ти плавания судна и улучшение его проходимости при ограниченных по высоте габаритах судового хода, а также обеспечение удобства обслуживания судовых сигнальных и других навигационных средств, расположенных как непосредственно на мачте, так и на поворотном мосту стандерса. Стандерс 2 судовой сигнальной мачты выполнен в виде поворотного поперечного моста 13, закрепленного на шарнирах 16, оси которых установлены ниже верхнего габарита рубки 3. Мост в рабочем положении неподвижно зафиксирован в П-образном фиксируюш,ем кронштейне посредством пальца с байонетной прорезью. В свою очередь.
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым сигнальным мачтам.
Цель изобретения - повышение проходимости и безопасности плавания судна при ограниченных по высоте габаритах судового хода, а также улучшение удобства обслуживания сигнальных средств.
На фиг. 1 представлена судовая сигнальная мачта, обш,ий вид; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 3; на фиг. 5 - разрез Г-Г на фиг. 3; на фиг. 6 - разрез Д-Д на фиг. 4.
Судовая сигнальная мачта состоит из ствола 1 трубчатого сечения, стандерса 2, шарнирно закрепленного на рубке 3 или надстройке судна, и фиксируюшего ограничительного кронштейна 4, неподвижно закрепленного на рубке или надстройке. На верхней части ствола 1 мачты предусмотрена рея 5 с фалами 6, а также плош,ад- ки 7 с установленными на них соответствующими типу судна сигнально-отличитель- ными фонарями 8, молниеотвод 9, клотик 10, а в нижней части ствол снабжен опорой 11 и шарниром 12 (фиг. 6).
Стандерс 2 выполнен в виде поворотного поперечного моста 13 коробчатого сечения. К нижнему основанию моста 13 неподвижно закреплены кронштейны 14 (фиг. 5), соединенные с ответными проушинами 15 посредством шарниров 16. Проушины 15 неподвижно закреплены на верхней наружной стороне рубки или надстройки в районе кромки крышки, а оси шарниров 16 расположены несколько ниже уровня крышки. На верхней 17 и боковых 18 (фиг. 2) поверхностях поворотного моста закреплены сигнально-отличительные фонари, например бортовые отличительные фонари 19 и светоствол мачты шарнирно установлен на поворотном мосту стандерса и зафиксирован в рабочем положении в этом же фикси- руюшем кронштейне посредством фигурного шкворня. При этом сигнальные и некоторые навигационные средства устанавливают как на стволе 1 мачты, так и на поворотном мосту стандерса. При необходимости прохождения судном участков рек и водоемов с ограниченными по высоте габаритами судового хода поворотный мост стандерса новорачивают (заваливают) в крайнее нижнее положение, расположенное ниже уровня всех выступающих неподвижных частей надстроек и рубок судна. 6 ил.
1
импульсные отмашки 20, а также другие сигнальные и навигационные средства: сирена 21, прожектор 22, фара 23 и пр.
В центральной части поворотного моста
на верхней его плоскости 17 посредством шарнира 12 закреплен ствол 1 мачты. Последний может поворачиваться (заваливаться) как отдельно от стандерса вокруг шарнира 12, так и совместно с поворотQ ным мостом вокруг шарнира 16.
Таким образом, мачта и стандерс с установленными на них сигнальными приборами и устройствами конструктивно представляют собой единый блок, удобный для изготовления, монтажа и обслуживания.
5 Для удержания и фиксирования в рабочем положении поворотного моста 13 с установленным на нем стволом 1 мачты служит фиксирующий П-образный кронштейн 4 (фиг. 6), содержащий скобу 24, цилиндри0 ческий палец 25 с байонетными прорезями 26 по краям и рукоятку 27. На концах скобы 24 предусмотрены сквозные ответные байонетные прорези 28, соответствующие прорезям 26 на пальце 25.
С целью удержания и фиксирования в
5 рабочем положении ствола 1 мачты относительно стандерса 2 предусмотрен фигурный шкворень 29, установленный своим правым изогнутым участком в отверстие фиксирующего кронштейна 4, а прямым участком опирающийся на верхние наружные
0 кромки этого же кронштейна.
Работа по приведению мачты и стандерса в «заваленное положение при прохождении судном водных участков с ограниченными по высоте габаритами зак,дючается в следующем.
5 Рукоятку 27 поворачивают на 90° из рабочего закрытого положения в открытое
положение, показанное на фиг. 3, 4 и 6 штрихпунктирными линиями. Одновременно с рукояткой 27 поворачивается соединенный с ней палец 25, имеющий байонетные прорези 26. За счет того, что на концах скобы 24 фиксирующего П-образного крон- щтейна 4 предусмотрены ответные сквозные прорези 28, соответствующие прорезям 26 на пальце 25, поворотный мост 13 с установленной на нем мачтой освобождается от фиксатора и получает возможность повернуться из рабочего положения в «заваленное, изображенное на фиг. 1 штрих- пунктирными линиями.
Если габариты судового хода по высоте позволяют судну пройти с поднятым в рабочее положение стандерсом с установленным на поворотном мосту оборудованием, то заваливают лишь мачту относительно поворотного моста 13. С этой целью фигурный шкворень 29 извлекают из отверстия правой шеки скобы 24 фиксирующего кронштейна 4, а мачту поворачивают вокруг шарнира 12 (фиг. 6) в «заваленное положение.
Для маломерных судов и катеров, например используемых на лесосплаве буксирных и патрульных катеров, такелаж- ниц, формировщиков -плотов и др., целесообразно с точки зрения малой массы мачтового устройства и упрощения конструкции заваливать мачту вручную, а для крупнотоннажных судов могут быть применены электрические, гидравлические и другие типы приводов подъема и опускания мачты. Управление приводами, а также фиксирующими
элементами может быть выполнено дистанционным, например из рубки.
После прохождения судном ограниченного по высоте участка судового хода мачту и поворотный мост 13 стандерса 2 переводят из «заваленного положения в рабочее, после чего рукоятку 27, а при необходимости и фигурный шкворень 29 (если мачта была завалена отдельно от стандерса) устанавливают в рабочее зафиксированное положение.
Формула изобретения
Судовая сигнальная мачта, содержащая щарнирно присоединенны-й к ней стандерс, прикрепленный к рубке судна, и расположенные на ней сигнальные средства, отличающаяся тем, что, с целью повышения проходимости и безопасности плавания судна при ограниченных по высоте габаритах судового хода, а также улучшения удобства обслуживания сигнальных средств, стандерс прикреплен к рубке судна шарнирно и выполнен в виде поперечного моста коробчатого сечения, причем оси шарниров его крепления к рубке судна расположены ниже ее верхнего габарита, а мачта снабжена закрепленным на рубке ограничительным фиксирующим коробчатым кронштейном с расположенными в нем пальцем с байонетны- ми прорезями и фигурным шкворнем для фиксации в рабочем положении в этом кронштейне соответственно стандерса и мачты.
2Д
ВадА
28
27.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Судовая мачта | 1982 |
|
SU1082673A1 |
Судовая заваливающаяся мачта | 1986 |
|
SU1373621A1 |
Судовая мачта | 1979 |
|
SU1344680A1 |
Судовая мачта | 1983 |
|
SU1152870A1 |
Судовая заваливающаяся мачта | 1980 |
|
SU967871A1 |
Судовая заваливающаяся мачта | 1982 |
|
SU1070055A1 |
Мачта маломерного моторного судна | 1984 |
|
SU1248888A1 |
Судовая мачта | 1985 |
|
SU1258758A2 |
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ КАТЕР | 2004 |
|
RU2272663C1 |
Судовая мачта | 1983 |
|
SU1105373A1 |
Изобретение относится к судостроению и касается заваливающихся судовых мачтовых устройств преимущественно для маломерных судов и катеров, в частности для лесосплавных буксирных и патрульных катеров, такелажниц, формировщиков плотов и других технологических судов. Целью изобретения является повышение безопаснос9 10 (Л ND 00
Составитель Ю. Серов
Редактор Л. ВеселовскаяТехред И. ВересКорректор Н. Рошко
Заказ 1752/18Тираж 409Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Мачтовое устройство | 1978 |
|
SU889523A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1987-05-15—Публикация
1985-08-20—Подача