Система для группового вождения самоходных сельскохозяйственных машин Советский патент 1985 года по МПК A01B69/04 

Описание патента на изобретение SU1197573A1

Изобретение относится к системам для автоматического управления движением самоходных сельскохозяйственных машин.

Цель изобретения - повышение точности управления, быстродействия и надежности при групповом вождении.

На фиг. 1 представлена схема ведущей машины; на фиг. 2 - схема ведомой машины; на фиг. 3 - функциональная схема воспринимающих элементов с устройством преобразования сигнала в координаты; на фиг. 4 - функциональная схема логического автомата и его связи с исполнительными механизмами.

Система для группового вождения сельскохозяйственных машин содержит ведущую машину 1 и ведомую машину 2. На ведущей машине 1 расположен ориентир в виде излучателя электромагнитного поля, выполненный в виде двух ортогональных рамок 3 и 4, и радиопередающее устройство 5 системы ориентации, причем одна из рамок 4 запитывается через фазовращатель 6. Кроме того, на ведущей мащине установлены передатчик 7 команд управления с модулятором 8, а антенной передатчика 7 команд управления служит четвертьволновый вибратор 9. На ведомой машине 2 расположены воспринимающие элементы системы ориентации, выполненные в виде ортогональных рамок 10 и 11, подк 1юченные к устройству 12 преобразования сигнала в координаты, выход которого соединен с логическим автоматом 13, кроме того, на ведомой машине установлен приемник 14 команд управления, антенной которого служит четвертьволновый вибратор 15. Функциональная схема воспринимающих элементов 10 и 11с устройством 12 преобразования сигнала в координаты и логическимавтоматом 13 содержит фазовращатель 16, делители напряжения 17 и 18, первый 19, второй 20 и третий 21 сумматоры, амплитудные детекторы 22 и 23, .фазовый детектор 24, ограничители 25 и 26, фильтр 27, на вход которого подается напряжение с выхода приемника 14 команд управления, антенной которого служит четвертьволновый вибратор 15. Логический автомат 13 содержит три идентичных канала и включает запоминающие устройства 28, 29 и 30 и сравнивающие устройства 31, 32 и 33, а также электронные ключи 34, 35 и 36, нецосредственно связанные с исполнительными механизмами. Передатчик 7 кбманд управления предназначен для передачи опорной частоты, которая необходима для определения координаты 0-ф на ведомой машине при ее автоматическом вождении, где 0 и ф - курсовые углы ведущей и ведомой машин. Передатчик команд управления служит для реализации возможности экстренного вмешательства человека-оператора в случае возникновения неожиданного препятствия на пути ведомой машины. При этом по радиоканалу передаются команды управления, управление ведомой машиной осуществляется в данном случае вручную. Команды управления, получаемые с выхода приемника ко манд управления, поступают на соответствующие золотники (не показаны), которые в свою очередь управляют исполнительными механизмами. При переходе на ручное управление ведомой машиной предварительно передается команда «Руч0 ное управление, которой осуществляется переключение электрозолотников на работу от приемника команд управления. В случае автоматического вождения золотники получают команды от логического автомата. Принцип построения логического автомата основан на запоминании начального уровня значения координаты в исходном положении при дальнейшем сравнении значения уровня текущих координат с исходным значением в процессе движения.

Система работает следующим образом. По установке ведущей и ведомой машин в исходное положение и включении аппаратуры сигнал с выхода передатчика системы ориентации поступает на рамочный излучатель 3 и через девяностоградусный фазовращатель 6 на передающий рамочный излучатель 4, которыми излучается в эфир на частоте 3 кГц. Кроме того, сигнал с передатчика системы ориентации поступает на модулятор 8 передатчика 7 команд управления, где происходит модуляция несущей частоты 166,5 МГц частотой 3 кГц, после него четвертьволновым вибратором 9 этот сигнал излучается в эфир. Сигнал, излученный передатчиком 5 системы ориентации, принимается рамочными приемными антеннами 10 и 11 и поступает на устройство 12 преобразования сигнала в координаты. Одновременно сигнал, излученный передатчиком команд управления, принимается четвертьволновым вибратором 15 и

0 поступает на приемник 14команд управления, где детектируется, и на выходе приемника появляется сигнал с частотой 3 кГц. Этот сигнал является опорным для фазового детектора 24. После обработки принятого сигнала в устройстве 12 преобразования сигнала в координаты на выходных элементах этого устройства появятся сигналы, пропорциональные значению координат. Этими элементами являются фазовый 24 и амплитудные 22 и 23 детекторы. На выходе фазового детектора появляется напряжение, зависящее от разности курсовых углов ведущей и ведомой машин 0-ф, а .на выходе амплитудных детекторов появляются напряжения сигналов, зависящие от курсового угла ведомой мащины, но изменяю5 щиеся по разным законам

f/a.A.,-|-KlA 5Шф; ба.д.г -f-K2A COS ф.

где Ki, К2 - коэффициенты пропорциональности, зависящие от конкретно выбранных схем;

А - амплитудное значение напряжения на выходе детекторов. Далее сигналы поступают на логический автомат 13, .содержащий три идентичных канала. Наличие сигналов на входе логического автомата означает, что система подготовлена к началу движения. Для того, чтобы приступить к движению, необходимо записать начальные значения координат 6, ср, X и Y в запоминающие устройства 28, 29 и 30 логического автомата 13 нажатием кнопки «Запись (на фиг. 4 не показана). После этого система окончательно готова к движению. Для начала движения человек-оператор через передатчик команд управления подает команду «Ручное управление. Затем передаются команды «Муфта сцепления, «Реверс вперед. После получения команды «Муфта сцепления испол-,, нительный механизм муфты устанавливает ся в исходное положение, и ведомая мащина начинает движение. Одновременно начинает движение ведущая машина., При выключении команды «Ручное управление электрозолотники исполнительных механизмов переключаются на работу от логического автомата. Опорная частота присутствует в эфире постоянно, несмотря на режим движения, а для лучшей фильтрации опорной частоты в целях повышения точности определения координаты ©-ф используется фильтр 27. Как только машины начали движение, в результате различных факторов (разный коэффициент сцепления с грунтом, неодинаковые обороты двигателей и т. д.) на выходах фазового и амплитудных детекторов появятся сигналы текущих координат, которые могут отличаться от начальных значений, записанных в запоминающие устройства. Сигналы с детекторов и запоминающих устройств поступают на входы устройств сравнения, на выходе которых и появляются сигналы коррекции при рассогласовании заданных и текущих координат. Наибольщей чувствительностью к приращению рассогласования обладает канал, управляющий «Газом. Это обусловлено тем, что для частоты работы системы ориентации 3 кГц ведомая мащина находится для реальных условий работы в ближней зоне излучающей системы передатчика, где приращение сигнала пропорционально кубу приращения расстояния между мащинами. Поэтому система в первую очередь стремится восстановить равновесие по расстоянию между машинами. Сигналы с выхода сравнивающего устройства 33 поступают на исполнительные механизмы «Газа через электронные ключи 35 и 36. При отклонении ведущей мащины от начального курса

на выходе фазового детектора 24 возникает сигнал, отличный от записанного в запоминающем устройстве 28 на величину, пропорциональную приращению d 0. При этом на выходе сравнивающего устройства 31 появится сигнал . коррекции, обеспечивающий поворот ведомой машины до прихода системы в равновесие по разности кур

совых углов 0-v. При отклонении ведомой машины от начального курса на выходе амплитудного детектора 22 возникает сигнал,

отличный от начального, записанного в запоминающем устройстве, на величину, пропорциональную приращению Дв. При этом на выходе сравнивающего устройства 32 появляется сигнал коррекции, обеспечивающий поворот ведомой мащины до прихода системы в равновесие по углу v. Так как координаты в и X взаимосвязаны, а смещение ведомой машины вправо или влево относительно ведущей и отклонение по курсовому углу корректируется включением бортовых фрикционов и тормозов, то

объединены схемы сравнения 31 и 32 по выходам. При остановке ведомой машины сначала передается команда «Ручное управление, а затем команды «Муфта, «Реверс, «Выключить тормоза и т. д., в зависимости от необходимости.

Таким образом, повышается надежность, точность и быстродействие системы.

Похожие патенты SU1197573A1

название год авторы номер документа
Система для группового вождения самоходных сельскохозяйственных машин 1987
  • Авдеев Юрий Валентинович
  • Ковалевский Михаил Иванович
  • Тепляков Иван Михайлович
  • Карпов Виктор Васильевич
SU1531874A1
Система для группового вождения самоходных сельскохозяйственных машин 1984
  • Авдеев Юрий Валентинович
  • Березовский Михаил Александрович
  • Ворохобин Анатолий Васильевич
  • Ковалевский Михаил Иванович
  • Копытин Анатолий Николаевич
  • Кошмяков Вячеслав Федорович
  • Телятников Марк Семенович
  • Тепляков Иван Михайлович
  • Чикунов Виталий Тимофеевич
SU1192658A1
Система для группового вождения самоходных сельскохозяйственных машин 1985
  • Авдеев Юрий Валентинович
  • Ковалевский Михаил Иванович
  • Роднищев Анатолий Захарович
  • Тепляков Иван Михайлович
  • Чикунов Виталий Тимофеевич
SU1301332A2
Посадочный радиолокатор 2019
  • Ершов Герман Анатольевич
  • Синицын Евгений Александрович
  • Ландман Владимир Аврумович
  • Сухотерин Вячеслав Дмитриевич
  • Ву Хан Ян Ламович
  • Завьялов Владимир Александрович
RU2721785C1
ФАЗОВЫЙ РАДИОПЕЛЕНГАТОР 2009
  • Грибанов Александр Сергеевич
  • Ульянкина Ирина Юрьевна
RU2403582C1
КВАЗИМОНОИМПУЛЬСНЫЙ ВТОРИЧНЫЙ РАДИОЛОКАТОР 2016
  • Король Виктор Михайлович
  • Поддубный Сергей Сергеевич
RU2622399C1
Устройство для определения амплитудно-фазовых характеристик системы регулирования 1978
  • Соседка Вилий Лукич
SU930268A1
Система для группового вожденияСАМОХОдНыХ СЕльСКОХОзяйСТВЕННыХМАшиН 1979
  • Ульянов Николай Александрович
  • Чикунов Виталий Тимофеевич
  • Авдеев Юрий Валентинович
  • Тепляков Иван Михайлович
  • Ковалевский Михаил Иванович
  • Роднищев Анатолий Захарович
  • Телятников Марк Семенович
  • Калашник Вячеслав Иванович
SU818518A1
Система для группового вождения самоходных сельскохозяйственных машин 1981
  • Калашник Вячеслав Иванович
  • Авдеев Юрий Валентинович
  • Чикунов Виталий Тимофеевич
  • Тепляков Иван Михайлович
SU969187A2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕОДНОРОДНОСТЕЙ В МАССИВАХ ГОРНЫХ ПОРОД 1973
  • Авторы Изооретени
SU397877A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 197 573 A1

Реферат патента 1985 года Система для группового вождения самоходных сельскохозяйственных машин

СИСТЕМА ДЛЯ ГРУППОВОГО ВОЖДЕНИЯ САМОХОДНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН, содержащая установленный на ведущей машине передатчик системы ориентации с двумя передающими рамочными взаимно перпендикулярными антеннами, а на ведомой машине - воспринимающие элементы, имеющие взаимно перпендикулярные приемные рамочные антенны и приемник с четвертьволновым вибратором, и устройство преобразования сигналов в координаты, содержащее первый и второй делители напряжения, фильтр и фазовый детектор, отличающаяся тем, что, с целью повыщения точности, надежности и быcтpoдeйctвия управления, она снабжена на ведомой машине девяностоградусным фазовращателем, модулятором и передатчиком команд управления с четвертьволновым вибратором, а на ведущей машине - девяностоградусным фазовращателем, первым, вторым и третьим сумматорами, первым и вторым амплитудными детекторами, первым и вторым ограничителями и логическим автоматом, при этом выход передатчика системы ориентации связан с одной из рамочных передающих антенн непосредственно, а с другой - через девяностоградусный фазовращатель и с четвертьволновым вибратором - через модулятор и передатчик команд управления, одна из приемных рамочных антенн непосредственно подк тючена к бходу первого делителя напряжения и первому входу первого сумматора, второй вход которого об1 едипен с аз вторым входом второго сумматора и входом второго делителя напряжения и через де(Л вяностоградусный фазовращатель связан с второй приемной антенной, первые входы с: второго и третьего сумматоров объединены и подключены к выходу первого делителя напряжения, второй вход третьего сумматора соединен с выходом второго делителя напряжения, а его выход - с входом второго амплитудного детектора, выход со ел которого подключен к первому входу логического автомата, с вторым входом которого через первый амплитудный детектор связан выход второго сумматора, при этом выход первого сумматора через ограничисо тель подан на первый вход фазового детектора, второй вход которого через ограничитель и фильтр связан с приемником, причем выход фазового детектора соединен с третьим входом логического автомата.

Формула изобретения SU 1 197 573 A1

,/5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1197573A1

Система для группового вожденияСАМОХОдНыХ СЕльСКОХОзяйСТВЕННыХМАшиН 1979
  • Ульянов Николай Александрович
  • Чикунов Виталий Тимофеевич
  • Авдеев Юрий Валентинович
  • Тепляков Иван Михайлович
  • Ковалевский Михаил Иванович
  • Роднищев Анатолий Захарович
  • Телятников Марк Семенович
  • Калашник Вячеслав Иванович
SU818518A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 197 573 A1

Авторы

Авдеев Юрий Валентинович

Березовский Михаил Александрович

Ворохобин Анатолий Васильевич

Ковалевский Михаил Иванович

Копытин Анатолий Николаевич

Кошмяков Вячеслав Федорович

Телятников Марк Семенович

Тепляков Иван Михайлович

Чикунов Виталий Тимофеевич

Даты

1985-12-15Публикация

1984-01-09Подача