Изобретение относится к технической экйппуатации двигателей внутреннего сгорания и может быть применено при оценке их технического состояния в частности для определения износа деталей.
Цель изобретения - повьшение точности определения износа методом радиоактивных баз.
На чертеже показаны спектры излу- чения применяемых изотопов и интервалы измерения интенсивности их излучения.
Способ осуществляется следующим образом.
На изнашиваемой поверхности детали, например поршневого кольца, равномерно размещают несколько меток с различными радиоактивными изотопами. Число меток, порядок их размещения и состав изотопов выбирают так, чтобы проникновением квантов излучения от соседних меток через спинки коллиматора можно быпо пренебречь. Измеряют исходные интенсивности излу- чения от изотопов меток в выбранных интервалах и устанавливают их взаимосвязь с толщиной меток. Определение интенсивности излучения осуществляют по характеристикам энергетических спектров излучений отдельных изото- пов с использованием анализатора излучения. После этого осуществляют работу двигателя в течение заданного времени. Затем двигатель останавливают и устгшавливают поршень в
верхнюю мертвую точку. Над головкой цилиндра по траектории движения меток перемещают скеннер с узкой угловой коллимацией, и устанавливают по- ложение одной из меток. По типу из- - определяют изотоп метки и по изменению сзгммарной интенсивности излучения метки определяют износ поршневого кольца. Последовательно перемещая скеннер на известные расстояния по траектории движения меток определяют износ поршневого кольца в местах расположения меток.
Формула изобретения
Способ определения износа деталей двигателя внутреннего сгорания, про- .извольно вращающихся вокруг своей оси, заключающийся в том, что измеряют интенсивность излучения радиоактивной метки, размещенной на исследуемой детали и по отклонению интенсивности излучения метки от исходного значения оценивают величину износа, отличающийся тем, что, с целью повьшения точности определения износа деталей, на детали равномерно размещают несколько дополнительных радиоактивных меток с различными энергетическими спектрами излучения, а инт сивность излучения каждой метки измеряют при помощи скеннера с узкой угловой коллимацией путем его перемещения по траектории движения меток.
8
32
S680
/faffaлbt
т
Редактор С.Лыжова
Составитель А.Аристов Техред В.Кадар
Заказ 2116/34Тираж 778Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Корректор И.Эрдейи
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КОРРОЗИОННЫХ ПРОЦЕССОВ | 2017 |
|
RU2648198C1 |
Способ оценки износа деталей двигателя внутреннего сгорания | 1983 |
|
SU1244538A1 |
Способ определения эпюры износа поверхностей трения | 1982 |
|
SU1036173A1 |
Способ исследования лакообразования на поршнях двигателей внутреннего сгорания | 1959 |
|
SU125932A1 |
Способ определения моющих свойств моторных масел | 1986 |
|
SU1437777A1 |
Способ измерения интенсивности ионизирующего излучения вращающихся активированных деталей и устройство для его осуществления | 1988 |
|
SU1606949A1 |
НЕРАЗРУШАЮЩИЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОПЕРЕЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СЛОИСТОЙ СТРУКТУРЫ, СОДЕРЖАЩЕЙ СЛОЙ АЛЬФА-РАДИОАКТИВНОГО МАТЕРИАЛА | 2003 |
|
RU2258202C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА ДЕТАЛЕЙ ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ МНОГОЦИЛИНДРОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 1969 |
|
SU331280A1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО РАДИОАКТИВНОГО КАРОТАЖА | 1996 |
|
RU2092876C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ УГЛЕРОДНЫХ НАНО- И МИКРОСТРУКТУР В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ С ПОМОЩЬЮ ГАММА-ИЗЛУЧАЮЩЕЙ МЕТКИ Be | 2021 |
|
RU2772078C1 |
Изобретение может быть использовано при оценке технического состояния двигателей внутреннего сгорания, в частности при определении их износа. Цель изобретения состоит в повышении точности определения износа. Для этого на изнашиваемой поверхности детали, например на поверхности поршневого кольца, равномерно размещают несколько меток с различными радиоактивными изотопами, с определенным порядком размещения и энергетическими спектрами. Затем измеряют исходные интенсивности излучения меток. После работы двигателя в течение заданного времени его останавливают и устанавливают поршень в В.м.т. Над головкой цилиндра по траектории движения меток перемещают на известные расстояния скеннер с дакой угловой коллимацией, устанавливают положение одной из меток и определяют износ детали в местах расположения меток. 1 ил. (Л
0 |
|
SU184501A1 | |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания | 1981 |
|
SU1038823A1 |
Прибор для нагревания перетягиваемых бандажей подвижного состава | 1917 |
|
SU15A1 |
Авторы
Даты
1986-04-23—Публикация
1984-03-05—Подача