Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях насосов.
Целью изобретения является повышение надежности работы подшипника путем улучшения его смазки и уменьшения расхода смазочной жидкости.
На фиг. 1 изображен насос с установленной в нем втулкой опоры скольжения; на фиг. 2 - продольный разрез втулки; на фиг. 3 - вид по стрелке А на фиг. 2; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 2.
Втулка подшипника скольжения содержит торцовые поверхности 1, 2, одна из которых ( втулка 1) выполнена упорной с радиальными смазочными канавками 3, и опорную цилиндрическую поверхность 4 со смазочными канавками 5, входы 6, 7 в которые расположены на торцовых поверхностях 1, 2, причем входы 6 смазочных канавок 5, расположенные на упорной торцовой поверхности 1, сообщены с радиальными канавками 3, а количество радиальных канавок 3 равно количеству канавок на цилиндрической поверхности 4 втулки. Смазочные канавки 3, 5 выполнены несквозными с входами, расположенными попеременно на противоположных торцах 1, 2 втулки у канавок 5 на цилиндрической поверхности 4 и на наружном и внутреннем диаметре упорной поверхности 1 у радиальных канавок 3, при этом соседние канавки с противоположно расположенными входами выполнены с взаимным перекрытием по длине.
Устройство работает следующим образом.
При работе насоса жидкость, перекачиваемая насосом, циркулирует по смазочным канавкам 3, 5. При этом жидкость подается на входы 7 канавок 5 из напорной полости насоса, проходит по ним, продавливается через зазор между втулкой и валом в соседнюю канавку 5 и направляется к входам 6. Так как входы 6 сообщены с радиальными канавками 3 на упорной торцовой поверхности 1, жидкость проходит из канавок 5 в канавки 3 и смазывает упорную поверхность 1. При этом так как радиальные канавки 3, также как и канавки 5, начинаются с разных сторон, т.е. выполнены несквозными, жидкость перетекает в соседние канавки по зазору в подшипнике, гарантированно омывая тем самым всю рабочую торцовую поверхность 1. Такой путь смазывающей жидкости обеспечивает образование сплошной без разрывов жидкостной пленки на всех трущихся поверхностях (поверхность 1 и цилиндрическая поверхность 4) и практически исключает непосредственный контакт между вращающимися и неподвижными деталями. Кроме того, выполнение смазочных канавок несквозными, но с взаимным перекрытием по длине, обеспечивает высокое гидравлическое сопротивление для протекания смазочной жидкости, что приводит к снижению ее расхода, причем при этом смазка подшипника не ухудшается, а улучшается за счет гарантированного смазывания всех участков рабочих поверхностей подшипника скольжения. Снижение же расхода жидкости на смазку подшипника повышает КПД насоса и улучшает его самовсасывающую способность.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Радиально-упорный подшипниковыйузЕл СКОльжЕНия | 1978 |
|
SU796501A1 |
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1996 |
|
RU2115037C1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР | 2007 |
|
RU2339850C1 |
УСТРОЙСТВО ГРИДИНА УПЛОТНЕНИЯ РОТОРНО-ЛОПАСТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С КРЕПЛЕНИЕМ ЛОПАСТЕЙ НА ДИСКАХ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2300635C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1998 |
|
RU2141580C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА | 2004 |
|
RU2380589C2 |
БУРОВОЕ ШАРОШЕЧНОЕ ДОЛОТО | 2002 |
|
RU2215113C1 |
ПРИВОДНАЯ ЧАСТЬ НАСОСА | 2006 |
|
RU2324069C1 |
Втулка упорно-радиального подшипника скольжения | 1980 |
|
SU954656A1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА АВТОМОБИЛЯ | 1992 |
|
RU2021918C1 |
ВТУЛКА ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащая торцовые поверхности, одна из которых выполнена упорной с радиальными смазочными канавками, и опорную цилиндрическую поверхность со смазочными канавками, входы в которые расположены на торцовых поверхностях, причем входы смазочных канавок, расположенные на упорной торцовой поверхности, сообщены с радиальными канавками, а количество радиальных канавок равно количеству канавок на цилиндрической поверхности втулки, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы подшипника путем улучшения его смазки и уменьшения расхода смазочной жидкости, смазочные канавки выполнены несквозными с входами, расположенными попеременно на противоположных торцах втулки у канавок на цилиндрической поверхности и на наружном и внутреннем диаметре упорной поверхности у радиальных канавок, при этом соседние канавки с противоположно расположенными входами выполнены с взаимным перекрытием по длине.
Втулка упорно-радиального подшипника скольжения | 1980 |
|
SU954656A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1995-01-20—Публикация
1984-05-16—Подача