Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах передачи вращения.
Цель изобретения - повышение надежности и долговечности муфты путем исключения возможности перекосов заклинивающих кулачков за счет центрирования и крепления сепараторов друг относительно друга, а также относительно полумуфт.
На фиг.1 изображена муфта, общий вид, разрез; на фиг.2 - установка заклинивающего элемента в сепараторах.
Муфта содержит ведущую полумуфту 1, ведомую полумуфту 2 и заклинивающие элементы 3, выполненные в виде кулачков, которые установлены на осях 4, запрессованных в сепараторы 5 и 6 Заклинивающие элементы выполнены в виде эксцентричных кулачков, имеющих заклинивающую часть со стороны ведомой полумуфты и зубья со стороны ведущей полумуфты. Для снижения трения между боковыми поверхностями кулачков и сепараторов расположены шайбы 7 из антифрикционного материала, например из латуни. Сепаратор 6 снабжен выступами 8,. которые входят в промежутки между кулачками. Выступами 8 сепараторы соединены один с другим. Взаимная центровка и крепление сепараторо осуществляются с помощью буртика 9, выполненного на одном из сепараторов болтов 10 со стопорными шайбами 11 и с помощью проточек 12 на концах выступов другого сепаратора, которые контактируют с буртиком 9, На противоположных сторонах сепараторов 5 и выполнены концентричные бурты, во внутреннюю расточку которых смонтированы подшипники 13 и 14 для центровки сепараторов относительно ведущей полумуфты. Подшипник 13 с одной стороны удерживается выступом на бурту сепаратора, а с другой стороны кольцом 15. Подшипник 14 с одной стороны удерживается сепаратором 6, а с другой кольцом 16. На наружной расточке буртов установлены подншпники 17 .и 18 для центровки ведомой полумуфты относительно сепараторов. Для предотвращения трения сепараторов о подшипники 17 и 18 в режиме обгона между внутренним кольцом подшипников и сепараторами установлены кольца 19 и 20. Стопорение подшипника 18 осу-дествляется с помощью кольца 21.
Ведущая полумуфта 1 .имеет осевой канал 22 и радиальные отверстия 23
для подачи смазки в полость муфты. Удаление смазки осуществляется через радиальные каналы 24, расположенные в ведомой полумуфте в плоскости наружных боковых поэерхностей сепараторов.
Муфта работает следукицим образом. При повороте ведущей полумуфты по часовой стрелке в подшипниках 13
и 14 кулачки 3 поворачиваются на осях 4 против часовой стрелки до упора заклинивающей части кулачков 3 в рабочую поверхность ведомой полумуфты 2. При зтом последняя может также пово5 рачиваться вместе с сепараторами, однако последние отстают во вращении от ведущей полумуфты благодаря моменту инерции масс, присоединенных к зубчатке ведомой полумуфты, моменту
0 инерции сепараторов 5 и 6, подшипников 17 и 18 и полумуфты 2. Процесс заклинивания закончен, происходит передача крутящего момента от ведущей к ведомой полумуфте.
5 Если угловая скорость ведомой полумуфты 2 вьш1е угловой скорости ведущей полумуфты 1, то кулачки 3 под действием реакции со стороны полумуфты 2 поворачиваются на осях 4 по часовой стрелке и заклинивающие части кулачков начинают выходить из зацепления с ведомой полумуфтой. Шайбы, расположенные между торцами сепараторов и кулачками, снижают трение и улучшают условия поворота. Поворот
5 кулачков происходит до упора в выступы сепараторов в связи с тем, что внутренние обоймы подшипников 17 и 18 получают дополнительный импульс, направленный против часовой стрелки, вызванный динамическим моментом трения в этих подшипниках. Процесс расклинивания закончен. Ведомая полумуфта 2 и ведущая полумуфта 1 вращаются независимо одна от другой.
Смазка в полость муфты поступает через осевой канал 22 и радиальные отверстия 23. Часть смазки через радиальные отверстия 23 поступает к зубчатому зацеплению полумуфты и кулачков, далее по впадинам между зубьями кулачков к торцам кулачков и центробежной силой отбрасывается в зазор между кулачками и сепараторами. Вторая часть смазки из радиальных от55 верстий через зазоры между выступами сепараторов и кулачками поступает на смазку ведомой полумуфты. Удаление излишков смазки осуществляется чере каналы 24, расположенные в ведомой полумуфте в плоскости наружных боко вых поверхностей сепараторов.Жестко соединение сепараторов устраняет во можные перекосы кулачков. Благодаря наличию колец из материала с низким коэффициентом трения между боковыми поверхностями кулачков и сепараторо а также взаимной связи сепараторов кулачки легко поворачиваются на осях Дентровка ведомой полумуфты относи.тельно сепараторов на подшипниках, а также взаимная центровка ведущей полумуфты - сепараторов - ведомой полумуфты обеспечивает гарантированные одинаковые зазоры в зубчатых зацеплениях кулачков с ведущей полумуфтой и заклинивающей частью кулачков - ведомой полумуфтой, что приводит к четкому срабатыванию муфты в режиме заклинивания и обгона. Смазка трущихся поверхностей увеличивает ресурс муфты и обеспечивает надежность срабатывания в течение всего срока эксплуатации. Формула изобретения 1 .Муфта, содержащая ведущую и ведо мую полумуфты, расположенные концент рично и связанные между собой через заклинивающие эксцентриковые кулачки смонтированные на осях, концы которых закреплены на сепараторах, расположенных по обе стороны от кулач5закрепленные на сепараторе ков ,и ограничивающие поворот кулачупоры, тличающая ся тем, ков, о целью повышения надежности и что, с долговечности, один из сепараторов выполнен с выступами, расположенными параллельно оси муфты между кулачками, и с цилиндрическими проточками на концах выступов, а другой сепаратор выполнен с цилиндрическим буртиком, контактирующим с цилиндрическими проточками выступов, и закреплен на них резьбовыми элементами. 2.Муфта ПОП.1, отличающ аи с я тем, что упоры вьтолнены заодно с выступами сепараторов. 3.Муфта по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что она снабжена двумя парами концентрично расположенных подшипников, смонтированных на выполненных на наружной поверхности сепараторов цилиндрических буртах и контактирующих с полумуфтами.. 4.Муфта по пп.1-3, отличающая с я тем, что она снабжена антифрикционными шайбами, установленными между боковыми поверхностями кулачков и сепараторов. 5.Муфта по пп.1-4, о т л и ч аю щ а я с я тем, что ведущая полумуфта выполнена с осевым и радиальным каналами для подвода смазки, а ведомая полумуфта - с радиальными каналами для удаления смазки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта свободного хода | 1986 |
|
SU1399542A1 |
Муфта свободного хода | 1986 |
|
SU1434180A1 |
МУФТА | 1973 |
|
SU396483A1 |
Муфта зуба н.в. | 1974 |
|
SU502143A2 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
ЗУБЧАТАЯ ОБГОННАЯ МУФТА | 2005 |
|
RU2298711C2 |
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 1992 |
|
RU2102639C1 |
КЛИНОВАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 2001 |
|
RU2221942C2 |
Роликовая муфта | 1990 |
|
SU1728548A1 |
Тормозная втулка велосипеда | 1983 |
|
SU1152861A1 |
Изобретение относится к ма строению и предназначено для перед. чи вращения путем заклинивания эксцентриковых кулачков между концентрично расположенными полумуфтами. Целью изобретения является повышение надежности и долговечности. Муфта содержит две полумуфты, связанные между собой заклинивающими зубчатыми эксцентриковыми кулачками. Последние установлены на осях, концы которых закреплены на сепараторах, центрированных один относительно другого и относительно полумуфт. Взаимная центровка полумуфт и сепараторов обеспечивает гарантированные одинаковые зазоры в зубчатых зацеплениях кулачков, что приводит к четкому срабатыванию муфты в режиме заклинивания и i обгона. 4 з.п.ф-лы, 2 ил. (/)
и
f 3 к 4
Я
8
Фиг.2
Поляков B.C | |||
и др | |||
Справочник по .муфтам.-М.: Машиностроение, 1979, с.229, рис.VI.14 | |||
МУФТА | 0 |
|
SU396483A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-11-07—Публикация
1984-08-15—Подача