Изобретение относится к испыта- ельной технике и может быть использовано для определения момеита треия в подшипниковых узлах.
Цель изобретения - повышение точ- 5 ности путем учета тормозного момента от рабочей нагрузки и дополнительного момента при эксцентрично приложенной рабочей нагрузке.
На фиг.1 показана схема определе- tO ния момента трения в подшипниковом узле при неэксцентричном приложении рабочей нагрузки; на фиг. 2 - момен- ты, действующие на корпус подшипникового узла при приложении к нему 15 крутящего момента в направлении,противоположном направлению вращения вала; на фиг. 3 - моменты, действующие на корпус подшипникового узла при приложении к нему крутящего мо- 20 мента в направлении вращения вала; на фиг. ,4 - схема при эксцентричном приложении рабочей нагрузки и вращения вала против часовой стрелки; на фиг. 5 - моменты, действующие 25 на корпус подшипникового узла при приложении к нему крутящего момента в направлении, противоположном направлению вращения вала; на фиг. 6 - моменты, действующие на корпус под- ЗО шипникового узла при приложении к нему крутящего момента в направлении вращения вала; на фиг. 7 - схема при эксцентричном приложении рабочей нагрузки и вращении вала по часовой . стрелке; на фиг, 8 - моменты, действующие на корпус подшипникового узла при приложении к нему крутящего момента в направлении вращения вала; на фиг. 9 - моменты, действующие на .. корпус подшипникового узла при приложении к нему крутящего момента в направлении, противоположном направлению вращения вала.
Схема содержит корпус 1 испытуе- мого подшипникового узла, смонтированный в нем на опорных подшипниках вал 2 и нажимной элемент 3 для приложения рабочей нагрузки Р.
Способ осуществляетсяследующим образом.
Вал 2 испытуемого.подшипникового узла устанавливают в технологических подшипниках, задают валу 2 вращение и с помощью нажимного элемента 3 55 прикладывают к корпусу 1 подшипникового узла рабочую нагрузку Р. Если нагрузку Р прикладывают в радиальном направлении, то контактирующая с нажимным элементом 3 поверхность корпуса 1 должна быть вьшолнена цилиндрической. Затем прикладывают к корпусу 1 в направлении вращения вала 2 крутящий момент М, увеличивают его величину до преодоления тормозного момента М , созданного рабочей нагрузкой Р и достижения корпусом 1 равномерного вращательного движения с частотой вращения cJ , и измеряют при этом величину крутящего момента М. Затем уменьшают крутящий момент до нуля, повторяют из- мерение крутящего момента М , приложенного к корпусу 1 в направлении, противоположном направлению вращения вала, и момент трения определяют путем решения системы уравнений
, -ь М О - -ь М,„, - М О
де М
ТР
- момент трения в подшипниковом узле;
- тормозной момент, созданный рабочей нагрузкой Р; М и измеренные значения крутящих моментов, приложенных к корпусу. После преобразования получим
. М . -1 1-1-ё ТР 2
При эксцентрично приложенной рабоей нагрузке Р на корпус 1 действует ополнительный момент Ре и момент рения определяют из системы уравйе- ий
-,Р -.М..Р + К + Ре 01
-М,р + М,, - м; + Ре О/ ,
де М и М - намеренные значения крутящих моментов, приложенных к корпусу, при эксцентрично приложенной рабочей нагрузке Р и вращении вала против часовой . стрелки; Ре - дополнительный момент
при эксцентрично приложенной рабочей нагрузке Р.
;4§
После преобразований получим
V, 3 - М1
М, - ---i- + Ре.
3122
Поскольку значение дополнительного момента Ре неизвестно, то для определения момента трения при эксцентрично приложенной рабочей нагрузке Р изменяют направление вращения вала 2, измеряют при этом значения приложенных к корпусу 1 крутящих моментов и снова определяют момент трения из системы уравнений
крутящих моментов, приложенных к корпусу при эксцентрично приложенной рабочей нагрузке Р и вращения вала по часовой стрелке. После исключения из выражения
для момента тренид дополнительного
момента получим
, м. -1-(-ш:.г.м,1.. , . -1м:.г.н,1
Для повышения точности определения значения момента трения процедура измерений может быть многократно повторен с последующим вычислением среднего арифметического значения.
5
10
15
20
5
0
5
И4
Формула изобретения
1.Способ определения момента трения в подшипниковом узле, заключающийся в том, что вал испытуемого подшипникового узла, устанавливают
в технологических подшипниках, задают валу вращение и прикладывают к корпусу подшипникового узла рабочую нагрузку, отличающийся тем, что, с целью повьш1ения точности путем учета тормозного момента от рабочей нагрузки, прикладывают к корпусу в направлении вращения вала крутящий момент, увеличивают его вeлич нy до достижения корпусом равномерного вращательного движения и измеряют ее, уменьшают крутйщий момент до нуля, повторяют измерение крутящего момента, приложенного к корпусу в направлении, противоположном направлению вращения вала, а момент трения определяют как полуразность измеренных крутящих моментов.
2.Способ ПОП.1, о тличаю- щ и и с я тем, что, с целью повышения точности при эксцентрично приложенной рабочей нагрузке, изменяют направление вращения вала и измеряют при этом полуразность крутящих моментов, приложенных к корпусу в направлении вращения вала и в противоположном направлении, а момент трения определяют как полусумму абсолютных значений полученных полуразностей крутящих моментов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для определения момента трения в подшипниковом узле | 1985 |
|
SU1245913A1 |
Устройство для определения момента трения в подшипниковом узле | 1991 |
|
SU1812473A1 |
Устройство включения ленточного пружинно-нагруженного нормально разомкнутого тормоза бензомоторной цепной пилы | 1984 |
|
SU1333242A3 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ОТ ГАЗОВЫХ СИЛ | 2011 |
|
RU2476840C1 |
Способ бесцентрового шлифования шариков | 1989 |
|
SU1742040A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ ТЕЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2112227C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2023 |
|
RU2810312C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕНЗОРА ИНЕРЦИИ ТЕЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2200940C2 |
СТЕНД ДЛЯ ОБКАТКИ И ИСПЫТАНИЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ЗАБОЙНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2003 |
|
RU2234691C1 |
Устройство для штамповки обкатыванием | 1989 |
|
SU1625553A1 |
Изобретение относится к измерительной технике и может быть исполь- ЗОВ6ШО для определения момента трения в подшипниковых узлах. Цель изобретения состоит в том, что повышают точность определения момента трения путем учета тормозного момента от рабочей нагрузки и дополнительного момента при эксцентрично приложенной рабочей нагрузке. Испытуемый подшипниковый узел содержит корпус и смонтированный в нем на опорных подшипниках вал. Рабочую нагрузку прикладывают к корпусу с помощью нажимного элемента.Если нагрузку прикладывают в радиальном направлении, то контактирующая с нажимным элементом поверхность корпуса должна быть выполнена цилиндрической. При измерении задают валу вращение, прикладьшают к корпусу нагрузку и крутя1ций момент в направлении вращения вала, увеличивают крутящий момент до равномерного вращательного движения корпуса и измеряют при этом значение крутящего момента. Затем повторяют измерение крутящего момента, приложенного к корпусу в направлении, противоположном направлению вращения вала, а момент трения определяют как полуразность измеренных крутящих моментов. В случае эксцентрично приложенной рабочей нагрузки указанные измерения вьтолняют как при вращении вала по часовой стрелке, так и против часовой стрелки, а момент трения определяют как полусумму абсолютI (Л ных значений. полученных при этом полуразностей крутящих моментов. 1 з.п. ф-лы, Э ил.
тор
Mfnop
Фиг.1
Фмг.2
Фиг.З
Фиг.
тор
MI W,
Фи&.5
Фиг. 6
Фиг.1
Редактор А.Козориз
Составитель В.Харитонова
Техред Л.Олейник Корректор В.Синицкая
Заказ 2113/31Тираж 778Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
Фиг.в
Фиг.9
Вестник машиностроения, 1978, № 5, с.31 . |
Авторы
Даты
1986-04-23—Публикация
1984-12-18—Подача