Шлицевое соединение (его варианты) Советский патент 1986 года по МПК F16B3/00 

Описание патента на изобретение SU1209951A1

2. Шлицевое соединение, содержащее охватываемую и охватывающую детали и установленный с возможностью осевого перемещения натяжной элемент, контактирующий с одной из деталей по ответным коническим поверхностям, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности соединения за счет равномерного распределения давления по длине щлиц, охватывающая деталь выполнена со сквозными про1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании промышленных роботов, автооператоров.

Целью изобретения является повышение надежности соединения за счет равномерного распределения давления по длине шлиц.

На фиг.1 изображено шлицевое соединение (первый вариант), продольный разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - один из элементов соединения - вал; на фиг.4 - соединение (второй вариант), продольный разрез; на фиг.З - разрез Б-Б на фиг.4; на фиг.6 - втулка с зубчатым колесом.

Соединение (фиг.1-3) содержит вал 1, на наружной поверхности цапфы 2 которого нарезаны эвольвентные шлицы 3, внутри цапфы 2 выполнены две одинаковые выточки 4, разделенные между собой перемычкой 5, в которой выполнено конусное отверстие 6, во впадинах между шлицами 3 на одинаковом расстоянии друг от друга прорезаны восемь пазов 7, причем перемычка 5 расположена посередине пазов 7, а длина пазов 7 равна длине втулки 8, надетой на цапфу 2. В отверстии втулки 8 выполнены эвольвентные шлицы 9, втулка 8 на подшипниках 10 установлена в корпусе 11, в конусное отверстие 6 перемычки 5 вставлен натяжной элемент в виде упора 12 с конической поверхностью 13. Упор контактирует с винтом 14, сидящим в цапфе 2.

Соединение (фиг. 4-6) содержит вал 15, на поверхности которого нарезаны эвольвентные шлицы 16, на вал 15 надета втулка 17, в отверстии которой выполнены эвольветные шлицы 18, на одном кОнце втулки 17 выполнена резьба 19, а другой конец втулки жестко связан с шестерней 20, во втулке 17 во впадинах между шлицами 18 на одинаковом расстоянии друг от друга выполнены восемь пазов 21, начинающиеся у шестерни 20 и оканчивающиеся у резьбы 19, на наружной поверхности втулки 17 выполнен конус 22, расположенный посередине

дольными замкнутыми пазами во впадинах между шлицами на одинаковом расстоянии друг от друга и со ступенчатой наружной поверхностью в виде поверхностей усеченных конусов, крайние из которых обращены основаниями большего диаметра к среднему конусу, а натяжной элемент выполнен в виде установленной на охватывающей детали втулки, контактирующей со средним конусом детали.

пазов 21, с конусом 22 конусным отверстием 23 контактирует натяжной элемент 24, торец которого контактирует в свою очередь с гайкой 25, сидящей на резьбе 19 втулки 17. У соединений (фиг.1-3,4-6) есть общие черть, заключающиеся в следующем: вал и втулка взаимодействуют между собой при помощи эвольвентных шлицов, в обоих соединениях у одной из деталей выполнены продольные шлицы и у той же детали вы0 полнен конус, взаимодействующий с конусом натяжного элемента, присутствующего в обеих соединениях, причем этот элемент в обеих случаях контактирует с резьбовой деталью, сидящей на резьбе в детали, в которой нарезаны пазы.

Эксплуатация соединения по первому варианту осуществляется следующим образом. Для выбора зазора между боковыми поверхностями шлицов 3 цапфы 2 и шлицов 9 втулки 8, в цафу 2 вворачивается винт 14,

Q который начинает давить на упор 12 и перемещать его вдоль оси цапфы 2, при этом коническая поверхность 13 упора 12 входит в соприкосновение с конусным отверстием б перемычки 5, выполненной в цапфе 2, упор, перемещаясь вдоль продольной оси цапфы

5 2, воздействуя на конусное отверстие 6, заставляет перемычку 5 раздвигаться в продольном направлении относительно цапфы 2, а так как во впадинах между щлицами 3 цапфы 2 имеются восемь продольных пазов 7, то наружный диаметр цапфы 2 увеличивается до тех пор, пока зазор между боковыми поверхностями щлицов 3 и шлицов 9 не будет выбран, а при дальнейшем воздействии винта 14 на упор 12, а соответственно конической поверхности 13 на перемычку 5 происходит предварительный натяг в соединении между шлицами 3 и 9. Если в процессе эксплуатации между шлицами 3 и 9 зазор увеличивается, то для его выбора описанная операция повторяется.

Эксплуатация соединения по второму варианту, где базирующим элементом в кор

пусе является вал, осуществляется следующим образом.

Для выбора зазора между боковыми поверхностями шлицов 16 вала 15 и шлицов 18 втулки 17 на резьбовой конец 19 втулки 17 наворачивается гайка 25, которая начинает давить на втулку - натяжной элемент 24 и перемещать ее вдоль продольной оси вала 15, при этом конусное отверстие 23 втулки 24 входит в соприкосновение с конусом 22 втулки 17, при дальнейшем перемещении втулки 24 вдоль оси вала 15 его конусное отверстие 23, воздействуя на конус 22, заставляет конус 22 уменьшаться в диаметре, так как во втулке 17 во впадинах между шлицами 16 выполнены продольные пазы 21, т. е. сектора, образованные продольными

А

пазами 21 во втулке 17, сближаются до тех пор, пока зазор между боковыми поверхностями щлицов 16 и 18 не будет выбран, а при дальнейшем воздействии гайки 15 на втулку 24, а соответственно конусного отверстия 23 на конус 22, происходит предварительный натяг между шлицами 16 и 18. Если в процессе эксплуатации зазор между шлицами 16 и 18 увеличивается, то для его выбора описанная операция повторяется.

Если втулка 17 перемещается вдоль оси вала 15, то зазор между шлицами 16 и 18, достаточный для легкого и плавного перемещения втулки 17, без снижения точности работы механизма, настраивается описанным методом.

0t/Z.2

Риг.З

15

н

фиг.

21 б-Б

16

П

фиг.5

Похожие патенты SU1209951A1

название год авторы номер документа
Станок для хонингования шлицевых отверстий 1972
  • Сенько Александр Ярославович
  • Сычев Владимир Васильевич
  • Шостак Леонид Яковлевич
SU484974A1
ШЛИЦЕВОЕ УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШЛИЦЕВОГО УСТРОЙСТВА 2012
  • Фебус Дэн Э.
  • Хэйворд Уилльям Х.
RU2499652C2
СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СТОЙКИ СТАБИЛИЗАТОРА ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Филякин Александр Валериевич
  • Баканов Алексей Юрьевич
  • Лебедев Владислав Валериевич
  • Бояркин Максим Владимирович
  • Бояркин Владимир Федорович
RU2614162C1
Соединение быстроразъёмное шлицевое универсальное 2017
  • Попов Андрей Васильевич
  • Спирин Алексей Николаевич
  • Комарницкий Михаил Михайлович
  • Антипин Евгений Валерьевич
  • Долгов Сергей Владимирович
  • Долгов Александр Владимирович
RU2682800C2
Устройство для установки и демонтажа деталей в труднодоступных местах 1991
  • Устинец Виталий Анатольевич
SU1805025A1
Комбинированная обгонная муфта 1986
  • Силов Сергей Николаевич
  • Балаев Анатолий Кашимович
SU1413324A1
ВАЛ СИЛОВОЙ ПЕРЕДАЧИ 1996
  • Аноцкий С.В.
  • Исупов В.П.
  • Кислов А.В.
  • Роптанов Н.А.
  • Шушурин В.А.
RU2098678C1
ПРОХОДНОЙ УЗЕЛ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА (ВАРИАНТЫ) И УЗЕЛ ДЛЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ ИЛИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА УСТРОЙСТВУ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Феттер Тревис Л.
  • Дженкинс Майкл Р.
RU2368807C1
Резьбовое соединение деталей с односторонним доступом 1975
  • Лагутин Олег Васильевич
SU608016A1
Рабочий орган роторного экскаватора 1980
  • Кутьков Павел Михайлович
  • Коробкин Владимир Антонович
  • Подгайный Сергей Петрович
SU901388A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 209 951 A1

Реферат патента 1986 года Шлицевое соединение (его варианты)

1. Шлицевое соединение, содержащее охватываемую и охватывающую детали и установленный с возможностью осевого перемещения натяжной элемент, контактирующий с одной из деталей по ответным коническим поверхностям, отличающееся тем, А 12 /J /// /////7/////////////////////Л 5 что, с целью повыщения надежности соединения за счет равномерного распределения давления по длине щлиц, охватываемая деталь выполнена со сквозными про- дольны.ми замкнутыми пазами во впадинах между щлицами на одинаковом расстоянии друг от друга и со ступенчатой внутренней поверхностью в виде поверхностей усеченных конусов, крайние из которых обращены основанием меньшего диаметра к среднему конусу, диаметры оснований которого меньше диаметров оснований примыкающих к ним конусов, натяжной элемент установлен в охватываемой детали с возможностью взаимодействия со средним конусом внутренней поверхности детали. (Л /4 |С о со со ел Фиг.1

Формула изобретения SU 1 209 951 A1

19

/7

22.

Г

Фиг. 6

Составитель 3. Пикахова Техред И. ВересКорректор А

Тираж 777Подписное

Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-Зб, Раушская наб., д. 4/5 Филиал ППП «Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,

Редактор Н. Пушненкова Заказ 493/46

ВНИИПИ

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1986 года SU1209951A1

Орлов П
И
Основы конструирования, М.: Машиностроение, кн
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОТЕКАЮЩЕЙ ПО ТРУБАМ ЖИДКОСТИ 1925
  • Степанов Р.С.
SU3166A1

SU 1 209 951 A1

Авторы

Бабич Анатолий Владимирович

Смирнов Виктор Александрович

Даты

1986-02-07Публикация

1983-04-05Подача