I 1
Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для гашения колебаний, и может быть использовано, например, в атомных реакторных установках.
Известен механический демпфер, состоящий из корпуса, помещенного в него неподвижного опорного диска, подвижного диска, нажимного колеса, набора шариков, центрального винтового стержня, гайки и хвостовины, действие которого основано на использовании силы трения между опорными поверхностями, передаваемой через шариковьм механизм, размещенньм между подвижными и неподвижными дисками D .
Недостатком этого устройства является отсутствие жесткого фиксированного перемещения закрепленного объекта, так как вся нагрузка передается через шарики, установленные в гнездах между дисками. Шарики деформируют под нагрузкой опорные поверхности, что приводит к измене- нию величины перемещения прикрепленных к демпферу объектов.
По основному авт.св. № 1043384, известен амортизатор, содержащий корпус, в котором выполнена кольцевая проточка, установленный в корпусе резьбовой стержень, расположенную на нем и установленную в кольцевой проточке с возможностью вращения и осевого перемещения гайку, подпружиненную относительно корпуса, и хвостовик, связанный с резьбовым стержнем посредством упругих элементов 2 .
. Недостатком известного устройства является его невысокая надежность при работе в режиме ударных нагрузок.
Цель изобретения - повышение надежности в режиме ударных нагрузок.
Указанная цель достигается за счет того, что известный амортизатор снабжен охватьгоающей гайку и жестко связанной с ней инерционной массой и подпружиненными шариками, взаимодействующими с торцовыми поверхностями инерционной массы.
#
На чертеже изображен предлагаемый амортизатор, продольный разрез.
Аморзатор содержит составной корпус 1, половины которого соединяются с помощью резьбовой крьшжи 2 или же с помощью скоб (не показаны).
89812
Корпус 1 связан с хвостовиком 3 при помощи установленной на нем с возможностью осевого перемещения втулки 4, ввинчиваемой в хвостовик 3 и
5 закрепляемой контргайкой 5. Хвостовик 3 соединен через сферическую опору 6 с амортизируемым объектом (не показан), а противоположный . хвостовику торец корпуса 1 соединен
О с помощью резьбовых отверстий 7
с неподвижной опорой (не показана). В корпусе 1 установлен резьбовой стержень 8 и расположенная на нем гайка 9 с несамотормозящейся резьбой.
5 Гайка 9 снабжена жестко связанной с ней инерционной массой 10, установленной в кольцевой проточке корпуса 1 с осевым зазором. Центрирование гайки 9 относительно корпуса 1 осуществляется с помощью роликоподшипников 11. Внутренние кольца роликоподшипников гладкие и в осевом направлении могут перемещаться вместе со стержнем 8. Фиксация гайки 9
5 с инерционной массой 10 в нейтральном положении в проточке корпуса 1 осуществляется шариками 12, которые помещены в расточки 13 в половинах корпуса 1. Шарики 12 поджаты пружинами 14 с помощью винтов 15. Шарики 12 упираются в торцы инерционной массы 10, определяя фиксированную ее установку в нейтральном положении.
5 в хвостовике 3 расположен компенсирующий механизм, включающий в себя состоящую из двух частей 16 и 17 обойму, внутри которой расположены упругие элементы 18, поджатые гайками 19 до образования необходимого зазора между частями 16 и 17 обоймы, через упругие элементы 18 резьбовой стержень 8 связан с хвостовиком 3, а на другом конце резьбового стержня
8 имеется центрирующий элемент 20, закрепленный гайками 21.
Амортизатор работает в двух режимах: в режиме медленного перемещения амортизирующего объекта в осевом направлении (например, при деформировании объекта от нагревания или остывания, или при деформировании от внутреннего давления) и в режиме
быстрых перемещений амортизируемого объекта с большими ускорениями (например, при сейсмических воздействиях на объект). При медленных перемещениях аморти зируемого объекта осевое усилие от сферической опоры 6 передается на хвостовик 3, через упругие элементы 18 на резьбовой стержень 8. При пере мещении стержня 8 инерционная масса, опираясь на шарики 12, заставляет гайку 9 вращаться, так как гайка 9 и стержень 8 соединены несамотормозящейся резьбой. Вращаясь, гайка 9 позволяет стержню 8 перемещаться в осевом направлении. При быстрых перемещениях с больши ми ускорениями (при толчках и ударах с резьбовым стержнем 8 перемещается и гайка 9 с инерционной массой 10, не вращаясь, так как инерционное сопротивление массы 10 препятствует вращению гайки 9. Отжимая боковой поверхностью шарики 12, инерционная масса 10 контактирует с поверхностью корпуса 1, образуя пару трения. Поверхности корпуса 1 ограничивают перемещение резьбового стержня и не позволяют инерционной массе 10 вращаться. Величина перемещения резьбового стержня определяется зазором между инерционной массой 10 и опорвыми поверхностями корпуса 1. При ударных нагрузках,превышающих номинальное усилие, передаваемое упругими элементами 18, возникающее на резьбовом стержне 8 усилие сжимает дополнительно упругие элементы 18 на величину зазора между торцами частей 16 и 17 обоймы, гася удар на резьбовое соединение стержень-гайка, на рабочие поверхности инерционной массы 10 и корпуса 1. В этом случае перемещение амортизируемого объекта, прикрепляемого к сферической опоре, равно сумме зазоров между торцами частей 16 к 17 обоймы и между инерционной массой и одной из поверхностей орпуса 1, что дополнительно повышает адежность и долговечность всего аморизатора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Амортизатор | 1980 |
|
SU1043384A1 |
АМОРТИЗАТОР | 2005 |
|
RU2277651C1 |
Самонастраивающийся амортизатор | 2018 |
|
RU2696150C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ ОТДЕЛЯЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЧАСТЕЙ ИЗДЕЛИЯ ОТ КОРПУСА | 2002 |
|
RU2234005C2 |
Амортизатор | 1984 |
|
SU1328615A1 |
Резьбонарезное устройство | 1985 |
|
SU1294514A1 |
Амортизатор | 1984 |
|
SU1239435A1 |
АМОРТИЗАТОР СИСТЕМЫ ВИБРОЗАЩИТЫ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ | 2021 |
|
RU2774216C1 |
ПРУЖИННЫЙ АМОРТИЗАТОР | 1992 |
|
RU2062920C1 |
АМОРТИЗАТОР | 1972 |
|
SU436191A1 |
АМОРТИЗАТОР по авт.св.№1043384, отличающийся тем, что, с целью повьшения надежности амортизатора в режиме ударных нагрузок, он снабжен охватывающей гайку и жестко связанной с ней инерционной массой и подпрз жиненными шариками, взаимодействующими с торцовыми поверхностями инерционной массы. td № rr J9 3.
Устройство двукратного усилителя с катодными лампами | 1920 |
|
SU55A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Амортизатор | 1980 |
|
SU1043384A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1985-09-15—Публикация
1981-01-14—Подача