Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для крепления деталей на валах преимущественно в приборных механизмах.
На фиг. 1 показано соединение, разрез; на фиг. 2 - схема деформации поверхности охватывающей и охвать ваемой деталей в зоне контакта при завинчивании гайки.
Соединение состоит из охватывающей детали 1 с резьбовым тонкостенным хвостовиком 2, охватываемой 3 и гайкой 4. В исходном состоянии сопряжение деталей выполняется по одной из посадок, обеспечивающей минимальный зазор в соединении,
Н например т;.
Устройство работает следующим образом. Охватывающая деталь, например, зубчатое колесо, установлена па вал на требуемом его участке в соответствии с выбранной посадкой - по сопрягаемым поверхностям. При навинчивании гайки 4 до упора с некоторым натягом на боковую поверхность каждого витка резьбы хвостовика 2 действует сила F, под воздействием которой хвостовик деформируется, образуя волны (ряд выступов и впадин), которые контактируют с охватываемой деталью (валом) по винтовой поверхности. Зона контакта представляет собой зону упругой деформации л, рассчитываемую по с|)ормуле л л, -- 6/2 ,
где Х - высота волн, образуемых вследствие упругой деформации на внутренней поверхности отверстия при затяжке гайки (без вала); б - зазор между сопрягаемыми деталями в исходном положении. Для обеспечения достаточной деформируемости хвостовика для стальных деталей необходимо выдержать условие
ih.
где k - толщина стенки хвостовика, считая от впадины резьбы;
h - высота профиля резьбы.
Соотношение для иных материалов сопря- гае.мых деталей определяется экспериментально.
Передача крутящего момента происходит за счет фрикционных сил в зоне контакта деталей. Жесткость связи между тонкостенным хвостовиком и самой охватываюпл,ей деталью обеспечивается за счет дополнительной жесткости, образуемой фрикционным сцеплением между торцом гайки и охватывающей деталью.
Таким образом, крутящий момент передается не только по цепочке AI, но и по цепочке АЗ, что, несмотря па наличие тонкостенного участка, обеспечивает достаточную жесткость соединений.
Витки резьбы, вследствие тонкостенности хвостовика оказываются нагруженны.ми с больщей степенью равно.мерности, нежели в обычных крепежных узлах, что обеспечивает равномерное распределение нагрузки в зоне контакта охватывающей детали с хвостовиком.
Изобретение проще по сравнению с известным, так как не требует использования комплекта упругих колец. При упругом де- фюрмировании тонкостенного хвостовика обеспечивается возможность быстрого и многократного монтажа сопрягаемых деталей на произвольном участке гладкого вала, так как формирование волнистости и создание натяга по диаметру сопрягаемых деталей происходит автоматически при затяжке гайки с последующим образование.м исходного зазора при ее отвинчивании.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Соединение трубопроводов | 1966 |
|
SU476404A1 |
Разъемное соединение трубопроводов | 1987 |
|
SU1613779A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И СБОРКИ/РАЗБОРКИ ВОЛНОВОЙ ГЕРМЕТИЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АБРАМОВА В.А. | 2013 |
|
RU2566584C2 |
РОТОР ТУРБОМАШИНЫ | 2008 |
|
RU2375588C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕНИЯ В РЕЗЬБЕ | 1993 |
|
RU2087038C1 |
ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА С ДВУМЯ ДЕФОРМИРУЕМЫМИ ЗУБЧАТЫМИ ИЛИ ФРИКЦИОННЫМИ КОЛЕСАМИ АБРАМОВА В.А. | 2015 |
|
RU2597055C1 |
РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЛЯ СТАЛЬНЫХ ТРУБ | 2005 |
|
RU2335686C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ АБРАМОВА В. А. | 2016 |
|
RU2686648C9 |
Устройство для получения вращательного движения Абрамова Валентина Алексеевича (Абрамова В.А.) | 2016 |
|
RU2654690C9 |
Измеритель крутящего момента | 1976 |
|
SU696313A1 |
Составитель Б. Байков
Редактор Н. ДанкуличТехред И. ВересКорректор О.
Заказ 2220/34Тираж 777Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Пуговая
Устройство для фиксации охватывающей и охватываемой деталей | 1979 |
|
SU905520A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Орлов П | |||
И | |||
Основы конструирования, ч | |||
II.-М.: Машиностроение, 1977, с | |||
Паровой котел с винтовым парообразователем | 1921 |
|
SU304A1 |
Автоматический оцепной прибор американского типа | 1925 |
|
SU3286A1 |
Авторы
Даты
1986-05-07—Публикация
1984-08-15—Подача