Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при конструировании коробок передач транспортных машин с переключением их ступеней без разрыва потока мощности в трансмиссии.
Известиа фрикционная муфта, применяемая в гидромеханических коробках передач транспортных средств для переключения их ступеней без разрыва потока мощности в трансмчссии 1.
Недостатком этой муфты является трудиость ее выключеиия, поскольку при вращении корпуса и поршня муфты жидкость, иаходящаяся в полости между ними, произво-. дит центробежное давление на поршень, препятствуя его отводу от фрикционных дисков.
Наиболее близким к изобретеиию техническим решением является фрикциоиная муфта, содержащая корпус, пакет фрикциоины 1 дисков, сжимаемых основным поршнем, в центральном отверстии которого размещен подпружиненный дополнительный поршеиь, образующий с основным пор)шнем и корпусом муфты полость для рабочей жидкости, .связанную со сливным краном, а также систему смазки 2|.
Целью Изобретения является повыщеиие плавиости включения муфты.
Цель достигается благодаря тому, что предлагаемая фр11кционная муфта снабжена гидравлической камерой, связанной через дроссельное отверстие с системой смазки и расположенной с одной стороны дополни.тельного поршня, который с другой стороны, (со сторонь полости для рабочей жидкости) связан со сливным краном
На чертеже изображена предлагаемая фрикционная муфта, половина продольного разреза.
Фрикциоиная муфта содержит пакет фрикционных дисков I, сжимаемых основным поршие«; 2, установл$ иным в корпусе 3 муфты, С противоположной поршню 2 «гороиы от пакета фрикциоииых дисков расположей опориый диск 4f закрепленный в корпусе 3. Основной поршень 2 снабжен отжимными пружинами 5 для возврата его в исходное положение при выключении муфты.
В центральном отверстии основного порщ- ня 2 размещен подпружиненный дополнительный поршень 6. Пружииа 7 этого поршня опирается на фланец 8, жестко соединенный с корпусом 3 муфты. Дополнительный поршеиь 6 образует с основпым поршнем 2 и корпусом 3 полость 9 для рабочей жидкости, подаваемой по каналу 10, выполненному в корпусе муфты, и каналу 11, выполненному в валу 12, на котором закреплен корпус 3. На периферии муфты в ее корпусе выполнен сливной кран 13 для слива рабочей жидкости из полости 9, связанной с краном посредством отверстия 14 в корпусе 3. Дополнительный поршень 6 связан со сливным краном 13 со стороны полости 9 посредством зубчатой рейки 15, закрепленной на поршне, и хвостовика 16, соединенного с пробкой сливного крана 13. С другой стороны дополнительного поршня 6 выполнена гидравлическая камера 17, сообш,ающаяся через дроссельное отверстие 18 с системой смазки фрикционных дисков 1. Для подачи смазочной жидкости предусмотрен канал 19 в валу 20, на котором закреплена ступица 21 фрикционных дисков. Канал 19 может быть выполнен не в валу 20, а в валу 12, на котором закреплен корпус муфты. Когда фрикционная муфта выключена, ее полость 9 сообщается со сливом как через отверстие 14 и сливной кран 13, так и через каналы 10 и 11. Основной 2 и дополнительный 6 поршни при этом находятся в крайнем левом положении. Гидравлическая камера 17 заполнена жидкостью, поступаюшей через дроссельное отверстие 18 на смазку фрикционных дисков 1. При включении фрикционной муфты рабочая жидкость по каналам 11 и 10 подается в полость 9, оказывая давление одновременно на основной поршень 2 и дополнительный поршень 6. Пружины 5 имеют сравнительно небольшое усилие, поэтому вначале перемещается основной поршень 2, а дополнительный поршень 6 остаётся на месте. Основной поршень подходит к фрикционным дискам 1 и прижимает их к опорному диску 4, после чего давление жидкости в полости 9 поднимается до величины, при которой начинается перемещение вправо дополнительного поршня 6. Вследствие взаимного трения сжатых фрикционных дисков 1 муфта начинает передавать крутящий момент. Дополнительный поршень 6, действуя на смазочную жидкость в камере 17, вытесняет ее на слив. Благодаря тому, что вытеснение смазочной жидкости производится через дроссельное отверстие 18, перемещение дополнительного поршня 6 происходит постепенно. Во время перемещения поршня 6 рабочая жидкость, поступающая в полость 9, сливается из нее наружу через по-прежнему открытое отверстие 14 и далее через сливной кран 13. В результате в полости 9 устанавливается давление рабочей жидкости, меньщее номинального, что обеспечивает постепенное выравнивание скоростей вращения фрикционных дисков муфты. В конце своего хода дополнительный порщень 6 через зубчатую рейку 15 и хвостовик 16 поворачивает сливной кран 13, слив рабочей жидкости из полости 9 прекращается, а давление в ней поднимается до номинальной величины, обеспечивая надежное замыкание фрикционных дисков. При этом дополнительный поршень 6 упирается в основной поршень 2, увеличивая усилие сжатия фрикционных дисков 1. При выключении фрикционной муфты ее полость 9 сообщается со сливом через каналы 10 и 11, давление в ней падает и дополнительный поршень 6 под действием пружины 7 перемещается влево и поворачивает сливной кран 13, открывая слив рабочей жидкости из полости 9 через отверстие 14. При перемещении дополнительного поршня 6 влево жидкость из системы смазки через дроссельное отверстие 18 поступает в гидравлическую камеру 17, уравновешивая центробежное давление рабочей жидкости на порщень 6 и тем самым облегчая его возвращение в исходное положение. После слива жидкости из полости 9 основной поршень 2 под действием пружин 5 также возвращается в исходное положение и муфта выключается. Описанная конструкция фрикционной муфты позволяет повысить плавность ее включения, уменьшить благодаря этому динамические нагрузки на трансмиссию транспортной машины и повысить ее комфортабельность для пассажиров. Муфта, кроме того, более компактна и проста в управлении, чем известные. Формула изобретения Фрикционная муфта, содержащая корпус, пакет фрикционных дисков, сжимаемых основным поршнем, в центральном отверстии которого размещен дополнительный порщень, образующий с основным порщнем и корпусом полость для рабочей жидкости, связанную со сливным краном, а также систему смазки, отличающаяся тем, что, с целью повыщения плавности включения, она снабжена гидравлической камерой, связанной через дроссельное отверстие с системой смазки, дополнительный поршень со стороны полости для рабочей жидкости связан со сливным краном, а гидравлическая камера расположена с другой его стороны. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: 1.Патент США № 2849889, кл. 74-472, 1951. 2.Авторское свидетельство СССР № 509740, кл. F 16 D 25/063, 1974.
)7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двойная фрикционная муфта | 1976 |
|
SU616472A1 |
Фрикционная муфта | 1976 |
|
SU631711A1 |
Двойная фрикционная муфта | 1978 |
|
SU740998A1 |
Фрикционная муфта | 1975 |
|
SU585341A1 |
Двойная фрикционная муфта | 1976 |
|
SU663908A1 |
Фрикционная муфта коробки передач | 1974 |
|
SU509740A1 |
Двойная гидравлическая фрикционная муфта сцепления | 1981 |
|
SU1122846A2 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1973 |
|
SU408075A1 |
МУФТА ФРИКЦИОННАЯ СДВОЕННАЯ | 1966 |
|
SU182448A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ | 1971 |
|
SU289695A1 |
Авторы
Даты
1978-07-25—Публикация
1976-06-14—Подача