Изобретение относится к машиностроению, а именно к рычажно-зубчатым передачам, преобразующим вращательное движение в качательное с остановками, и может быть использовано в автоматических устройствах и манипуляторах.
Цель изобретения - увел:ичение угла выстоя и точности остановки выходного звена устройства, что расширяет его рабочую зону и функциональные возможности.
На фиг. 1 показана схема механизма; на фиг. 2 - графики зависимости
углов поворота ведомых звеньев от угла поворота ведущего звена.
Устройство содержит основание 1, ведущий кривошип 2, основное коромысло 3 и шатун 4, шарнирно связьша- ющий кривошип 2 и коромысло 3. С кривошипом 2 жестко связано ведущее колесо 5 зубчатой передачи, ось ко торого Совмещена с осью шарнира, связывающего кривошип 2 с шатуном 4. На оси шарнира, связьгеающего коромысло 3 с шатуном 4, с возможностью свободного вращения размещено промежуточное колесо 6, взаимодействующее с ведущим колесом 5, а на оси коромысла 3 также с возможностью свободного вращения размещено ведомое колесо 7, взаимодействующее с промежуточным колесом 6. Кривошип 2, коромысло 3, шатун 4 и колеса 5, 6 и 7 вместе с основанием 1, образуют основной шестизвенный рычажно-зубчатый механизм устройства, в котором ведущее 5 и ведомое 7 колеса имеют одинаковое число зубьев.
Устройство содержит точно такой же дополнительный шестизвенньй ры- чажно-зубчатьй механизм, включакяций дополнительный кривовшп 8, ось которого совмещена с осью основного коромысла 3 и основного ведомого колеса 7.Кривошип 8 жестко связан с колесом 7. На основании 1 размещено также дополнительное коромысло 9, а дополнительный шатун 10 шарнирно свя- зьшает дополнительные кривошип 8 и коромысло 9. С дополнительным кривошипом 8 жестко связано ведущее колесо 1( дополнительной зубчатой передачи. Ось колеса 11 совмещена с осью шарнира, связьшающего дополнительные кривошип 8 и шатун ТО. На оси шарнира, связывающего дополнительные коромысло 9 и шатун 10, с возможностью
свободного вращения размещено дополнительное промежуточное колесо 12, взаимодействующее с колесом 11. На оси дополнительного коромысла 9 с
возможностью свободного вращения размещено дополнительное ведомое колесо 13, взаимодействующее с колесом 12. Колесо 13 является выходным звеном устройства. Колеса 11 и 13 также
имеют равное число зубьев.
Кривошип 8 может и не иметь конкретного конструктивного выражения. Его роль может выполнять зубчатое колесо 11, для чего оно должно быть
жестко связано с колесом 7 с эксцентриситетом, равным длине криношипа 8.
Дополнительный шестизвенный рычажно-зубчатый механизм расположен на основании 1 относительно основного так, что на момент начала выстоя колеса 13 разность между углом 8. , образованным кривошипом 8 и прямой, проходящей через оси кривошипа 2 и коромысла 3, и углом у , образованным этой же прямой и прямой, проходящей через оси кривошипа 8 и коромысла 9, равна 80-100°. При указанной разности углов f и Jf минимальные углы передачи в шарнирах механизма находятся в пределах 55-45.
Геометрические размеры звеньев механизма связаны условием, по которому отношение длины кривошипа 2 к межцентровому расстоянию кривошипа 2 и коромысла 3 больше отношения длины кривошипа 8 к межцентровому расстоянию кривошипа 8 и коромысла 9. Это условие обеспечивает указанную разность углов S и у .
Устройство работает следующим образом.
Вращение ведущего кривошипа 2 посредством шатуна 4 преобразуется в возвратно-колебательное перемещение
коромысла 3, а вращение ведущего зубчатого колеса 5 через зубчатое колесо 6 передается ведомому зубчатому колесу 7. За один оборот кривошипа 2 и колеса 5 колесо 7 также совершает
один оборот. На участке вращения кривошипа 2, где коромысло 3 имеет противоположное кривошипу 2 направление поворота, вращение колеса 7 замедля- ется, а затем оно совершает колебательное движение - плавно поворачивается в обратном направлении на угол Дф (фиг. 2, кривая 1), после чего также вначале плавно, а затем ускоренсвязьшающемкоромысло 3, не менее 45 .
но поворачивается в прежнем направлении. Угол поворота uqi cf, - Cf , на котором происходит колебание колеса 7, тем больше, чем больше угол обратного поворота д( . Как показывает анализ, при Д1)) 15 - 20, угол uq достигает величины 200 и более при минимальном угле передачи в шарнире, шатун 4 и
Вращение колеса 7 через жестко с ним связанный кр1ивошип 8 и колеса 1-1 и 12 передается дополнительному ведомому колесу 13, а вращение крипошипа 8 посредством дополнительного шатуна 10 преобразуется в возрратно-кача- тельное движение дополнительного коромысла 9. На участке колебательного движения колеса 7 коромысло 9 имеет обратное колесу 12 направление вращения, скорости их вращения равны по величине, и поэтому колесо 13 в этот период имеет остановку. Чем меньше угол поворота кривошипа 8, на котором колесо 13 имеет остановку, тем точность его остановки. Кривая 2 (фиг. 2), построенная при условии вращения крипошипа 8 с постоянной скоростью, показьшает, что при малом угле выстоя Cfp,, колесо 13 практически не имеет обратного поворота. Так, при угле выстоя ЗО и минимальном угле передачи 45 механизм обеспечивает относительную точность останов-
227870- 4
ки в пределах (0,33 Г /72°) 100% 0,046% - (0,1327°/396°) О00% 0,0335%.
Поскольку период колебательного
5 движения колеса 7 с кривошипом 8 совпадает по фазе с перидом выстоя колеса 13j а угол поворота кривошипа 8, на котором колесо 13 стоит, больше или равен углу обратного отхода шее-
10 терни 7 (сц г 44), достигается значительное увеличение угла выстоя колеса 13 по углу поворота ведущего кривошипа 2 (фиг. 2, кривая 3).
Пример. Относительные размеJ5 ры звеньев: расстояние между осями вращения кривошипа 2 и коромысла 3 составляет 1,0, длина кривошипа 2 - 0,307, длина шатуна 4 - 0,737, длина коромысла 3 - 0,736, длина кривоши-
20 па 8 - 0,211, длина шатуна 10- 0,660, длина коромысла 9 - 0,660, расстояние между осями вращения колеса 7 и коромысла 9 - 0,932; отношение чисел зубьев колес 5, 7, 11 и.
25 13 равно единице, колеса 5 к коле- су 6 - 0,655, колеса 11 к колесу 12- 0,792. В таком устройстве высотой колеса 13 составляет 216 по углу поворота кривошипа 2, а угол обрат- ного поворота 0,1% от полного угла
30
поворота за цикл. Минимальные углы передачи в таком устройстве составляют 55 .
73
(pus,f
160
120 WB 200 2W 280 320 3SO 00 f
(pus. 2
Редактор A. Гулько
Составитель В. Савицкий
Техред И. Верес Корректор Е. Рошко
Заказ 2277/38Тираж 880Подписное
ВНИИ1Ш Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КРИВОШИПНЫЙ МЕХАНИЗМ В.И. ПОЖБЕЛКО С ТОЧНЫМИ ОСТАНОВКАМИ | 2005 |
|
RU2283446C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ УГЛА ВЫСТОЯ ЗУБЧАТО-РЫЧАЖНОГО МЕХАНИЗМА | 2005 |
|
RU2285168C1 |
Зубчато-рычажное устройство | 1982 |
|
SU1087723A1 |
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ЗУБЧАТО-РЫЧАЖНЫЙ ПРИВОД ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ | 2010 |
|
RU2440526C1 |
МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ТКАНИ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ (2 ВАРИАНТА) | 2004 |
|
RU2281352C1 |
СТЕНД ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ ВЫХОДНОГО ЗВЕНА КУЛАЧКОВО-ЗУБЧАТО-РЫЧАЖНОГО МЕХАНИЗМА | 1993 |
|
RU2066858C1 |
РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ В.И. ПОЖБЕЛКО | 2003 |
|
RU2246056C1 |
СПОСОБ И МЕХАНИЗМ В.И. ПОЖБЕЛКО ДЛЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ВРАЩЕНИЯ С ОСТАНОВКАМИ | 2003 |
|
RU2249133C1 |
КУЛАЧКОВО-ЗУБЧАТО-РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ПОВОРОТА | 1992 |
|
RU2057977C1 |
Рычажно-зубчатый механизм с остановками | 1987 |
|
SU1421923A1 |
Артоболевскиц И.И | |||
Механизмы в современной технике | |||
Т.З | |||
М.: Наука, 1979, с | |||
Способ получения на волокне оливково-зеленой окраски путем образования никелевого лака азокрасителя | 1920 |
|
SU57A1 |
Центробежный карбюратор | 1924 |
|
SU1657A1 |
Авторы
Даты
1986-04-30—Публикация
1984-07-03—Подача