I12
Изобретение относится к дорожному машиностроенрпо, в частности к скрепе- ростроению.
Цель изобретения - повьяцелг гз гфо-- изводительности за счет улучшения управляемости скрепера и более полного использования тяговой мощности толкача, а также снижение динамических нагрузок и увеличение , надежности металлоконструкции путем стабилизации направления и величины толкающего усилия толкача.
На фиг, 1 изображен ск1)еперный агрегат в рабочем положении; на фиг., 2 - буфер скрепера; на фиг.З - толкач; на фиг.А - вид А-на фиг,3; на фиг,5 - разрез на фиг.3; на фиг,6 -сечение В-В на фиг,5; на фиг,7 - траекто- движения центра буферного колеса на фиг,8 - траектория движения цен- тра ртвш1а; на фиг,9 - зависимость изменения величины толкающего усилия от угла наклона опорной поверхности.
Скреперный агрегат состоит из скрепера и толкача. Скрепер тяговую раму 1, ковш 2, буфер 3, жестко связанный с KOBUJOM 2, На буфере 3 при помощи упругих элементов 4 и проушин 5 установлен опорный элемент в виде упорного колеса 6, Ловитель 7 выполнен из двук изогнутых направляющих стержней круглого сечения, которые закреплены на буфере: верхни.й жестко, а нижний - с возмож- ностью поворота в вертикальной плоскости вверх от исходного положения, В зоне крепления стержни параллельны между собой.
Толкач состоит из базовой машины и бульдозерного оборудования, содержащего толкающие брусья 8, на которых шарнирно закреплен цилиндрическш отвал 9, В качестве раскоса между отвалом 9 и брусом 8 используют гидроцилиндр 10 двойного действия. На тъичь- ной поверхности отвала зак1)еш1 ен золотниковый распределитель 11 с пружинным возвратом золотника из рабочей позиции в нейтрального.
На корпусе распределителя установлена ось 12 двуплечего рычага, выполненного составным из трех звеньев 13-15, Звенья 13 и 14 установлены на оси 12 с возможностью поворота, звено -13 связано при помощи пальца 16, пропущенного через продольный паз в его верхнем конце, с золотником 17 распре
5 о
0
5
0
fi
6 .2
делителя 11, Среднее звено 1- лри помощи пальца 18 шарнирно соединено со звеном 15,
В проушине звена 14 установлен прх жинный фиксатор 19, а в проушине звена 15 выполнены лунки. На конце звена 15 на пальце 20 установлен ролик 21, Между звеньями 13 и 14 размещено предохранительное устройство, состоящее из шайбы 22 и пружины 23, па боковых поверхностях шайбы 22 выполнены лунки .и имеются три высту па; со средним, с центральным углом ui контактируют пружины 23 одновременно, взаимодействующие и с выступом на конце звена 14, Крайние выступы взаимодействуют со штифтом 24, запресован- пьи в звено 14, 1.
Настроечное устройство состоит из
подпружиненного фиксатора 25, гнездо которого закрыто резьбовой пробкой 26, и тормозка, выполненного из фрикционной 27 и нажимной 28 шайб, надетых на распорное кольцо 29, которое закреплено на оси 12 корончатой гай- кой. Шайбы сжаты через звездообразную тарельчатую упругую нтйбу 30 гайкой 31, Распределитель 11 соединен с цилиндром 10 таким образом, что при нижнем положении ролика к напорной ма.гистралн подключена поршневая полость, а при верхнем - штоковая. Параллельно распределителю 11 в гидросистему включен распределитель 32, установленный в кабине оператора. -Гидроцилипдр 33 соединяет раму с остовом толкача (фиг,1).
Скреперный агрегат работает следующим образом.
В режиме толкача ролик 21 совмещают с центром поперечного профиля от- вала. Для этого звенья 14 и 15 поворачивают на оси 12. При 3том-вращение через пружину 23 передается на шайбу 22 и через, фиксатор 25 на звено .13, которое перемещает золотник 17, После перемещения золотника 17 в край;: ее пололсение поворот звена 13 прекращается, а при дальнейшем повороте звеньев 14 и 15 прухмна 23 закручивается па угол oi, и после упора штифта 24 в выступ шайбы 22 фиксатор 25 выводится из лунки, В результате шайба 22 вращается вместе со звеньяЯи 14 и 15 до совмещения фиксатора 25 со следующей лункой,. После прекращения воздействия на звено 15 пружина .23 поворачивает звенья 14 и 15 на
угол oi, и ролик 21 совмещается с цен
тром отвала. Момент трения между шайбой 27 и звеном 14 уравновешивает разницу между моментом от силы тяжести и инерции звеньев 14 и 15 и моментом от силы сопротивления перемеще- нию золотника 17.
. Перед началом работы отвал 9 устанавливают в заданное положение цилиндрами 10 и 33, причем управление цилиндром 10 осуществляют с помощью разделителя 32. При подходе толкача к скреперу ролик 21 вступает в контакт с верхним или нижним стержнем ловителя и смещается относительно центра отвала, что вызывает поворот звеньев 14 и 15 на оси 12. В силу того, что пружина 23 предварительно закручена и ее концы сжимают выступы на шайбе 22 и звене -14, последние вращаются как одно целое. Вращение передается через фиксатор 25 на звен 13, которое перемещает золотник 17 распределителя 11 в одно из рабочих положений. В результате включения цилиндра 10 отвал 9 поворачивается относительно бруса 8 в направлении .смещения ролика 21, что приводит к прекращению воздействия ловителя на ролик. При .этом возвратная пружина распределителя 11 перемещает золотник 17.в нейтральное положение и одновременно вновь совмещает ролик 21 с центром отвала. После контакта отвала и колеса ролик находится в параллельной зоне ловителя, касается его верхнего и нижнего стержней и располагается на прямой А - А, проходящей ч.ерез режущую кромку ковша и центр упорного колеса 6. На этой же прямой находится и точка контакта колеса с отвалом 9, поэтому линия действия силы R (фиг.1) давления толкача на скрепер проходит через центр упорного колеса 6 и режущую кромку ковща.
В процессе копания грунта скрепер и толкач перемещаются,в вертикальной плоскости (фиг.5 и 6) относительно друг друга, что вызывает увод точек контакта отвала 9 и упорног) колеса 6 и центра отвала с линии А-А, соединяющей нож и центр колеса.
Компенсация этих перемещений производится поворотом отвала 9 относи
10
15
20о 25 о 12392164
тельно бруса 8. Максимальньй угол поворота отвала от исходного положения вверх соответствует наиболее высокому положению упорного колеса 6 (точка 1) и наиболее низкому по- ложенгпо центра отвала (точка 2), определенных при условии независимого перемещения скрепера и толкача по профилю грунта, создаваемому ножом скрепера. И, наоборот, при наиболее низком положении упорного колеса б (точка 3) и наиболее высоком центра отвала (точка 4) отвал поворачивается на угол ч вниз. В первом случае после корректировки центр отвала располагается на расстоянии z от опорной поверхности, во втором 05 о
5
0
5
на расстоянии z. Поворот отвала на нужньй угол в каждьш рассматриваемый момент происходит благодаря тому, что при перемещении толкача относительно скрепера и, следовательно, центра отвала относительно линии А-А, ролик 21, находящийся в зоне параллельности стержней ловителя 7, смещается относительно центра отвала, что приводит к включению распределителя 11.
Если высота неровностей превышает расчетные значения, для компенсации вертикальных перемещений скрепера и толкача поворот отвала на угол ч или ц недостаточен. При этом звенья 13-15 вначале переводят золотник в рабочее положение, а после того, как шток цилиндра 10 выдвинется полностью, звенья 14 и 15, продолжая вращение на оси 12, закручивают пружину 23, тем самым компенсируя относительное перемещение скрепера и толкача. Если перемещение продолжается после того, как угол закручивания составит oi , то звено 14 через штифт 24, преодолев сопротивление пружины фиксатора 25, повернет шайбу 22 относительно звена 13.
При значительных горизонтальных относительных перемещениях скрепера и толкача звено 15 поворачивается относительно звена 14 на оси.
Таким образом, в аварийных случаях исключается поломка щупа распределителя 11. Возникающие при повороте горизонтальные перемещения отвала компенсируются упругим элементом 4.
fef
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Универсальный толкач | 1976 |
|
SU670692A1 |
Скрепер газодинамического действия | 1982 |
|
SU1077993A1 |
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО СКРЕПЕРНОГО ПОЕЗДА | 2004 |
|
RU2261805C1 |
ДЛИННОБАЗОВЫЙ ПЛАНИРОВЩИК С ГИДРОАВТОМАТИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ | 1966 |
|
SU183510A1 |
Транспортное средство Исина | 1985 |
|
SU1294646A1 |
Сцепное устройство скреперного поезда | 1987 |
|
SU1418079A1 |
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2154581C1 |
Ковш скрепера | 1985 |
|
SU1303677A1 |
Самоходный скрепер | 1989 |
|
SU1715997A1 |
МЕХАНИЗМ ПОДНЯТИЯ И ОПУСКАНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА МЕЖДУГОРОДНОГО АВТОБУСА | 2013 |
|
RU2528459C2 |
По8о/)от типа. д/1я режима „ Gyfibdosep
Центр omffa/(
PQiSo4UU noffoffOi
щупа
бидА
n
. ) ,Б(/лйдозер
Режим олнач
Ось отдала
Г7
б
Ч
k 29
Фиг.6
Фмг. 7
«Ь-С
2 -- / Й
.8
Фиг. 9
ВНИИПИ Заказ 3360/24 Тираж 641Подписное
Произв.-полигр. пр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Шелюбский | |||
Эксплуатация скреперов.-М.: Транспорт, 1972, с.49 | |||
0 |
|
SU304335A1 | |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Скрепер | 1979 |
|
SU1038424A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1986-06-23—Публикация
1984-12-29—Подача