10
Изобретение относится к горнорудному и шахтному производству и может быть использовано в сис1еме управления шахтных подъемных установок для устранения опасного скольжения канатов по шкивам трения.
Цель изобретения - повышение безопасности подъемной установки путем устранения скольжения канатов по канатоведущим шкивам.
На фиг. 1 показана структурная схема устройства; на фиг. 2 - диаграмма замыкания этажных выключателей.
В устройстве на приводном шкиве 1 и отклоляюшем шкиве 2 подъемной машины устанавливают импульсные датчики 3 и 4, выходы которых соединяют с блоком ,5 контроля проскальзывания. Датчик 4 соединяют выходом с устройством 6 опре,аеления направления движения, выходы которого В и Н соединяют с первыми входами первой 7 и второй 8 схем И, вторые входы которых через этажные выключатели 9 и 10 соединя- 20 ют с источником питания. Оба этажных выключателя входят в блок 11 определения положения подъемных сосудов, который получает врашение от приводного П1кива 1. Выходы схем 7 и 8 соединяют с входом
включение предохранительного тормоза. При возникновении (отрицательного) проскальзывания канатов относительно шкивов трения логическая единица появляется-на выходе 14. На выходах В или Н узла 6 логическая единица устанавливается в зависимости от направления вращения. Замыкание выключателей 9 и 10 приводит к появлению логической единицы на вторых входах логических схем 7 и 8, так что на выходе той или другой схемы появляется логическая единица в том случае, если соответствующий подъемный сосуд находится в зоне ствола, где допустимы операции по предотвращению возникшего скольжения канатов. Появление единицы на выходе схемы И 8 включает привод машины для движения в направлении В, а появление единицы на выходе схемы И 7 - в направлении Н, т. е. обеспечивается включение машины в направлении движения каната.
Появление единицы на входе в схему ИЛИ 12 от выхода схемы И 7 или И 8 вызывает возникновение единицы на ее выходе и на втором входе в схему И 15. Возникающий на выходе схемы И 15 сигнал при одновременном поступлении на оба входа логичепервой схемы ИЛИ 12 и с входами реверса 5 ской единицы, устанавливает S-TpHrrep
блока 13 управления приводом подъемной машины. Выход первой схемы ИЛИ 12 и выход 14 блока 5 соединяют со вторым и первым входами третьей схемы И 15. Кроме того, выход 14 соединяют с входом задатчика 16 интенсивности, выход которого соединяют с входом блока 13. Вход третьей схемы PI 15 соединяют с входом 17 «Установка S-триг- гера 18, вход 19 «Сброс которого соединяют с компаратором 20 минимальной скорости. Прямой выход 5-триггера 18 соединяют с первым входом второй схемы ИЛИ 21, второй вход которой через контакт 22 контактора предохранительного тормоза соединяют с источником питания. Выход второй схемы ИЛИ через усилитель 23 соединяют с клапаном 24 управления тормозом блока 25 управления приводом подъемной машины. Переключение этажных выключателей 9 и 10 происходит в точках А и Б ствола, имеющего высоту подъема h, при этом заштрихованный участок диаграммы соответствует замкнутому состоянию контакта, что составляет 0,6- 0,8 общей высоты подъема.
Устройство работает следуюц им образом.
Информация об углах поворота приводного и отклоняющего шкивов 1 и 2 от датчиков 3 и 4 поступает на блок 5 контроля проскальзывания. При осутствии проскальзывания на его выходах 14 и 26 присутствуют логические нули. При возникновении (положительного) проскальзывания шкивов относительно канатов на выходе 26 появляется логическая единица, что влечет за собою
30
в положение, при котором на первом входе схемы ИЛИ 21 появляется единица, в результате чего включается обмотка клапана 24 и машина растормаживается.
При возникновении проскальзывания канатов относительно канатоведущего шкива на выходе 14 блока 5 появляется логическая единица, задатчик 16 интенсивности плавно увеличивает свой выходной сигнал, что приводит к разгону машины в направ лении движения канатов. Когда скорости канатов и канатоведущего шкива сравняются (скольжение прекратилось), единица на выходе 14 сменяется на логический ноль, благодаря чему задатчик интенсивности начинает плавно уменьшать выходной сиг- 40 нал, снижая скорость машины. При скорости 0,2-0,4 м/с компаратор 20 выдает логическую единицу на вход сброса триггера 18, триггер устанавливается в нулевое состояние что приводит к отключению катушки клапана 24 и стопорению машины тормозом.
Таким образом, система управления подъемной машиной контролирует скольжение канатов, определяет направление их движения относительно канатоведущих щкивов, при благоприятной расстановке сосудов в стволе растормаживает машину, разгоняет в попутном направлении и при отсутствии относительного движения между шкивами трения и канатами плавно снижает скорость и затормаживает, что позволяет предотвратить аварию на шахтных подъемных уста- 55 новках, связанную с возникновением скольжения канатов по шкивам трения.
45
0
0
включение предохранительного тормоза. При возникновении (отрицательного) проскальзывания канатов относительно шкивов трения логическая единица появляется-на выходе 14. На выходах В или Н узла 6 логическая единица устанавливается в зависимости от направления вращения. Замыкание выключателей 9 и 10 приводит к появлению логической единицы на вторых входах логических схем 7 и 8, так что на выходе той или другой схемы появляется логическая единица в том случае, если соответствующий подъемный сосуд находится в зоне ствола, где допустимы операции по предотвращению возникшего скольжения канатов. Появление единицы на выходе схемы И 8 включает привод машины для движения в направлении В, а появление единицы на выходе схемы И 7 - в направлении Н, т. е. обеспечивается включение машины в направлении движения каната.
Появление единицы на входе в схему ИЛИ 12 от выхода схемы И 7 или И 8 вызывает возникновение единицы на ее выходе и на втором входе в схему И 15. Возникающий на выходе схемы И 15 сигнал при одновременном поступлении на оба входа логиче5 ской единицы, устанавливает S-TpHrrep
0
в положение, при котором на первом входе схемы ИЛИ 21 появляется единица, в результате чего включается обмотка клапана 24 и машина растормаживается.
При возникновении проскальзывания канатов относительно канатоведущего шкива на выходе 14 блока 5 появляется логическая единица, задатчик 16 интенсивности плавно увеличивает свой выходной сигнал, что приводит к разгону машины в направлении движения канатов. Когда скорости канатов и канатоведущего шкива сравняются (скольжение прекратилось), единица на выходе 14 сменяется на логический ноль, благодаря чему задатчик интенсивности начинает плавно уменьшать выходной сиг- 0 нал, снижая скорость машины. При скорости 0,2-0,4 м/с компаратор 20 выдает логическую единицу на вход сброса триггера 18, триггер устанавливается в нулевое состояние что приводит к отключению катушки клапана 24 и стопорению машины тормозом.
Таким образом, система управления подъемной машиной контролирует скольжение канатов, определяет направление их движения относительно канатоведущих щкивов, при благоприятной расстановке сосудов в стволе растормаживает машину, разгоняет в попутном направлении и при отсутствии относительного движения между шкивами трения и канатами плавно снижает скорость и затормаживает, что позволяет предотвратить аварию на шахтных подъемных уста- 5 новках, связанную с возникновением скольжения канатов по шкивам трения.
5
Редактор А. Долинич Заказ 4680/25
ВНИИПИ Государствениого комитета СССР
по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
фиг, 2
Составитель Р. Никашина
Техред И. ВересКорректор М. Шароши
Тираж 799Подписное
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ предотвращения проскальзыванияКАНАТА шАХТНОгО пОд'ЕМНиКА | 1970 |
|
SU827367A1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ШАХТНЫХ ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВОК ОТ ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЯ КАНАТА | 2013 |
|
RU2553619C1 |
Устройство программирования и контроля хода шахтных подъемных машин | 1981 |
|
SU983018A1 |
МНОГОКАНАТНАЯ ПОДЪЕМНАЯ УСТАНОВКА | 1996 |
|
RU2127218C1 |
Устройство для управления тормозом шахтной подъемной машины | 1989 |
|
SU1757981A1 |
Способ управления многоканатной подъемной установкой с приводным и отклоняющим шкивами | 1983 |
|
SU1197973A1 |
ПРОХОДЧЕСКАЯ ОДНОКОНЦЕВАЯ ПОДЪЕМНАЯ УСТАНОВКА | 1965 |
|
SU214467A1 |
Устройство для контроля работы подъемной машины | 1988 |
|
SU1613421A1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ ОТ НАПУСКА ТЯГОВЫХ КАНАТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2031830C1 |
ЛИФТ И КАНАТОВЕДУЩИЙ ШКИВ ЛИФТА | 2001 |
|
RU2302368C2 |
Братченко Б | |||
Ф | |||
Стационарные установки шахт | |||
М.: Недра, 1977, с | |||
Обогреваемый отработавшими газами карбюратор для двигателей внутреннего горения | 1921 |
|
SU321A1 |
Авторы
Даты
1986-08-30—Публикация
1983-09-14—Подача