Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым поворотным мачтам.
Цель изобретения - упрощение конструкции мачты и снижение ее стоимости.
На фиг. 1 представлена судовая поворотная мачта в рабочем положении; на фиг. 2 - мачта перед началом поворота, ее центр тяжести находится впереди и ниже оси вращения; на фиг. 3 - начало поворота, когда центр тяжести совпадает с осью вращения; на фиг. 4 - промежуточное положение мачты, когда центр тяжести находится выще и сзади оси вращения; на фиг. 5 - конечное положение мачты с центром тяжести, находящимся ниже и сзади оси вращения.
Судовая поворотная мачта 1 щарнирно установлена на стандерсе 2 при помощи оси 3 вращения и снабжена противовесом 4 и устройством для поворота. Последнее выполнено в виде закрытой емкости 5, закрепленной на мачте 1 выще и сзади оси 3 вращения. Закрытая емкость 5 соединена гибкими трубопроводами (например, резиновыми щтангами) 6 и 7 соответственно при помощи выпускного клапана 8 с системами водоснабжения или водяного отопления, а выпускным клапаном 9 со сточнофановой системой. Ниже оси 3 вращения и сзади нее, например, на стандерсе 2 закреплен упор 10 для взаимодействия с противовесом 4 и для удержания мачты 1 в рабочем положении, причем ось 3 вращения расположена выше и сзади центра тяжести (ЦТ) мачты 1 с противовесом 4. Закрытая емкость 5 снабжена воздушной трубой 11, предназначенной для выпуска или впуска воздуха при повороте мачты 1. Возможен вариант, в котором резиновые щланги 6 и 7 заменены одним шлангом, соединенным с впускным клапаном 8 и выпускным клапаном 9.
Судовая поворотная мачта используется следующим образом.
В рабочем (вертикальном) положении, когда закрытая емкость 5 не заполнена водой, мачта 1 вместе с противовесом 4 стремится повернуться вперед на оси 3 вращения под действием положительного крутящего момента, создаваемого ЦТ, который находится впереди и ниже оси 3 вращения. Поворот предотвращается закрепленным на стандерсе 2 упором 10, в который упирается противовес 4. Клапаны 8 и 9 закрыты.
В том случае, если необходимо повернуть мачту 1 из рабочего положения в нерабочее, открывают впускной клапан 8 и вода из судовой системы водоснабжения или водяного отопления по шлангу 6 поступает в закрытую емкость 5, заполняя ее и вытесняя из нее воздух по воздущной трубе 11. Масса воды, поступивщей в закрытую емкость 5, смещает L,T вверх и назад, уменьшая положительный крутящий момент
(Мкр) относительно оси 3 вращения. В соответствующем положении (фиг. 3) МХР О, поскольку ЦТ совпадает с осью 3 вращения. При дальнейшем увеличении массы воды ЦТ смещается назад, создавая
отрицательный , который поворачивает мачту 1, проходящую промежуточное положение (фиг. 4) до крайнего нерабочего положения (фиг. 5). В этом положении клапан 8 закрывают.
Возвращение мачты 1 в рабочее положение производится в обратном порядке. При закрытом клапане 8 открывают выпускной клапан 9 и вода по щлангу 7 сливается в сточно-фановую систему. Уменьшающаяся масса воды смещает ЦТ вперед и увеличивающийся положительный , поворачивает мачту 1 и возвращает ее в рабочее положение. Воздух по воздущной трубе 11 поступает в закрытую емкость 5 на смену слитой воде и клапан 9 закрывают.
Изменение скорости поворота мачты производится изменением величины проходного сечения клапанов 8 и 9..
й/г.г
СУДОВАЯ ПОВОРОТНАЯ МАЧIA, DiapLHpiiO устанозлеьтная via ста-дг-рое и содержащая противовес и устройство для ее поворота, отличающаяся тем. ч,-, целью упрощения конструкции и снижспк-; ее стоимости, устройство для поворота ты выполнено с закрытой емкостью, снао женной напорным и сливным трубопровода ми соответственно для подачи в нее и слив.ч жидкого балласта, создающего момент вращения, противоположно направленный моменту от действия противовеса, а мачта снабжена установленным соответственна на стандерсе упором с возможностью его контактирования с противовесом мачты. 00 Ot ел 4 00
Авторы
Даты
1985-10-23—Публикация
1984-04-12—Подача