Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидрообъемным передачам, применяемым в трансмиссиях транспортных средств.
Известна гидрообъемная передача транспортного средства, содержащая насос, гидродвигатель, соединенным с ним гидролиниями, подсоединенными через обратные клапаны к линии нагнетания насоса подпитки, линии всасывания и слива которого связаны с баком 1.
Недостатком этой передачи является сложность эксплуатации в холодное время года, особенно при внегаражном хранении техники из-за трудности пуска, обусловленной повышенной вязкостью масла и возможностью возникновения задиров плунжерных пар и других пар трения гидромашин. При температуре ниже -30°С эксплуатация транспортных средств, имеющих гидрообъемную передачу, вообще невозможна.
Наиболее близкой к изобретению является гидрообъемная передача транспортного средства, содержащая насос, гидродвигатель соединенный с ним гидролиниями, подсоединенными через обратные клапаны к линии нагнетания насоса подпитки, линии всасывания и слива которого связаны с баком, и теплообменник 2.
Недостатком известной передачи является длительность подготовки ее к запуску при отрицательных температурах окружающей среды вследствие повышенной вязкости масла и образования задиров в плунжерных парах и других парах трения гидромашин.
Разогрев масла в гидросистеме передачи для снижения вязкости путем дросселирования в переливном клапане системы подпитки является длительным процессом, а зачастую и невозможным из-за возрастающего сопротивления в линии всасывания и работы насоса подпитки в кавитационном режиме, а также вследствие значительных тепловых потерь в окружающую среду в не- термоизолированном баке гидросистемы.
Нагружение передачи при недостаточном заполнении рабочих камер гидромашин и силового контура приводит к различного рода заклиниваниям плунжерных пар и других пар трения и к их разрущению.
Особенно большое значение имеет разогрев масла в передаче для самоходных сельскохозяйственных машин, например кор- моуборочных, картофелеуборочных и зерновых комбайнов, работающих преимущественно в теплое время года с маслом повышенной вязкости.
При их железнодорожной транспортировке в хозяйства с заводов-изготовителей в процессе разгрузки и перегона, а также при необходимости кратковременных перегонов для ремонта в самом хозяйстве в зимнее время года, возникает необходимость быстрого запуска, движения своим ходом.
5
в процессе которых из-за трудности разогрева масла и происходят поломки насоса и гидродвигателя.
Заправка гидросистемы специальными морозостойкими марками масел для кратковременных переездов экономически нецелесообразна. Для машин, работающих в теплое и холодное время года, например тракторов, возникает проблема разномарочности масла для каждого случая, что также экономически нецелесообразно и создает известные трудности обслуживания машин, такие как замена и тонкая фильтрация масла. Поэтому необходимо обеспечение ускоренного запуска передачи с гарантированным сохранением работоспособности при отрицательных температурах на одной марке масла.
Целью изобретения является повышение надежности запуска при отрицательных температурах.
0 Указанная цель достигается тем, что передача, содержащая насос передачи, гидродвигатель, соединенный с ним гидролиниями, подсоединенными через обратные клапаны к линии нагнетания насоса подпитки, линии всасывания и слива которого связа5 ны с баком, и теплообменник, снабжена термостатом, теплообменник установлен в линии всасывания насоса подпитки, последняя связана с баком посредством дополнительного обратного клапана, а линия слива связана с теплообменником, причем теплообменник выполнен в виде термоизолированной емкости с нагревателем, а линия слива связана с ним и баком через термостат.
На чертеже изображена схема гидрообъемной передачи транспортного средства.
Регулируемый аксиально-поршневой насос 1 передачи рабочими гидролиниями 2 и 3 связан с аксиально-поршневым гидродвигателем 4.
0 Для защиты передачи от перегрузок установлены предохранительные клапаны 5 и 6, а для охлаждения силрового контура установлен промывочный золотник 7 с переливным клапаном 8. К блоку обратных клапанов 9 и 10 подведена нагнетательная
линия 11. Насос 12 подпитки, кинематически связан с приводом регулируемого аксиально-поршневого насоса 1 и двигателем внутреннего сгорания (не показан). Всасывающая линия 13 снабжена емкостью 14, покрытой термоизоляционным материалом, уменьшающим теплоотдачу в атмосферу, по объему равной 1/10-1/20 емкости основного бака 15 для более быстрого прогрева насоса и снижения расхода горючего в двигателе внутреннего сгорания.
5 В термоизолированной емкости 14 установлен нагреватель 16, подключенный к электрической схеме транспортного средства, и фильтр 17, подсоединенный к всасывающей
линии 13. Подогреватель 16 может быть также жидкостным, газовым и др.
Термоизолированная емкость 14 гидравлически связана с баком 15 через дополнительный обратный клапан 18 с затвором, снабженным дросселирующим отверстием 19 для перелива масла в основной бак 15 при его расширении в процессе нагревания подогревателем 16.
Нагнетательная гидролиния 11 насоса 12
подпитки связана через переливной клапан 10 и повысить его надежность и долговеч20 с элементами 21-23 сливной линии к которым подсоединены плоскости корпусов (не показаны) насоса 1 и гидродвигателя 4. Сливная линия 23 подключена к входу термостата 24 с выходами 25 и 26 в терность.
В процессе увеличения подачи насоса 1 и двигателя транспортной машины температура масла в гидролиниях 2 и 3 устанавливается выше рабочей. При этом открымоизолированную емкость 14 и бак 15 через вается выход 25 термостата 24 через рас- распределительный кран 27, имеющий выходпределительный кран 27 в бак 15, минуя
радиатор 28, а выход 26 в термоизолированную емкость 14 прикрывается.
Масло начинает поступать в бак 15,
также в радиатор 28 охлаждения.
Гидрообъемная передача работает следующим образом.
В случае необходимости запуска пере- jo открывая обратный клапан 18, и холодное
дачи при отрицательной температуре окружающей среды регулируемый аксиально-пор- щневой насос 1 передачи устанавливается в положение нулевой подачи.
Распределительный кран 27 устанавливамасло перетекает в термоизолированную емкость 14, снижая температуру масла, поступающего к передаче до рабочего значения и поддержания ее на этом уровне. После достижения рабочей температуры в
ется в положение, отключающее радиатор 28. 25 баке 15 отключается подогреватель 16, пе- Включается подогреватель 16 в электросхемуреключается распределительный кран 27 на
транспортного средства или к другому теп-радиатор 28 и регулированием его створок
ловому источнику. Подогревается масло вподдерживается температура в гидросистетермоизолированной емкости 14, фильтре 17ме на постоянном рабочем уровне,
и всасывающей линии 13 насоса 12 под-При работе передачи под нагрузкой
питки. Излишек масла в процессе прогре- промывочный золотник 7 занимает одно из ва вытесняется через отверстие 19 закры-крайних положений и слив масла осуществляется через переливной клапан 8, настроенный на давление несколько меньшее, чем переливной клапан 20, который при этом не работает.
В случае равенства давлений в гидролиниях 2 и 3 золотник 7 занимает нейтральное положение, клапан 8 отключается и включается переливной клапан 20.
того затвора обратного клапана 18 в бак 15. Малый объем масла в термоизолированной емкости 14 в короткое время разогревается до рабочей температуры, а термоизоляция предохраняет его от охлаждения.
Запускается двигатель внутреннего сго- рання, кинематически связанный с аксиально-поршневым насосом 1 в положении нулевой подачи и сблокированным с ним насосом 12 подпитки.
Разогретое масло поступает по нагнетательной линии 11 от насоса 12 подпитки к блоку обратных клапанов 9 и 10 и далее к насосу 1 и гидродвигателю 4 и гидролиниям 2 и 3. Одновременно через пере35
Таким образом, снабжение всасывающей 4Q линии насоса подпитки термоизолированной емкостью малого объема, а сливной гидролинии - термостатом, позволяет ускорить разогрев масла и запуск передачи при отрицательных температурах, исключить схватывание и задиры плунжерных пар, исливной клапан 20 избыток разогретого мае- 45 ключить кавитационный режим работы подла поступает в сливную линию 21, корпус гидродвигателя 4, линию 22, корпус насоса 1 и далее в линию 23.
Из сливной линии 23 масло поступает на вход термостата 24, а с выхода 26
питочного насоса и всей передачи, предохранить ее от разрушения.
Ускорение разогрева .передачи способствует также экономии топлива, расходуемого двигателем внутреннего сгорания.
Составитель А. Волков
Редактор А. ШандорТехред И. ВересКорректор С. Черни
Заказ 3977/26Тираж 880Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
поступает в термоизолированную емкость 14, минуя бак 15. При этом разогретое масло эффективно прогревает блоки насоса 1 гидродвигателя 4, обеспечивая ускорение запуска передачи и исключая заклинива ние плунжерных пар и поломки насоса 1 и гидродвигателя 4 при приложении нагрузки. Насос 12 подпитки работает также в нормальных температурных условиях, что позволяет исключить кавитационный режим
открывая обратный клапан 18, и холодное
масло перетекает в термоизолированную емкость 14, снижая температуру масла, поступающего к передаче до рабочего значения и поддержания ее на этом уровне. После достижения рабочей температуры в
баке 15 отключается подогреватель 16, пе- реключается распределительный кран 27 на
35
Таким образом, снабжение всасывающей 4Q линии насоса подпитки термоизолированной емкостью малого объема, а сливной гидролинии - термостатом, позволяет ускорить разогрев масла и запуск передачи при отрицательных температурах, исключить схватывание и задиры плунжерных пар, исключить кавитационный режим работы подпиточного насоса и всей передачи, предохранить ее от разрушения.
Ускорение разогрева .передачи способствует также экономии топлива, расходуемого двигателем внутреннего сгорания.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАШИНЫ С ГИДРОСТАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ | 2013 |
|
RU2529111C1 |
ГИДРООБЪЕМНЫЙ ПРИВОД ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ СМЕНЫ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ ГИДРООБЪЕМНОГО ПРИВОДА ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ ГИДРООБЪЕМНОГО ПРИВОДА ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И РЕВЕРСА ГИДРООБЪЕМНОГО ПРИВОДА ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ГИДРОМОТОРНЫЙ АГРЕГАТ ГИДРООБЪЕМНОГО ПРИВОДА ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2108507C1 |
ГИДРОПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2240932C2 |
Гидравлическая система | 1990 |
|
SU1714229A1 |
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ГИДРОСТАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ МАШИНЫ | 2013 |
|
RU2545144C2 |
ГИДРООБЪЕМНАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ | 2003 |
|
RU2256564C1 |
САМОХОДНАЯ МАШИНА ДЛЯ ОБРАБОТКИ АЛЮМИНИЕВЫХ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРОВ | 2015 |
|
RU2593251C1 |
Гидрообъемная передача транспортного средства | 1987 |
|
SU1481517A1 |
Гидрообъемная трансмиссия с объемным делителем для многоприводного транспортного средства | 2018 |
|
RU2683984C1 |
ГИДРОСИСТЕМА ЗЕРНОУБОРОЧНОГО КОМБАЙНА | 2009 |
|
RU2398374C1 |
Башта Т | |||
М | |||
Гидропривод и гидропневмоавтоматика, М.: Машиностроение, 1972, с | |||
Способ изготовления замочных ключей с отверстием для замочного шпенька из одной болванки с помощью штамповки и протяжки | 1922 |
|
SU221A1 |
Вагонетка для движения по одной колее в обоих направлениях | 1920 |
|
SU179A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
М | |||
Гидропривод и гидропневмоавтоматика, М.: Машиностроение, 1972, с | |||
Способ изготовления замочных ключей с отверстием для замочного шпенька из одной болванки с помощью штамповки и протяжки | 1922 |
|
SU221A1 |
Вагонетка для движения по одной колее в обоих направлениях | 1920 |
|
SU179A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Шеститрубный элемент пароперегревателя в жаровых трубках | 1918 |
|
SU1977A1 |
Авторы
Даты
1986-07-23—Публикация
1982-01-25—Подача