Изобретение относится к транспортной технике, конкретнее к трансмисси- ям транспортных средств, преимущественно автомобилей.
Цель изобретения - упрощение коробки передач при обеспечении плавности переключений между понижающей и прямой передачами.
На чертеже изображена кинематическая схема предлагаемой передачи и упрощенная гидравлическая схема системы управления.
Входной вал 1 передачи соединен с ведущими дисками фрикционных сцеплений 2 и 3. Ведомые диски сцепления 2 связаны с коронной шестерней 4 первого планетарного ряда, водило 5 которого соединено с выходным валом 6 передачи. Шестерня 4 связана с во- дилом 7 второго планетарного ряда, коронная шестерня 8 которого соединена с ведомыми дисками сцепления 3. Шестерня 4 с водилом 7 соединены также с тормозом 9 включения заднего хода. Солнечные шестерни 10 и 11 - обоих планетарных рядов соединены между собой и, кроме того, с тормозом 12 включения понижающих пере- дач. Для включения сцеплений 2 и 3 и тормозов 9 и 12 имеются гидравлические силовые цилиндры 13-16. Гидроцилиндр 16 выполнен с тремя рабочими камерами - камерой 17 включения тормоза и двумя противодействующими камерами 18 и 19 выключения тормоза.
Передача имеет гидравлическую систему управления, в состав которой входят источник подачи жидкости под давлением - насос 20, многрпози- ционный клапан 21 ручного управления, два двухпозиционных клапана 22 и 23 автоматического переключения передач переднего хода, датчик нагрузки двигателя - дроссельный регулирующий клапан 24, связанный с педалью 25 управления двигателем, датчик скорости вращения вала 6 передачи - клапан 26 центробежного давления, установленнь1й на этом валу, шариковые челночные клапаны 27 и 28 и каналы, связывающие между собой насос 20, клапаны 21, 24, 26-28 и цилиндры 13-16.
Отходящий от насоса 2 канал 29 подключен к клапану 21 ручного переключения. Канал 30, отходящий от клапана 21 и соединяемый с каналом 29 при установке юпаггана 21 в
любое из положений переднего хода, подключен к клапану 24, к клапану 26 центробежного давления и к клапану 23 автоматического переключения второй и третьей передач переднего хода. Канал 31, отходящий от клапана 26 подключен к торцовым полостям клапанов 22 и 23. Канал 32, отходящий от дроссельного регулирующего клапана 24, через челночный клапан 28 и канал 33 подключен к другим торцовым полостям клапанов 22 к 23 автоматического переключения передач. Настройка клапанов 22 и 23
обеспечивает их последовательное переключение в зависимости от двух параметров - скорости вращения выходного вала 6 передачи и нагрузки двигателя. К каналу 30 через челночный шариковый клапан 27 подсоединен также канал 34 подвода жидкости к клапану 22. Клапаны 22 и 23 соединены каналом 35. Гидравлические силовые цилиндры 13 и 14 включения
фрикционных сцеплений 2 и 3 связаны каналами 36 и 37 с клапаном 22 и каналами 38 и 39 - с соответствующими камерами 18 и 19 гидроцилиндра 16. Клапан 23 имеет отверстие 40 слива.
С клапаном 21, кроме каналов 29 и 30, соединены также канал 41, к которому подключена камера 17 гидроцилиндра 16, канал 42, к которому подключены цилиндр 15 тормоза включения заднего хода 9 и челночный клапан 27, и канал 43, к которому подсоединен клапан 28 и полость клапана 23, при подаче в которую жидкости под давлением клапан удерживается в положении низшей передачи.
С дроссельным клапаном 24 связан также канал 44, соединяемый через канал 45 с каналом 32 при полном нажиме на педаль 25. Канал 44 под- ключен к клапанам 22 и 23 и через
жиклер 46 к каналу 43.
Передача работает следующим образом.
При установке клапана 21 ручного управления в нейтральное положение (показано на чертеже) жидкость, подаваемая насосом 20, поступает через канал 29, клапан 21 и канал 41 во включакнцую камеру 17 цилиндра 16, который включает тормоз 12. К осталь- . ным гидравлическим силовым цилиндрам жидкость не подается, и крутящий мо / мент не передается через передачу.
при перемещении клапана 21 влево на одно деление филсатора и установке его в положение автоматического управления при движении передним ходом жидкость идет в канал 30, откуда направляется в дроссельный клапан 24,в клапан 26 центробежного давления, в клапан 23 переключения передач, которьй в исходном положении перекрывает канал 30, и через челночный клапан 27, канал 34, клапан 22 и канал 37 поступает в цилиндр 14, включающий фрикционное сцепление 3, и в выключающую камеру 19 цилиндра 16. При включенном сцеплении 3 крутящий момент с входного вала передается на шестерню 8. Поскольку тормоз 12 воспринимает реактивный момент и затормаживает солнечные шестерни 10 и 11, коронная шестерня 4 и водило 7 имеют уменьшенную по отношению к входному валу 1 скорость вращения, а водило 5 и вал 6 вращаются еще медленнее.
При увеличении скорости вращения выходного вала 6, а следовательно, и скорости вращения клапана 26 центробежного давления увеличивается давление в канале 31. При заданном соотноше.нии центробежного давления в канале 31 и в канале 33 дроссельного давления, соединенном через клапан 28 и канал 32 с дроссельным регули- руницим клапаном, происходит переключение клапана 22. В результате гидравлический цилиндр 14 сообщается на слив через канал 37, клапан 22, канал 35 и клапан 23 и отверстие 40,-так что выключается сцепление 3 и освобождается от давления камера 19 цилиндра 16, а цилиндр 13 соединяется с насосом 20 через канал 36, клапан 22, канал 34, челночный клапан 27, канал 30, клапан 21 и канал 29. Поэтому включается сцеп10
15
20
078324
ление 2 и далекие подводится к камере 13 цилиндра 16. При этом включается вторая промежуточная передача, на которой крутящий момент с входного вала 1 без.преобразования поступает на шестерню 4, а реактивный момент по-прежнему воспринимается тормозом 12. Водило 5 и выходной вал 6 на второй передаче вращаются медленнее вала 1.
При дальнейшем увеличении скорости вращения вала 6 еще больше увеличивается центробежное давление в канале 31, вследствие этого при определенной скорости переключается клапан 23. При этом жидкость из насоса 20 продолжает подаваться в цилиндр 13 сцепления 2 и идет также в цилиндр 14 сцепления 3 через клапан 21, канал 30, клапан 23, канал 35, клапан 22 и канал 37 и к обоим выключающим камерам 18 и 19 цилиндра 16. В результате одновременного включения сцеплений 2 и 3 блокируется весь планетарньй механизм, входной и выходной валы вращаются с одинаковой скоростью и происходит включение третьей - прямой передачи, поскольку суммарная рабочая поверхность выключающих камер 18 и 19 больше рабочей поверхности включающей камеры 17 цилиндра 16, тормоз 12 выключается и освобождает при этом шестерни 10 и 11, вращающиеся вместе с валами 1 и 6.
Таким образом, при включении диапазона автоматического переключения передач переднего хода гидравлические силовые цилиндры 13 и 14 фрикционных сцеплений 2 и 3 и соединенные с ними выключающие камеры 18 и 19 цилиндра 16, тормоз 12 по мере нарастания давления обеспечивают плавное переключение с понижающей на прямую передачу.
25
30
35
f
40
и
4f
Зв
ЯШ1ШШПП|-
ШМ
2 3
Г
т1
гдаг
ШмЙчШ
v
J5
Д
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1989 |
|
SU1736785A1 |
Автоматическая коробка передач | 1949 |
|
SU92717A1 |
ТРАНСПОРТНАЯ ПРИВОДНАЯ СИСТЕМА | 2010 |
|
RU2510337C2 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПЛАНЕТАРНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ | 2012 |
|
RU2518788C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2226160C2 |
МАШИНА | 2009 |
|
RU2401762C1 |
ТРАКТОР | 2009 |
|
RU2401759C2 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР | 2008 |
|
RU2385249C1 |
Гидросистема управления трансмиссией ходовой части лесозаготовительной машины | 1988 |
|
SU1646920A1 |
Роторный дизельный двигатель "РДМ" | 2014 |
|
RU2618130C2 |
Составитель А.Барыков Редактор К.Волощук Техред Ж.Кастелевич Корректор М.Демчик
Заказ 150/22 Тираж 648Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ШШ Патент, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
0 |
|
SU406061A1 | |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1986-01-30—Публикация
1984-03-27—Подача