ч
1
4ib
Од
О Изобретение относится к дорожном строительству, а имeнFЮ к технологии приготовления составов вяжущих веществ. Цель изобретения - 11овьщ1ение качества целевого продукта и расши рение сырьевой базы при введении 4-8 мас,% каменноугольного компонента в окисляемый гудрон за 1520% времени до окончания процесса окисления. Пример. Проведены сопоставительные опыты по получению каменноугольных вяжущих путем смещения компонентов, окисленид смеси.компонентов и по предлагаемому способу. Исследования влияния различных количеств добавки дегтя марки Д-2 и каменноуголь.ной смолы в битз на склонность дегтёбитумов к старению и их адгезионные свойства на примере битумов ВИД 60-90 приведены в табл. 1, а также время старения до хрупкого разрушения и оценка сцепления битума с минеральными материа лами при различном содержан 1и камен ноугольньк вяжущих в смеси. Сцепление дегтёбитумов с минеральной частью оценивают по шкале Лысихиной после кипячения в течение 30 мин щебенок, обработанных вяжущи Из табл. 1 следует, что для дост жения высоких адгезионных свойств бит ма к минеральному материалу необходим добавка не менее 1 О мае.% дегтя или смолы, однако указанное количество добавки каменноугольных вяжущих снижает термоокислительную устойчивость битумов с 28 до 16-18 ч. Исследование влияния количества добавки каменноугольных материалов в гудрон до окисления на свойства образующихся битумов приведено в табл. 2. Как из данных, приведенных в табл. 2, добавка дегтя в количестве 5-10 мас,% в гудрон перед окислё.нием не оказьшает существенно влияния на адгезионные свойства образующихся вяжущих. Добавка дегтя 15 мас.% позволяет получить вяжущие с высокими адгезионными свойствами лишь с основными породами (известняками). В то же время стабильность свойств таких вязкущих несколько сни жена (период старения до хрупкого разрушения понижен с 28 до 22 ч), Кроме того, добавка к гудрону перед окислением 15 мас.% дегтя спо-г собствует образованию осадка уже при температуре окисления 220°С. Добавка дегтя в количестве 20 мас,% позволяет получить окислением вяжуш 1е с высокими адгезионными свойствами, как к основным, так и к кислым породам, но при этом снижается их термоокислительная устойчивость и образуется осадок уже при температуре окисления более 180°С. Добавка к гудрону 25 мас.% дегтя способствует образованию осадка уже при температуре окисления 180°С. Каменноугольная смола в количестве 10 мас.%, добавляемая к гудро-. ну перед окислением, позволяет повысить адгезионные свойства образующихся вяжущих как к основным, так и ккислым породам, однако температура окисления компаунда не должна превышать 180°С, так как уже 15мас.% смолы в гудроне при такой темпера-. туре способствует образованию осадка. Окисление по предлагаемому способу проводят в лабораторной окислительной установке компрессорного типа емкостью 4 л. В окисляемое нефтяное сырье через горловину в крьшке окислительной установки вводят различное количество дегтя марки Д-2 и каменноугольной смолы высокотемпературного коксования, отвечающей требованиям -ГОСТ 4492-69 после различного времени окисления нефтяного гудрона. В качестве нефтяного сырья используют гудрон со свойствами, приведенными в табл. 3. Применяемьй каменноугольный деготь марки Д-2 имеет свойства, приведенные в табл. 4. Используемая каменноугольная смола обладает свойствами, приведенньии в табл. 5. Окисление проводят при 200 и 220 С. Результаты практически идентичны и отдельно не приводятся. У получаемых вяжущих исследуют период старения .и адгезионные свойства. Установлено, что 4-8 мас.% каменноугольного дегтя или смолы, введенных в окисляемое нефтяное сырье за 1520% времени до конца окисления, не влияет на термоокислительную устойчивость битума и резко повьппает его
31
адгезионные свойства. Результаты исследований приведены в табл. 6.
По данным табл. 6 видно, что 48 мас.% как дегтя, так и каменноугольной смолы, введенные после. 80- 85% времени окисления нефтяного гудрона позволяют получить вяжущие с высокими адгезионными свойствами без изменений устойчивости последних к старению. Увеличение времени предварительного окисления нефтяного гудрона - введение дегтя или смолы после 90% времени окисления до готовности битума, даже малых количеств 4-6 мас.% сохраняет высокие адгезионные свойства вяжущего, но снижает его термоокислительнзгто устойчивость. Более раннее, после 75% времени окисления, введение как дегтя, так и смолы даже в количеств 8 мас.% снижает сщгезионные свойства вяжущих. Введение 10 мас.% добавки после 85% времени окисления снижает период старения с 28 до 2044604
24 ч. При введении 10 мас.% добавки ранее, после 75+ времени окисления, ухудшаются адгезионные свойства приготавливаемых при использовании 5 дегтя вяжущих, а при использовании смолы образуется осадок.
Образуняциеся вяжущие обладают свойствами, приведенными в табл. 7.
Результаты, приведенные в табл. 7, свидетельствуют о том, что образую-
fO щиеся вяжущие отвечают требованиям, предъявляемым к вязким нефтяным дорожным битумам, а по показателю сцепления соответствуют улучшенным битумам.
t5
Таким образом, введение непосредственно в окисляемый нефтяной гудрон 4-8 мас.% каменноугольных вяжущих позволяет получать органические вяжущие для дорожного строительства с высокими адгезионными свойствами без снижения их термоокислительной устойчивости.
Таблица 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ получения вяжущего для дорожных покрытий | 1984 |
|
SU1213063A2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЯЖУЩЕГО МАТЕРИАЛА | 2011 |
|
RU2484109C2 |
Способ получения вяжущего для дорожных покрытий | 1982 |
|
SU1062244A1 |
Способ получения вяжущего | 1989 |
|
SU1641855A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЖИДКИХ БИТУМНО-КАУЧУКОВЫХ ВЯЖУЩИХ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ХОЛОДНЫХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ | 2000 |
|
RU2190579C2 |
Способ получения битумно-полимерного вяжущего | 2016 |
|
RU2629678C1 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ХОЛОДНОЙ ОРГАНОМИНЕРАЛЬНОЙ СМЕСИ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ | 2008 |
|
RU2351703C1 |
АКТИВИРОВАННЫЙ МИНЕРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК | 2001 |
|
RU2194679C1 |
Способ получения битума | 1985 |
|
SU1326603A1 |
Применение нефтяного кокса в качестве модификатора битума | 2021 |
|
RU2769049C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЯЖУЩЕГО ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА путем окисления смеси нефтяного гудрона и каменноугольного компонента при 200-220 С кислородом воздуха, отличающийся тем, что, с целью повьшения качества целевого продукта и расширения сьфьёвой базы, в качестве каменноугольного компонента используют необезвоженную каменноугольную смолу или деготь, который вводят в количестве 4-8 мае./ в окисляемый гудрон за I5-20% времени до окончания процесса окисления. б
творительно
рительно 1
III
t- ш
X
о о. tt о
. я :
2
mp о о о in
in «
в1 m Ф - . Ш - 00
If
Ш 0) tt H
§ s
S
«00
lu
X
0
z s r;
H
o
Й
g
q о о
ш z
f S
I
td «п
i: г: S
Й
Вязкость условная при , с, диаметр отверстия 5 мм
Температура вспьшки, с
10 30
Вязкость, с С
Содержание веществ нерастворимых в толуоле, мас.%
Содержание фенолов, мас.%
Содержание нафталина, мас,%
Плотность при 20°С, г/см
Содержание веществ, не растворимых в толуоле
Зольность
Содержание нафталина, %
Вязкость условная при , Е
Таблица 3
20-40
28
Не ниже 190
195
Таблица 4
18
5-20
11
Не более 20
Не более 3
Не более 4
1,22 Не более 1,22
Не более 9 Не более 0,2
Не более 10 .5-4,2
Глубина проникання иглы,
при С
Сцепление с мрамором или песком Вьщерживает по контрольному образцу № 1
Индекс пенетрации -0,2
Вьщерживает по контрольному образцу № 2
-0,3
Способ получения вяжущего для дорожных покрытий | 1982 |
|
SU1062244A1 |
Руководство по применению каменноугольных вяжущих в дорожном строительстве | |||
М.: Транспорт, 1979, п | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Приспособление в центрифугах для регулирования количества жидкости или газа, оставляемых в обрабатываемом в формах материале, в особенности при пробеливании рафинада | 0 |
|
SU74A1 |
Авторы
Даты
1985-08-23—Публикация
1984-03-11—Подача