Изобретение бтноснтся к подишпни- кам скольжения и может найти применение в узлах трения, где необходима автокомпенсация износа, особенно в малогабаритных опорах с повышенной частотой вращения.
Цель изобретения - улучшение тех- нологи4ности сборки и эксгшуатацион- ных характеристик.
На фиг. 1 изображена опора скольжения (разрез А-А на фиг. 2)j на фиг, 2 - разрез Б-Б на фиг. 1,
Опора скольжения содержит цапфу 1 вала, охватывающую его, частично разрезанную подшипниковую втулку 2 с выступами 3, например, зачеканенными стальпьп.1и жесткими шариками, и прижимные конусные втулки 4, размега;енные в корпусе 5..
Гарантированный натяг и необходи- М1)1Й микрозазор создаются при перемещении втулки 4 по резьбе корпуса 5 за счет несимметричной деформации секторов 6 подшипниковой втулки 2 надавливанием конусными поверхностями втулок 4 на выступы 3.
Из фиг.2 видно, что в результате деформированного состояния секторов 6 между шероховатыми поверхностями цапфы 1 вала и втулки 2, разделенных слоем смазочного материала 7 в микрозазоре (шероховатость и микрозазор на чертеже показаны утрированно), обр.азуются три участка контакта: участок с граничной смазкой с угловым размером oi и толщшой S , с жидкостной смазкой (d, Sj) и промежуточный участок контакта с полужидкостной смазкой (d
п.
ж )
Па участке d,. - S контакт цапфы
2542172
вала с втулкой и слоем смазочного материала осуществляется преимущественно при непосредственном контакте микронеровностей трущихся поверхно- ,
J стей.
На участке контакта с полужидкостной смазкой доля контакта с граничной смазкой меньше, чем на участке cJ - S и, кроме того, имеет место также
10 жидкостная смазка.
На участке контактаd - S осуществляется только жидкостная смазка, а поверхности цапфы вала и втулки разделены так, что их микронеровнос15 ти не касаются друг друга и полностью разделены слоем смазочного материала. Однако максимальная величина зтого слоя отвечает условию S
(4-8)
микс i A akc-i
С тем, чтобы в рабо
чих условиях опора скольжения не потеряла на этом участке .несущую способность к восприятию радиальных сил. Опора скольжения работает следую- щям образом. При вращении цапфы 1 вала жидкий или пластичный смазоч-- ный материал вследствие вязкости вовлекается в микрозазор с ткидкостной смазкой и далее следует до участка с граничной смазкой, при этом поток смазочного материала упруго разжимает деформированные сегменты, вследствие чего по всей окружности образуется устойчивый замкнутый слой (пленка) смазочного материала, обладающий высокой несущей способностью к восприятию внешних сил.
Предлагаемая опора скольжения отличается улучщенной технологичностью сборки и улучшенньц-ш эксплуатащюнны- ми характеристшсами.
Редактор Е.Копча
Составитель В.Городничев
Техред М.Ходанич Корректор В.Бутяга
Заказ 4702/39 Тираж 777Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
r
us.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Опора скольжения | 1988 |
|
SU1564422A2 |
ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2011 |
|
RU2478841C1 |
Способ управления характеристиками подшипника скольжения при помощи температуры и подшипник скольжения для его реализации | 2020 |
|
RU2750182C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ СИЛ СОПРОТИВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЮ | 1972 |
|
SU354211A1 |
Подшипниковая опора жидкостного трения валка прокатного стана | 1990 |
|
SU1784312A1 |
Опора скольжения жидкостного трения | 1988 |
|
SU1672027A1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2004 |
|
RU2271484C1 |
ШКВОРНЕВАЯ СИСТЕМА УСТРОЙСТВА, ПЕРЕМЕЩАЮЩЕГОСЯ ПО РЕЛЬСАМ | 2008 |
|
RU2389627C2 |
Опора скольжения | 1979 |
|
SU964287A1 |
ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2001 |
|
RU2210684C2 |
Опора скольжения | 1979 |
|
SU964287A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-08-30—Публикация
1984-02-08—Подача