Способ уравновешивания роторов Советский патент 1959 года по МПК F01D5/02 F01D25/06 

Описание патента на изобретение SU124691A1

Роторы турбомашин, состоящие из отдельных дисков, могут П1Сгь значительную неуравновешенность, несмотря на то, что каждый из этих дисков подвертался уравновешиванию. Это явление особенно проявляется в тех случаях, когда диск уравновешивается, цептрируясь по одной поверхности, а в узле ротора сопрягается с дрлтими дисками но другим новерхностям.

Значительное влияние на неуравновешенность одгшго из элементов ротора, а следовательно, и всего ротора оказывает cNieurenne цснтроз тяжести и нерекосы элементов ротора при сборке. Особенно сильно сказывается ЭТО в.шянке на роторах, после сборки не подвергающихся уравновешиванию, которое может быть произведено ма балансировочных машинах.

При наличии в роторе неуравновешенных дисков, расположенных на значительном удалении от опор, во время его врашения могут иметь место деформации, приводяш,ие к увеличеиню неуравновешенности всего ротора, ЧТО является из источников возбуждения вибрации турбомашин.

В случай же обеспечения уравновешенности каждого диска в роторе возбуждаюшне силы от неуравновешенности практически отсутствуют или СТОЛЬ малы, что силы сопротивления сушественио уменьшают величины амплитуд вибрации турбомашин даже в области резонансных скоростей.

Неуравновешенность каждого диска в роторе обусловлена дисбалансом, имеюшим место в результате неоднородности материала и технологических ошибок ири изготовлении самого диска, а также с дисбалансом, возникающим вследствие монтажиых ошибок при ностановке диска в роторе.

Достижение сбалансированности каждого диска з роторе осуществляется путем раздельного оиределения этих видов дисбаланса: первого -

NB 124691

посредством балансировочных средств и второго - по изменению расположения контрольных поверхностей в роторе по отношению к диску или наоборот.

Отличительная особенность онисываемого способа заключается з следующем. . .

Диски отдельно уравновешивают и.1н определяют величину и направление неуравновешенности, а также величины биения заранее выбранных поверхностей дисков. После этого собирают диски в ротор и определяют биение тех же поверхностей дисков в собранном роторе. По геометрической сумме, этих величин определяют для каждого диска величины и направления смешений, по которым расчетным путем находят величины и угловые координаты коррекции неуравновешенности каждого из собранных в ротор дисков. Этим достигается уравновешенность каждого из дисков в собранном роторе.

На фиг. 1 изображена схема уравновешивания диска; на фиг. 2 - схема измерения биения дисков в роторе; на фиг. 3 - схема устранения суммарной неуравновешенности диска в роторе.

Для нахождения положения заданной контрольной поверхности О {фиг. 1) относительно оеи балансирования определяют величину биений множества точек, до всех точек линии (сечение Я,-), но не менее четырех, расположенных в ДВА-Х взаимно-перпендикулярных направлениях.

Получаемые, таким образом, данные характеризуют положение иентра тяжести линии контрольной поверхности в заданном сечении (геометрическая задача).

После того как ротор собран, определяют расположение той же линии контрольной поверхности D, в заданном сечении Р,, но уже относительно оси (фиг. 2) врашения ротора.

Смещение оси вращения гo диска в роторе относительно оси балансирования этого же диска принимают равным по величине и направлению изменения положения центра тяжести линии контрольной поверхности в заданном сечении (геометрическая задача) .

Монтажная неуравновешенность г-го диска (фиг. 3) равна /„; G;-8;, где G,.-вес г-го диска.

Таким образом, суммарная неуравновешенность диска в роторе будет равна геометрической сумме:

fri fgi ,

которой однозначно соответствует величина и угловая координата коррекции. В прОЦессе уравновешивания отдельного диска устраняют/ ; или ограничиваются только определением этого вектора неуравновешенности. В последнем случае его действие устраняют в собранном роторе в сумме ,-. Для турбомашин со сменными лопатками устранение fgi (суммарной неуравновешенности диска) производят перестановкой лопаток, в остальных случаях - съемом металла или постановкой уравновешивающих грузов.

В случае разборного ротора/ устраняют после разборки ротора и определения /,„.

Аналогичным путем, зная изменения биений ЗГ,. торцев ГД определяют и вносят поправку на неуравновешенность i-ro диска, которую принимают равной:

ме: - аксиальный момент инерции диска;

/эт-j - экваториальный момент инерции диска;

г - радиус, на котором замеряется торцевое биение диска;

hi - расстояние между балансировочными плоскостями. Так как величина

п „ aKCj 3Kei ,-

2/г// 87z; для данного диска и ротора постоянная, то коррекцию

ее величину и угловую координату определяют по величине и направлению От-;.

Предмет изобретения

Способ уравновешивания роторов, собранных из последовательно соединенных один с другим дисков, каждый из которых предварительно уравновешивают, отличаюш;ийся тем, что, с целью достижения уравновешенности каждого из дисков в собранном роторе, эти диски отдельно уравновешивают или определяют величину и направление неуравновешенности и величины биения заранее выбранных поверхностей дисков, после чего собирают диски в ротор, определяют биения тех же поверхностей дисков в собранном роторе и по геометрической сумме этих величин определяют для каждого диска величины и направления смешений, по которым расчетным путем находят величины и угловые координаты коррекции неуравновешенности каждого из дисков, собранных в ротор.

- 3 -№ 124691

/А-ОЛ- bV&r,-,

Похожие патенты SU124691A1

название год авторы номер документа
Способ уравновешивания роторов, собранных из отдельных дисков, для которых уравновешивание каждого диска в отдельности является обязательным 1960
  • Осадченко В.С.
SU147830A1
Способ динамического уравновешивания роторов турбомашин со сменными лопатками 1956
  • Осадченко В.С.
SU107708A1
Способ динамического уравновешивания на рабочей скорости роторов турбомашин 1959
  • Осадченко В.С.
SU142068A1
Способ компенсации динамической неуравновешенности роторов турбин и компрессоров 1950
  • Осадченко В.С.
SU129431A1
Способ сборки и балансировки высокооборотных роторов и валопроводов авиационных газотурбинных двигателей и газоперекачивающих агрегатов 2022
  • Сусликов Виктор Иванович
  • Сусликов Сергей Викторович
  • Болотов Михаил Александрович
RU2822671C2
Способ автоматической многовекторной балансировки рабочих колёс турбомашин и устройство для его реализации 2022
  • Старцев Андрей Алексеевич
  • Макаров Николай Владимирович
  • Макаров Владимир Николаевич
  • Угольников Александр Владимирович
  • Пешкова Ирина Дмитриевна
  • Торопов Владимир Андреевич
  • Гамидов Тимур Зияевич
  • Яковлев Кирилл Иванович
RU2789214C1
СПОСОБ УРАВНОВЕШИВАНИЯ РОТОРОВ СКВАЖИННЫХ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ НАСОСОВ 2011
  • Илюшин Александр Федорович
RU2476844C1
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ РОТОРА ЦБН, ОСНАЩЕННОГО СИСТЕМОЙ МАГНИТНОГО ПОДВЕСА, В СОБСТВЕННЫХ ОПОРАХ 2021
  • Калинин Иван Сергеевич
  • Бородин Иван Владимирович
RU2803403C2
Способ замены лопаток роторов турбомашин 1959
  • Осадченко В.С.
SU148561A1
Способ балансировки сборного ротора 2016
  • Белобородов Сергей Михайлович
  • Муравьев Михаил Юрьевич
  • Ковалев Алексей Юрьевич
RU2628850C1

Иллюстрации к изобретению SU 124 691 A1

Реферат патента 1959 года Способ уравновешивания роторов

Формула изобретения SU 124 691 A1

SU 124 691 A1

Авторы

Осадченко В.С.

Даты

1959-01-01Публикация

1957-03-14Подача