Описываемое устройство относится к области автотракторостроения, в частности к фрикционным многодисковым муфтам с гидравлическим управлением, преимущественно для коробок передач, например, автомобилей.
Известны фрикционные многодисковые муфты с гидравлическим уерав.тенИем, содержащие корпус, комплекты ведущих и ведомых фрикционных дисков, две рабочие с установленными в них с возможностью осевого перемещения поршнями, нажимной диск и возвратные пружины.
В предлагаемой фрикционной многодисковой муфте с гидравлическим включением с целью увеличения плавности ее включения и повышения надежности работы первая и вторая рабочие камеры муфты соединены между собой посредством клапана, причем порщеиь второй рабочей камеры установлен в ЦИЛИЕТДрической полости нажимного диска, а его опора выполнена в виде дисковой пружины и установлена между первым и вторым поршнями.
Кроме того, клапан может быть выполнен в Виде двух подпружиненных шариков, расположенных рядом, и установлен в поршне первой рабочей камеры, а нажимной диск . выполнить с кольцевой проточкой, соединенной отверстиями со второй рабочей камерой муфты.
Такое конструктивное выполнение обеспе чивает плавное нарастание нажимного усилия за счет последовательного заполнения рабочих камер в процессе включения, увеличивает передаваемый муфтой крутящий момент без применения нажимных рычагов и повышает плавность включения муфты.
На фиг. 1 изображена фрикционная муфта
в сборе (продольный разрез и сечение по А-А); на фиг. 2 - фрикционная муфта в момент начала соприкосновения ведущих и ведомых дисков (продольный разрез и сечение по /1-.4); на фиг. 3 - рабочее положение деталей, когда фрикционная муфта полностью включена (продольный разрез и сечение по Л-Л).
Корпус / фрикционной муфты выполнен с наружными пазами, в которые вставлен комплект ведущих дисков 2 и нажимной днск 3, имеющие возможность перемещаться по указанным пазам в осевом направлении, а также упорный диск 4, зафиксированный от осевого перемещения стопорными кольцами 5 и 6. Между ведущими дисками расположен комплект ведомых дисков 7, подвижно соединенных внутренними шлицами с ведомым элементом муфты - ступицей 8, в которой выполнены отверстия 9 для подачи смазки между дискаВнутри кольцевой полоски корпуса муфты установлен поршень 10, образующий с ней рабочую камеру и, уплотнение которой производится с помощью металлических уплотнительных колец 12 и 13. Поршень 10 соединен с нажимным диском болтами 14. Возврат поршня 10 в исходное (нейтральное) положение осуществляется отжимными пружинами 15, расположенными между нажимным диском и опорой 16 отжимных пружин, которая крепится к корпусу болтами 17.
В цилиндрической полости нажимного диска 3 расположен кольцевой поршень 18, опирающийся посредством пружин 19 на дисковую пружину 20 и образующий -с указанной полостью вторую рабочую камеру 21, уплотияемую с ломощью металлических 22, 23 и 24. От проворачивания относительно диска 3 поршень 18 фиксируется с помощью штифтов 25.
В рабочую камеру 11 масло подается из главной масляной магистрали по каналу 26, а в камеру 21 из камеры 1 через клапан, представляющий собой два шарика 27, опирающиеся на пружину 28. Масло имеет возможность заполнять камеру 21 при открытии канала 29 шариками 27 по каналам 30 и канавкам 31. Два шарика, установленных в канале 29, своими диаметральными плоскостями создают подобие пояска золотника, что нредотвращает возможность сообщения каналов 29 нагнетания с каналом 32 слива при прохождении диаметральной плоскости переднего шарика 27 зоны пересечения каналов 30 с каналом 29 в процессе наполнения камеры 21. Пружина 28 вторым концом опирается на регулировочный винт 33, внутри последнего выполнен канал 32, по которому производится слив масла из камеры 21 в первоначальный момент выключения фрикциона. Регулировочный винт 33 установлен в стакане 34, на наружной поверхности которого с целью уплотнения камеры 21 установлено резиновое кольцо 35. На нажимном диске 3 выполнена кольцевая проточка, образуЮЩ.ая толость 36.
Раб.отает описанная фрикционная муфта следующим 01бра:зо,м.
При подаче масла из гладной масляной магистрали по каналу 26 в рабочую камеру 11 поршень 10, преодолевая сопротивление отжимных пружин 15, перемещается вправо, выбирая зазоры между ведущими 2 и ведомыми 7 дисками и сжимая их с определенным усилием, обеспечивающим возможность пробуксовки. Величина усилия предварительной затяжки пакета дисков определяется регулировкой пружины 28 щариков 27. Параллельно с перемещением порщня 10 происходит перемещение вправо и второго поршня 18 вместе с диском 3 под действием пружин 19. К моменту начала соприкосновения дисков пружины 19 полностью разжимаются, и усилие, передаваемое ими на порщень 18, близко к нулю. После выбора зазоров в пакете дисков (при этом периферийный канал слива 37 из камеры //
плотно закрывается ведущим диском, прилегающим к диску 3) давление в камере // повышается, и под его воздействием шарики 27 перемещаются вправо, и, сжимая пружину 28,
открывают вход в каналы 30, по которым масло устремляется в камеру 21, заполняя ее свободный объем.
Под воздействием плавно растущего давления поршень 18 отходит влево, сжимая пружину 19, что обеспечивает плавное нарастание усилия, передающегося на пакет дисков через нажимной диск 3. При дальнейшем движении влево в камере 21 поршень 18 своей внутренней кромкой садится на внутреннюю кромку
дисковой пружины 20. По мере нарастания давления в камере 21 происходит плавная деформация дисковой нружины 20 до упора поршня 18 в нее всей поверхностью. Характеристика дисковой пружины подобрана таким
образом, что к моменту окончания работы пружин 19 происходит незначительная ее деформация, а основной прогиб с момента начала контакта поршня 18 и пружины 20 по внутренним кромкам, что обусловливает дальнейшее
плавное нарастание давления в камере 21 до окончания хода поршня 18, после чего давление в камерах // и 21 вырастает до номинальной величины, обеспечивающей несущую способность фрикционной муфты на всех режимах работы силового агрегата. Во включенном положении фрикционной муфты дренажные утечки масла (незначительны утечки через уплотнения, допускаемые техническими условиями на изготовление фрикционной муфты)
происходят из камеры // через сливное отверстие 38, а из камеры 21 через щель 39.
Выключение муфты происходит следующим образом. С по.мощью механизма управления прекращается подача масла во фрикционную муфту, и канал 26 сообщается со сливом, вследствие чего давление в камерах падает, при этом шарики под воздействием пружины 28 отходят влево, закрывая канал 29 и сообщая камеру
21 со сливом канавки 31 и каналами 30 и 32, а возвратные пружины 15, преодолевая действие центробежного давления в камерах // и 21 вращающейся муфты, начинают перемещать нажимной диск вместе с порщнем 10
влево, выталкивая масло на слив из камеры 11 по каналу 26, при этом, как только нажимной диск начинает отходить влево, открываются периферийные сливные каналы 37 (открытие их облегчается тем, что ведущий диск, прилегающий к нажимному, имеет небольшую тарельчатость, что исключает возможность «слипания его с плоскостью диска 3), масло из камеры 21 выталкивается порщнем 18, который перемещается вправо под воздействием
пружин 19 через канал 32 и периферийные каналы 37, слив масла из последних ускоряется действием центробежных сил. рабочей среды на нажимной диск со стороны камеры 21 и полости 36 будут уравновешивать друг друга и тогда величина усилий отжимных пружин 15 будет определяться действием центробежных сил рабочей среды в камере 11, величиной сил трения уплотнительных колец поршня и усилием пружин 19. Момент начала открытия каналов 30, характеристики пружины /Я дисковой пружины 20 и диаметры проходных сечений каналов 29 и 30 задаются с таким расчетом, чтобы обеспечить возможность определенной пробуксовки ведущих и ведомых дисков в первоначальный момент их сжатия, а полное их замыкание (полное включение фрикционной муфты ) на всех режимах при трогании автомобиля и при. переключении передач производить на плавной кривой нарастания нажимного усилия, -которая обеспечивается характеристикой пружин 19 и 20, объемом камеры 21 и скоростью ее наполнения. Предмет изобретения 1. Фрикционная многодисковая муфта с гидравлическим управлением, содержащая корпус, комплекты ведущих и ведомых дисков, две рабочие камеры с установленными в них с возможностью осевого перемещения поршнями, нажимной диск и возвратные пружины, отличающаяся тем, что, с целью увеличения плавности ее включения и повыщения надежности работы, первая и вторая рабочие камеры муфты соединены между собой посредством клапана, причем поршень второй рабочей камеры установлен в цилиндрической полости нажимного диска, а опора поршня выполнена в виде дисковой пружины и установлена между поршнями. 2., Фрикционная многодисковая муфта по П. 1, отличающаяся тем, что клапан выполнен в виде Двух подпружиренных шариков, ра-оположенных :coocHO,.it установлен в поршне правой рабочей KaMeipa. 3. фрикционная м-нОГодисковая муфта по in. 1, отличающаяся тем, что нажимной диск iBbino.THciH с кольцевой проточкой, соединенной отверстиями со второй рабочей камерой муфты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1970 |
|
SU258863A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИВОДА И ОТКЛЮЧЕНИЯ АГРЕГАТОВ | 1971 |
|
SU312058A1 |
Многодисковая фрикционная муфта с гидравлическим управлением | 1983 |
|
SU1138562A1 |
Устройство управления фрикционной муфтой передачи транспортного средства | 1987 |
|
SU1468784A1 |
Многодисковая фрикционная муфта с гидравлическим управлением | 1985 |
|
SU1355792A1 |
Многодисковая фрикционная муфта | 1981 |
|
SU966353A1 |
Гидравлическая фрикционная муфта | 1981 |
|
SU1032243A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1971 |
|
SU293146A1 |
Фрикционная муфта | 1977 |
|
SU658335A1 |
Фрикционная муфта | 1972 |
|
SU504020A1 |
20
f / 3 35,2
Ж
/
Авторы
Даты
1971-01-01—Публикация