Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным муфтам с гидравлическим управлением.
Целью изобретения является увеличение несущей способности и надежности работы, снижение затрат мощности на управление, а также увеличение плавности переключения путем использования центробежного давления рабочей жидкости для увеличения нажимного усилия и осуществления перекрытия при переключении передач.
На чертеже схематически показана двойная фрикционная муфта с гидравлическим управлением.
В корпусе 1 гидроципиндра имеется перегородка, по обе стороны от которой установлены поршни 2 и 3, образующие с ним рабочие полости 4 и 5 и взаимодействующие с установлен ными в пазах корпуса 1 ведущими дисками 6 и 7 двух фрикционньк муфт, ведомые диски 8 и 9 которых установлены на ступицах 1C и 11. По периферии поршней 2 и 3 вьтолнены кольцевые проточки 12 и 13, а в корпусе 1 гидроцилиндра выполнены каналы 14 и 15 для разноименного соединения кольцевых проточек 12 и 13 с полостями 5 и 4 соответственно. На контактирующих с поршнями 2 и 3 поверхностях корпуса 1 гидроцилиндра со стороны его торца на расстоянии от каналов 14 и 15, равном ходу поршня 2 или 3, вьтолнены сливные каналы 16 и 17 для соединения кольцевых проточек 12 и 13 поршней 2 и 3 с атмосферой. При этом ширина кольцевых проточек 12 и 13 больше расстояния между каналами 14 и 17 и каналами 15 и 16 соответственно. Давление в полости 4 и 5 подаётся по каналам 18 и 19, Корпус 1 закреплен на валу 20.
Двойная фрикционная муфта работает следующим образом,
При подаче давления через канал 1 в полость 4 она заполняется рабочей жидкостью и поршень 2 перемещается до смыкания пакета ведущих 6 и ведомых 8 дисков левой фрикционной муфты С подъемом давления в полости 4 на поршень 2 действует сумма статического и центробежного давлений рабочей жидкости. Для переключения с левой фрикционной муфты на правую полость 4 соединяется со сливом, а полость 5 - с линией подачи давлеьгая через канал 19, При этом, так как
корпус 1 вращается вместе с валом 20 жидкость из полости 4 не сливается, а ее центробежное давление создает нажимное усилие на поршень 2, поддерживая левую фрикционную муфту в замкнутом состоянии. Одновременно полость 5 включаемой правой фрикционной муфты быстро заполняется рабочей жидкостью (так как сечение канала 15 намного меньше сечения подводящего канала 19, утечки за это время незначительны), и поршень 3 перемещается до сжатия пакета ведущих 7 и ведомых 9 дисков правой фрикционной муфты, В конце хода поршня 3 его кольцевая проточка 13 соединяет канал 14 со сливным каналом 17, через который под действием центробежных сил начинает сливаться рабочая жидкость из полости 4, после чего поршень 2 под действием легких отжимных пружин, разводящих диски 6 (на чертеже не показаны), перемещается в исходное положение. С этого момента прекращаются утечки из полости 5 через канал 15 и усилие на смыкаемой правой муфте поднимается до заданной величины. Поскольку левая фрикционная муфта замкнута под действием центробежного давления рабочей жидкости до момента смыкания правой фрикционной муфты, то это устраняет разрыв потока мощности при переключении. Поскольку время от
момента смыкания правой муфты до момента размыкания левой муфты равно времени слива рабочей жидкости из левой муфты по каналу 14, то обеспечивается перекрытие при переключении, время которого зависит от диаметра канала 14, В течение этого времени продолжает снижаться усилие сжатия левой муфты и возрастать усилие сжатия правой муфты.
Поскольку до момента размыкания левой муфты и отхода поршня 2 в исходное положение из полости 5 правой муфты имеются утечки жидкости по каналу 15, предотвращается резкий подъем давления и жесткое включение правой муфты. То и другое содействует увеличению плавности переключения Обратное переключение производится аналогично. Полость 5 соединяется со сливом, а полость 4 - с линией подачи давления. Правая муфта остается замкнутой под действием центробежного давления жидкост i в полос3 11849824
ти 5, а левая муфта замыкается подПоскольку каждая муфта размыкаетдействием центробежного и статичес- iся только после слива рабочей жидкоского давления подаваемой в полость 4ти по каналам 14 или 15, т.е. отсутжидкости. После смыкания левой муф-ствует центробежное давление жидкосты жидкость из полости 5 сливаетсяs ти при отключении, то нет надобноспо каналу 15 через проточку 12 ити в установке сильных отжимных прусливной канал 16, и поршень 3 переме-жин, отводящих поршни 2 и 3 в исходщается в исходное положение, преры-ное положение. В то же время на порван утечку жидкости из полости 4,шень 2 или 3 включенной муфты дейдавление в которой плавно поднимает- 10ствует сумма статического и центрося до заданной величины.бежного давления. Это позволяе.т увеПодбором диаметров каналов 14личить несущую способность и снизить и 15 можно получить требуемые величи-статическое давление, т.е. уменьшить ны перекрытия при переключении нарасход мощности на управление и улучправую и левую муфты. .пмть стабильность работы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ФРИКЦИОННАЯ МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ | 1971 |
|
SU289695A1 |
Муфта включения | 1982 |
|
SU1062445A1 |
Двойная фрикционная муфта с гидравлическим периферийным управлением | 1983 |
|
SU1208359A1 |
Гидропневматическое ударное устройство | 1982 |
|
SU1102935A1 |
Устройство для управления фрикционными элементами гидроподжимных муфт ступенчатой коробки передач транспортной машины | 1988 |
|
SU1521619A1 |
Фрикционная муфта | 1976 |
|
SU616471A1 |
Центробежный регулятор | 1978 |
|
SU917714A3 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1220944A1 |
Гидравлическое устройство управления коробкой передач с двумя сцеплениями транспортного средства | 1983 |
|
SU1184702A1 |
Гидропневматическое ударное устройство | 1977 |
|
SU1044058A1 |
ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ, содержащая два пакета фрикционных дисков, корпус со сливными каналами и перегородкой, по обе стороны от которой расположены подпружиненные поршни, установленные с возможностью взаимодействия с фрикционными.диска /и л 4 1 5 1 13 17 ми и образующие с корпусом две рабочие полости, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы, по периферии поршней выполнены кольцевые проточки, а в корпусе вьтолнены каналы, соединяющие одну из рабочих полостей с кольцевой проточкой второго поршня, а вторую рабочую полость - с кольцевой проточкой первого поршня, а сливные каналы расположены на контактирукицих с поршнями поверхностях корпуса со стороны его торцов на расстоянии от смежных с ними упомянутых каналов, § равном ходу поршня, при этом ширина кольцевой проточки на поршнях больше (Л расстояния между каналами и смежныс: ми им сливными каналами.
Авторы
Даты
1985-10-15—Публикация
1983-06-07—Подача