном состоянии) поступают на вход инвертора 16. Инвертированные элементы
знака подаются на вход одновибратора 17 и вход элемента И 18, на второй вход которого поступают импульсы с инверсного выхода одновибратора 17. При передаче
точек, тире и пауз между ними на выходе элемента И 18 импульсы отсутствуют. При передаче обучаемым паузы между знаками, длительность которой в три раза больше паузы между элементами знака, на выходе элемента И 18 появится импульс, который, поступая в индикатор 5, обеспечит загорание лампочки «Пауза.
Преподаватель, приняв сигнал паузы между знаками, (который необходим для того, чтобы правильно определить передаваемый элемент в знаке - первый, второй, ..., последний), нажимает переключатель 3 «Контроль. Очередной знак, передаваемый обучаемым с телеграфного ключа 2 г поступит на вход формирователя 6.
Пусть обучаемый формирует знак А (.-).
0 Передний фронт поступившего элемента знака (точки) формирует первый (нечетный) положительный импульс на выходе элемента 19 дифференцирования. Этот импульс преобразуется формирователем 20 в
5 короткий импульс прямоугольной формы, который поступает на счетный вход счетчика 7, обеспечивая на первом его выходе появление сигнала. Сигнал с выхода счетчика 7 поступает на дешифратор 8, на первом выходе которого появляется единичный потенциал. Этот потенциал, воздействуя на первый вход элемента 9, обеспечивает прохождение временных меток с выхода генератора 10 на первый (счетный) вход счетчика 11. Задний фронт поступившей точки формирует второй (четный) положительный импульс на выходе элемента 19 дифференцирования. Этот импульс поступает на счетный вход счетчика 7 и переводит его в следующее (второе) положение, обеспечивая появление единичного потенциала
0 на втором выходе дешифратора 8 и одновременно прекращая действие единичного потенциала на первом выходе дещифратора 8, длительность которого определялась элементом знака (точкой), заданной ключом блока 2.
Временные метки с генератора 10 теперь поступают на второй счетчик 11, так как на управляющий вход второго элемента 9 воздействует единичный потенциал.
При формировании обучаемым следующего (второго) элемента знака (тире) аналогично описанному на выходе элемента 19 дифференцирования появляется третий импульс, который поступит на первый вход счетчика 7 и переведет его в следующее (третье) положение, обеспечивая появление единичного потенциала на третьем выходе дешифратора 8 и одновременно прекращая действие единичного потенциала на втором его выходе, длительность которого определилась сформированной ключом блока 2 паузой. Появление единичного потенциала на выходе дешифратора 8 обеспечивает поступление временных меток на вход следующего счетчика 11 и т.д., при этом каждый нечетный импульс с выхода элемента 19 дифференцирования определяет начало формируемого элемента знака (точки, тире) и конец паузы, а каждый четный импульс - конец формирования элемента знака и начало формирования паузы.
Так как длительность паузы, следующей за тире, составляет не менее двойной длительности паузы между элементами знака, то после передачи знака из двух элементов (А) четвертый счетчик 11 переполняется и на выходе четвертого дещифратора 13 появляется импульс, который поступая через элемент 15 на второй вход счетчика 7, осуществляет установку последнего в исходное (нулевое) состояние, а воздействуя на вторые входы счетчиков 11, обеспечивает считывание информации с последних через дещифраторы 13 на индикаторы 14, фиксируя индикацию длительности переданных элементов знака, в данном случае точки, тире и паузы между ними.
Аналогично производится индикация длительности одно-, трех- и четырехэлементных знаков.
Если же передаваемый знак кода Морзе содержит пять элементов, то импульс, сформированный задним фронтом пятой посылки (десятый импульс), с десятого выхода дешифратора 8 через элемент 15 поступит на вторые входы счетчиков 11, обеспечивая считывание информации через дешифраторы 13 в индикаторы 14, и на второй вход счетчика 7, обеспечивая его установку в исходное состояние.
Преподаватель по индикаторам зрительно оценивает длительность каждого элемента и паузы между ними и заносит результаты оценки в журнал контроля. При этом время на анализ качества передачи, которое определяется временем передачи
следующего знака, можно увеличить, если при индикации результатов данного знака индикаторами 14 переключатель 3 возвратить в ис.ходное положение.
Затем переходят к контролю передачи следующего обучаемого аналогично описанному.
После проверки всех обучаемых преподаватель анализирует записанные в тетрадь результаты, определяя общие (грун0 повые) и частные (индивидуальные) ошибки. Выбирая соответствующие методики, предлагает обучаемым устранить имеющиеся недостатки, при этом работа по устранению ошибок ведется как в составе группы, так
г и индивидуально с каждым. Последующий контроль за качеством передачи обучаемых дает воз.можность судить об эффективности примененной методики по устранению ошибок (недостатков).
Использование изобретения в устрой0 ствах для контроля за передачей знаков кода Морзе позволяет повысить эффективность тренировки rpynnt) обучаемых за счсч обеспечения возможности обт ективного контроля за каждым обучаемым со стороны прес- подавателя, своевременного выявления ошибок, связанных с нарушением ритмичности и соразмерности при передаче элементов знака, приводящих к возникновению так называемого «почерка в передаче.
Частый контроль передачи обучаемых
0 позволяет своевременно подмечать и предупреждать недостатки в передаче. Поэтому обнаружение и своевременное устранение ошибок является главной задачей при обучении передаче на ключе.
Преподпватель, исходя из анализа результатов контроля, имеет возможност1 применить ту или иную методику для устранения недостатков (ошибок) в передаче как в целом ко всей группе, так и индивидуально к каждому обучаемому. Это сокращает время на отработку знаков кода Морзе и экономит материальные затраты на подготовку радиотелеграфистов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля профессиональных навыков радиотелеграфистов | 1985 |
|
SU1320837A1 |
Устройство для контроля профессиональных навыков радиотелеграфистов | 1985 |
|
SU1339618A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1098025A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1287217A1 |
Тренажер раиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1169005A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1982 |
|
SU1072284A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1989 |
|
SU1601622A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1111195A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1167640A2 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1988 |
|
SU1532963A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ, содержащее блоки ввода ответных действий операторов, последовательно включенные счетчик, блок элементов И, блок счетчик,рв, блок индикации и элемент ИЛИ, второй вход которого соединен с одним из выходов дешифратора, а выход - с первым входом счетчика и вторым входом блока счетчиков, и генератор, выход которого подключен к второму входу блока элементов И, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены последовательно включенные коммутатор, переключатель и регистратор времени, выход которого соединен с вторым входом блока индикации, и формирователь одиночного импульса, вход которого подключен к второму выходу переключателя, выход - к второму входу счетчика, а вход коммутатора соединен с выходами блоков ввода ответных действий операторов. (Л Oi со О5
Тренажер радиотелеграфиста | 1982 |
|
SU1043723A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1098025A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1985-07-23—Публикация
1984-02-27—Подача