Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам, магнитопроводы которых выполнены по малоотходной технологии путем навивки на ребро из непрерывных лент.
Целью изобретения является повышение надежности путем предотвращения распушения ярма и зубцов.
На фиг. 1 представлен магнитопровод электрической машины, продольный разрез (ротор не показан из-за конструктивного подобия и нежелания затемнять чертеж); на фиг. 2 - конструкция крепления разъемного магнитопровода статора; на фиг. 3 - конструкция неразъемного магнитопровода статора; на фиг. 4 и 5 - участки витков статора и якоря с выемками под скобу со стороны дна паза; на фиг. 6 - изолированная скоба,
Магнитопровод электрической машины состоит из ярма 1, зубцовой зоны 2 с пазами (для разъемных магнитопроводов, у которых зубцовая зона и ярмо выполнены раздельно), крайних листов 3 и крепящих скоб 4.
Ярмо 1 и зубцовая зона 2 между собой могут соединяться различным способом: с помощью гладкой посадки 5 (горячей, -прессовой), с помощью ступенчатого (винтового) соединения (фиг. 2), где имеются стыки 6 витков 7 ярма с витками 8 зубцовой зоны); либо ярмо и зубцовая зона могут быть выполнены из единой заготовки 9 (фиг. 3). Какова бы не была конструкция сочленения ярма с зубцовой зоной магнитопровода, крепящие пакет элемента надежно должны закреплять его в осевом направлении. Для разъемных магнитопроводов иногда целесообразна постановка крайних утолщенных листов (на фиг. 1 условно показан один утолщенный лист слева, а справа он отсутству- ет).
Высота утолщенного листа 3 должна быть таковой, чтобы он перекрывал стыки 6 (фиг. 6) витков 7 и 8. Когда отсутствует крайний лист (как показано справа на фиг. 1), то высота отогнутой части 10 скобы 4 должна перекрывать стыки ярма 1 и зубцовой зоны
со
с
XJ
о VJ
о
1
| НМ
vj
2, скрепляя обе части в осевом направлении. Для неразъемного магнитопровода (фиг. 3) постановка крайних листов 3 не обязательна.
Если рассматриваемый магнитопровод статора скреплять в пакет с помощью скоб либо с помощью сварки, как показано поз. 11 на фиг. 2 и 3, то из-за различного коэффициента заполнения пакета сталью, обусловленного трапециедальностью сечения витков при изгибе ленты на ребро, крепление пакета будет ненадежным. Более надежным креплением для разъемных магнитопроводов (да и вообще мэгнитопро- водов с трапециедальным сечением витков) следует считать то, при котором крепящий элемент стягивает пакет по его длине в той его части, где больший коэффициент заполнения пакета сталью. К такой части лучше всего подходит дно паза, которое, с одной стороны, всегда находится на участке с большим коэффициентом заполнения пакета сталью, а, с другой стороны, позволяет при штамповке пазов сразу же получить в ярме со стороны дна пазов выемки 12 и 13.
/Выемки под скобы могут быть различной формы: плоскими 12 либо круглой или овальной 13 - применительно к якорю (ротору) (фиг. 4 и 5). Если требуется, чтобы скоба 4 не занимала паз, то выемки 12 и 13 углубятся в ярмо (зубцовый обод) на толщину скобы tc Скобы в пазах помимо функций осевого крепления пакета, выполняют функцию уменьшения расшихтовки зубцов в пазах
Скоба 4 при расположении в пазу может закорачивать часть витков зубцовой зоны, что приведет к добавочным потерям в стали Для устранения этого явления для статоров между скобой 4 и витками зубцовой зоны 2 устанавливают изоляционную прокладку 14, исключающую замыкание витков зубцовой зоны. Скоба 4 может предварительно покрываться изоляцией 15 (фиг 6) перед установкой ее на место. Концы скоб отгиба- ются в сторону ярма и прилегают к его торцам. Для короткозамкнутого ротора постановку изоляционной прокладки 14 производить не обязательно из-за малой частоты перемагничивания в роторе в рабо- чем режиме. В ряде случаев, с целью упрощения технологии, каждый паз магнитопровода может иметь выемку под скобу, количество скоб выбирается из условия необходимой жесткости пакета.
Данное техническое решение может быть использовано в магнитопроводах электрических машин постоянного и переменного тока.
Изготовление магнитопровода может производиться в следующей последовательности:
резка полосы на ленты мерной ширины для ярма и зубцовой зоны (в случае неразъемного магнитопровода режется полоса для магнитопровода);
штамповка пазов в ленте с одновременной штамп овкой мест под скобы;
навивка элементов магнитопровода на ребро;
сочленение элементов магнитопровода в пакет;
предварительное сжатие пакета магнитопровода;
установка изоляционной прокладки для статора (при неизолированной скобе) установка скоб;
окончательное сжатие пакета и отгибающих скоб.
Изобретение позволяет повысить надежность электрической машины за счет уменьшения распушения ярма и зубцов.
Формула изобретения
1.Магнитопровод электрической машины, содержащий скрепленные между собой витки из непрерывной ленты, изогнутой на ребро, с выштампованными в ней пазами, образующими ярмо и зубцовую зону, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем предотвращения распушения ярма и зубцов в ярме со стороны дна пазов выполнены выемки, в которых расположены введенные скобы, концевые части которых прилегают к торцам ярма.
2.Магнитопровод по п. 1,отличаю- щ и и с я тем, что скобы изолированы от магнитопровода.
3.Магнитопровод по пп. 1 и 2, о т л и - чающийся тем, что для магнитопровода с составным в радиальном направлении ярмом между концевыми частями скоб и крайними витками ярма установлено кольцо, перекрывающее радиальный стык между частями ярма.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Магнитопровод электрической машины | 1984 |
|
SU1262628A1 |
Магнитопровод электрической машины | 1984 |
|
SU1302378A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СБОРНОГО МАГНИТОПРОВОДА ТОРЦОВОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2269857C1 |
Магнитопровод электрической машины | 1983 |
|
SU1247986A1 |
Магнитопровод электрической машины | 1985 |
|
SU1343500A1 |
Статор электрической машины | 1986 |
|
SU1471249A1 |
Магнитопровод ротора электрической машины | 1988 |
|
SU1594649A1 |
Магнитопровод электрической машины | 1981 |
|
SU1137554A1 |
Магнитопровод электрической машины | 1979 |
|
SU884036A1 |
Магнитопровод ротора электрической машины | 1984 |
|
SU1334276A1 |
Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель изобретения - повышение надежности. Магнитопровод электрической машины содержит ярмо и зубцовую зону, которые могут соединяться различными способами: при помощи гладкой посадки, при помощи винтового соединения витков ярма с витками зубцовой зоны. Крепление магнитопровода в пакет выполняется посредством скоб, расположенных в рабочих пазах. При этом под скобы выполняются выемки, а концы скоб отгибаются в противоположную сторону от паза. Это предотвращает распушение ярма и зубцов. 2 з.п, ф-лы, 6 ил.
/J
Фиг.5
Фие.6
Авторское свидетельство СССР № 1704594 по заявке № 3884003/24-07, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Патент США № 2845555, кл | |||
Приспособление для съемки жилетно-карманным фотографическим аппаратом со штатива | 1921 |
|
SU310A1 |
Авторы
Даты
1992-10-07—Публикация
1985-09-03—Подача