Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в насосостроении, 1компрессоростроении и других отраслях, в частности для использования в качестве .опор скольжения различныхмашин вращательного действия, например, как радиальноупорный узел ротора центробежного насоса. Известен радиально-упорный подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус с каналом, сообщающимся с картером, и установленными с зазором относительно вала крышкгцли, охва тывающими с торцов неподвижный вкладыш, имеющий опорную поверхность и две упорные торцовые поверхности,. на которых выполнены сквозные радиал ные канавки, а также закрепленные на валу с зазором относительно внутренней поверхности корпуса и размещен ш по обе стороны от вкладыша контактирующие с ним упорные кольца, на внут ренней поверхности которых выполнены сквозные радиальные канавки. При этом крышки установлены с контактом с наружными торцовыми поверхностями упор ных колец fl. НедостаткомИзвестного узла явл,яется недостаточная надежность работы из-за отсутствия эффективной циркуляции смазки по трущимся поверхностям. Цель изобретения - повышение на-, дежности работы путем обеспечения принудительной циркуляции смазки по трущимся поверхностям. Цель достигается тем, что в радиально-упорном подшипниковом узле скольжения, содержащем корпус с каналом, сообщающимся с картером, и установленными с зазором относительно вала крышками, охватывающими с торцов неподвижный вкладыш, имеющий опорную поверхность и две упорные торцовые поверхности, на одной из которых выполнены сквозные радиальные канавки, а также закрепленные на валу с зазором относительно внутренней поверхности KojMiyca и размещенные по обе стороны от вкладыша контактирующие с ним упорные кольца, на внутренней торцовой поверхности одного из которалх выполнены сквозные радиальные канавки, на наружных торцовых поверхностях упорных колец выполнены дополнительные радиальные канавки, открытые в сторону из наружных боковых поверхностей, канал в корпусе выполнен сообщающимся с зазором между корпусом и упорным кольцом с ргщиальными канавками на внутренней торцовой поверхности, при этом последнее расположено со стороны второй упорной торцовой поверхности вкладыша, крыш- ки установлены с зазором относительно наруншых торцовых поверхностей упорных .колец, а зазор между, по крайней ;иере, одной крышкой и валом сообщен с картером. На чертеже изображен радиальноупорный подшипниковый узел скольжения в разрез е. Радиально-упорный подшипниковый узел скольжения содержит корпус 1 с картером 2, в котором с зазором от-, носительно вала 3 установлены к Ж1шки 4 и 5, охватывающие с торцов неподвижный вкладыш 6, имеющий опорную поверхность 7 и две упорные торцовые поверхности 8 и 9. На валу 3закреплены с зазором относительно внутренней поверхности корпуса 1 контакти рующие с торцовыми поверхностями вкладьша б упорные-кольца 10 и 11. На поверхности 9. вкладыша 6, а та же на внутренней торцовой поверхности упорного кольца 10, контактирующей с другой торцовой поверхностью 8 вкладыша 6, выполнены сквозные радиальные канавки 12 и 13. На наружны торцовых поверхностях 14 и 15 упорны колец 10 и 11 выполнены дополнительные радиальные канавки 16 и 17, открытые в сторону изнаружных боковых поверхностей 18 и-19. В.,корпусе 1 выполнен канал 20, сообщающийся с ка тером 2 и с зазором 21 1Лбжду корпусом 1 и упорным кольцом 10. Зазор 22 между валом 3 и крышкой 5 сообщае ся с картером 2. На валу 3 может быт укреплена опорная втулка 23. Устройство работает следующим образом. При вращении вала 3 смазочная жид кость, находящаяся в картере 2,/. увлекается упорным кольцом 11 с внполненньлми в нем радиальными канавками 17, создавая под действием цент робежного эффекта избыточное давление в полости вращения. Далее смазка поступает на опорную поверхность 7 через канавки 12 на упорной поверхности .9 вкладыша 6. Пройдя зазор между опорной втулкой 23 и. вкладышем 6 жидкость увлекается упорным кольдом 10 с расположенньаш на упорной поверхности канавками 13 и создает в полости 21 избыточное давление. Ка навки 16 на наружной торцовой поверх ности 14 упорного кольца 10 создают давление, уравновешивающее перепад полученный с помощьй канавок 17 и 13 Давление в полости 21 обеспечивает BosBtiaT смазочной жидкости в картер 2. Крышки 4 и 5 ограничивают полости ращения упорных колец 10 и 11. Каавки 17 и 13 создают необходимый ерепад давления для циркуляции мазки через подшипник. Канавки 12 13 обеспечивают проток смазки в лучае перекрывания торцовых зазоров упорном подшипнике под действием севых сил. Форма сечений канавок 12,13, 16 17 и их количество выбирается консруктивно из условия обеспечения неободимого расхода смезки по рабочим оверхностям. Радиальная протяженость канавок 12, 13, 16 и 17, кроме oro, должна исключать утечку смазки из кйнту а через крышку 4. Подшипниковый узел отличается компактностью, повышенной надежностью, не требует специальной системы обеспечения смазкой. Формула изобретения Радиально-упорный подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус с каналом, сообщающимся с картером, и установленными с зазором относительно вала крышками, охватывающими с торцов неподвижный вкладыш, имеющий опорную поверхность и две упорные торцовые поверхности, на одной из которых выполнены сквозные радиальные канавки, а также закрепленные на валу с зазором относительно внутренней поверхности корпуса и размещенные по обе стсфюны вкладыша контактирующие с ним упорные кольца, на внутренней торцовой поверхности одного из которых выполнены сквозные рсщиальные канавки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы путем обеспечения принудительной циркуляцишсмазки по трущимся поверхностям, на наружных торцовых поверхностях упорных колец выполнены дополнительные радиашьные канавки, открытые в сторону из наружных боковых поверхностей, канал в корпусе выполнен сообщающимся с зазором между кортусом и упорньпл кольцом с радиальнымй канавкгши на внутренней тбрцовой поверхности,при этом последнее расположено со стороны второй упорней торцовой поверхности вкладыша, крышки установлены с зазором относительно наружных торцовых поверхностей упорных колец, а зазор между,по крайней мере одной кршикой и валом сообщен с картером. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1-. Орлов Н. И . Основы конструирова ния. М., Маяиностроение, 1972, «if-.. 2, с. 384-387, рис. 415, 417.
If
/////////////////Л7////,
20
3 11
19
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ПОДШИПНИКОВОГО УСТРОЙСТВА | 2000 |
|
RU2199682C2 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК ЛОКОМОТИВА | 2003 |
|
RU2252344C2 |
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, РАБОТАЮЩИЙ НА МАЛОВЯЗКОЙ ЖИДКОСТИ | 1999 |
|
RU2186266C2 |
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2008 |
|
RU2398975C2 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ШАРНИРА ГУКА | 1997 |
|
RU2122145C1 |
ГАЗОТУРБОНАГНЕТАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2182245C1 |
ПРИВОДНАЯ ЧАСТЬ НАСОСА | 2006 |
|
RU2324069C1 |
Роторная машина | 1990 |
|
SU1809857A3 |
Подшипниковый узел сателлита | 1981 |
|
SU1090941A1 |
ВЕДУЩИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2230676C2 |
Авторы
Даты
1981-01-15—Публикация
1978-06-19—Подача