Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к нротивоблскировоч- иым тормозным системам.
Цель изобретения - повышение эффективности системы.
На фиг. 1 изображена противоблокиро- liOMJiafi тормозная система; на фиг. 2 - вид f на фиг. 1; на фиг. 3 - вариант исполнения .датчика юза.
Г15}оти8облокировочная тор.мозная систе- .Mci транспортного средства содержит глав- нык тормозной цилиндр 1 с тормозной педн.аью 2, сообщенный через управляющий клала 3 с рабочим тормозным цилиндром 4, дифференциальный датчик юза 5, кинемасически связанный с управляющим 1-:.1анян)м .3. Рабочий тормозной цилиндр 4 соед.инен с нормально открытым и нормально закрытым выходами управляющего KJiariaiia 3 и через обратный клапан 6 --- с разблокируюидим устройством 7, нормально открытый вход управляющего клапана 3 соединен с лавпым тормозным цилиндром 1, нормально закрытый вход - с разблокк- РУ101ЦИМ устройством 7.
.Дифференциальный датчик юза 5 выполнен в ви.де инерционного колеса 8, кинематически связанного с колесом транспортного средства при помощи зубчатого колеса 9, и вала 10, выхо.дной вал 11 которого механически связан с золотником управляющего клапана 3. Причем инерционное колесо 8 и водило 10 кинематически связаны между собой. Инерционное колесо 8 свободно посажено на ось 12, а зубчатое колесо 9 жестко закреплено на валу 13, который вран ается совместно с колесом транспортного средства.
Вся система ориентирована на транспортном средстве таким образом, что водило 10 имеет возможность совершать качате. нсге движенич, ограниченные упорами 14, в п.лоскости, параллельной продольной оси транспортного средства, инерционное колесо 8 при этом обкатываегся но зубчатому колесу 9. Водило 0 снабжено возвратными пружинами 15.
Таким образом, инерционное колесо 8 обладает линейной массой и, при вращении колеса транспортного средства, маховой массой.
Возможен другой вариант выполнения датчика (фиг. 3). В этом варианте дифференциальный датчик юза выполнен в виде вращающейся массы 16, посаженной на вал 13 с возможностью вращения водила 10 с выходным валом 11, зубчатого колеса 8, кинематически связывающего вращающуюся массу 16 с водилом 10 и колесом транспортного средства, и инерционного тела 17, жестко укрепленного на водиле 10. Вращающаяся масса 16 выполнена в виде зубчатого колеса и, обладая мо.ментом инерции, peai-ируют на изме
5
5
5
0
5
5
0
нение угловой скорости вращения колеса транспортного средства.
Инерционное тело 17 реагирует на изменение линейной скорости движения транспортного средства.
Система работает следующим образом.
При нажатии на педаль 2 тормозная жидкость под давлением из главного тормозного цилиндра i подается через управляющий клапан в рабочий тормозной цилиндр 4. Давление в последнем повыщается и поршни цилиндра 4 раздвигают тормозные колодки, прижимая их к тормоз.ному барабану. Колесо затормаживается и транспортное средство получает отрицательное ускорение.
Инерционное колесо 8 под действием силы инерции, пропорциональной линейному замедлению транспортного средства, стремится повернуть водило 10 в направлении дви.жения транспортного средства. Одновременно с затормаживанием колеса транспортного средства уменьщается частота вращения вала 13 и инерционного колеса 8, кинематически связанного с валом 13. Вращающий момент, действующий со стороны вращающегося инерционного колеса 8 и пропорциональный угловому замедлению, будет стремиться новернуть инерционное колесо 8 в направлении, обратном направлению углового замедления. Причем, инерционное колесо 8 будет стремиться обкатиться по зубчатому колесу 9 и повернуть водило 10 в направлении, противоположном движению транспортного средства. Момент на выходном валу 11 водила 10, создаваемый силой инерции инерционного колеса 8, равен по величине и обратен по направлению вращающемуся моменту инерционного колеса 8, поэтому водило 10 будет находиться в покое, оставляя управляющий клапан 3 в нейтральном положении.
Момент начала блокирования колеса транспортного средства характеризуется рассогласованием линейного замедления транс портного средства и углового замедления колеса. Скорость движения транспортного средства будет уменьщаться медленнее, чем угловая скорость вращения колеса. Вследствие того, что вращающий момент вращающегося инерционного колеса 8 станет боль- ще момента, создаваемого силой инерции колеса 8 на валу И, равновесие и сис- те.ма нарушится, инерционное колесо 8 начнет обкатываться по зубчатому колесу 9, поворачивая водило 10 до упора 14. Золотник управляющего клапана 3, кинематически связанный с выходным валом 11 эодила 10, переключится, внутренняя полость рабочего тормозного цилиндра 4 отсечется от главного тормозного цилиндра 1 и соединится с блокирующим устройством 7.
Разблокирующее устройство 7 снизит давление в рабочем тормозном цилиндре 4,
что приведет к растормаживанию колеса транспортного средства.
Колесо начнет ускоряться, вращающий момент инерционного колеса 8 уменьшится и станет равным моменту, создаваемому линейной силой инерции инерционного колеса 8. Под действием возвратной пружины 15 водило 10 возвратится в первоначальное положение, установив управляющий клапан 3 в нейтральную позицию.
Главный тормозной цилиндр 1 соединится с рабочим тормозным цилиндром 4. Поскольку педаль 2 продолжает находиться в нажатом состоянии, происходит очередное затормаживание колеса транспортного средства.
При блокировании колеса транспортного средства в процессе торможения при движении обратным ходом водило 10 поворачивается в направлении, противоположном
направлению поворота при блокировании колеса во время движения передним ходом. Управляющий клапан 3 при этом переключается и внутренняя полость рабочего тормозного цилиндра 4 отсекается от главного тормозного цилиндра 1 и соединяется с разблокирующим устройством 7. Далее система работает таким же образом, как и при движении транспортного средства прямым ходом.
Система с датчиком юза по другому варианту (фиг. 3) работает аналогичным образом, с той лишь разницей, что для определения линейного ускорения используют инерционное тело 7, жестко укрепленное на водиле 10, а для опреде-пения углового ускорения используют вращающуюся массу 16, посаженную на вал 13 с возможностью вращения.
ФигЗ
Измеритель вибраций объекта,изменяющего дальность | 1984 |
|
SU1252674A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1986-02-15—Публикация
1984-01-27—Подача