1
Изобретение относится к области общего машиностроенля.
Известны «муфты, содержащие ведомую полумуфту с закрепленными в ней осями, на которых установлены заклинивающие элементы, зацепляющиеся .посредством зубчатой передачи с ведущей полумуфтой.
Для тридания обгонных свойств и повышения надежности в работе в предлагаемой муфте .между полумуфтами расположены свободно .поворачивающиеся относительно них диски-сепараторы с установленными в них на осях заклинивающими элементами, выполненными в виде эксцентричных кулачков, имеющих со стороны- ведомой полумуфты заклинивающую часть, очерченную по кривой, центр кривизны которой лежит менаду осями кулачка и муфты, а со стороны ведущей полумуфты - взаимодействующий с ней элемент зацепления, совмещенный в одной плоскости с заклинивающей частью, причем в нейтральном положении КЗлачки установлены относительно ведомой полумуфты с зазором и ограничены от поворота в процессе расклинивания и обгона смонтированным в дисках-сепараторах штифтоим.
Для устранения трения и износа .между ведомой полумуфтой и дисками-сепараторами в режиме обгона, последние сцентр-ированы относительно ведущей полумуфты и имеют наружный диаметр меньший, чем внутренний диаметр ведомой полумуфты.
Для компенсации осевых перекосов полумуфт диски-сепараторы сцентрированы относительно ведомой полумуфты, а относительно ведущей установлены с зазором.
Для обеспечения качательного движения заклинивающих кулачков зацепление между каждым из них и ведущей поут.умуфтой осуществлено посредством одной кинематической пары.
На чертеже изображена предлагаемая муфта.
Муфта содержит ведущую полумуфту 1, зацепляющуюся с заклинивающими элементами 2, опорные оси 3 с напрессованными на них
вкладышами 4, установленными в дисках-сепараторах 5, сцентрированных относительно ведзщей полумуфты посредством игольчатых роликов 6. Заклинивающие элементы выполнены в виде эксцентричных кулачков, имеющих заклинивающую часть 7 со стороны ведомой полумуфты 8 и снабженных элементом зацепления 9 со стороны ведущей полумуфты. Для ограничения поворота заклинивающих элементов в сепараторе установлен
штифт 10.
Процесс заклинивания и передача вращения от Ведущей 1полу муфты ведомой происходит следующим образом.
При .повороте ведущей иолумуфты / ио часовой стрелке с некоторым угловым ускорением благодаря ъюменту инерции массы системы дисков-сепараторов 5, осей 3 и заклинивающих аксцентричных элементов 2, дискисвиараторы 5 в;месте с 3 свободно поворачиваются на ведущей иолумуфте 1 и отстают от нее. При этом заклинивающие элементы 2 синхронно поворачиваются на осях иротив часовой стрелки иа незначительный угол до тех п,ор, лака наружная поверхность заклинивающей части кулачков не коснется рабочей поверхности ведомой аюлумуфты. С этого .момента лод действием активной о.кружности силы со стороны ведущей ,муфты /, приложенной к кулачкам через зацепление, и силы трения, приложенной к ним со стороны ведомой лолумуфты 8, заклинивающие части 7 эксцентричных кулачков накатываются иа рабочую поверхность ведомой полумуфты 8 и входят в пространство 1между этой новерх«остью и вкладыщем 4, напрессованным на оси 3, заклявивая муфту. Вращение лередается.
Расклинивание :муфты осуществляется нри ловороте ведомой лолумуфты 8 по часовой стрелке. При этом заклинивающие элемеиты 2 под действием активных сил трения со стороиы лолу1муфты 8 и реакций со стороны полумуфты 1 поворачиваются иа осях так же цо часовой стрелке, и заклинлваюпгие части 7 кулачков выталкиваются из промежутка между ведомой полумуфтой 8 и ;вкладыщем 4.
Одновременно с кулачка.ми поворачиваются ло часовой стрелке и диски-сепараторы 5 с осями 3. Поворот Дисков-се1параторов 5 происходит до тех лор, лока заклииивающий элемент 2 «е упрется в штифт 10. С этого момента между заклинивающими частями кулачков ,и ведомой лолумуфтой устанавливается зазор и начинается обгон.
Предмет изобретения
1. Муфта, содержащая ведущую и ведомую лолумуфты и за клиииватощие элементы мсжду ними, зацепляющиеся с ведущей лолуму|фтой, отличающаяся тем, что, с целью придания ей обгонных свойств и повыщения надежности работы, между лолумуфтами расположены свободно поворачивающиеся относительно них диски-сепараторы, в которых установлены иа осях заклинивающие элементы, выполненные в виде эксцентричных кулачков, имеющих со стороиы лолум фты заклинивающую часть, очерченную по кривой,
центр кривизны которой лежит Между осями кулачка и муфты, а со стороны ведущей лолумуфты - взаимодействующий с ней элемент зацепления, совмещенный с одной плоскости с заклинивающей частью, причем в
нейтральном положении .кулачки установлены относительно ведомой полумуфты с зазором н ограничены от ловорота в процессе расклиниванпя и обгона устаиовленным в дисках-сепараторах щтифтом.
2. Муфта по л. 1, отличающаяся тем, что, с целью повышения к. п. д. в режиме обгона, диски-сепараторы сцентрированы относительно ведущей полумуфты и имеют наружный диаметр меньший, чел внутреиипй диаметр
ведо:мой полу муфты.
3.Муфта по и. 1, отличающаяся тем, что, с целью компенсации перекосов полумуфт, диски-сепараторы сцентрированы относительно ведомой полумуфты, а относительно ведущей
установлены с зазором, причем элементы зацепления на ведущей иолумуфте выполнены, например, в виде бочкообразных зубьев.
4.Муфта по пп. 1-3, отличающаяся тем, что зацепление калсдьш кулачком п
ведущей иолумуфтой осуществлено лосредством одной .кииаматической лары, постоянно « оитакт.ирующей между собой, например, посредством впадины на кулачке и взаимодействующего с ией выступа на ведущей полу1муфте.
лТ
il}
/
/ / / /
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта зуба н.в. | 1974 |
|
SU502143A2 |
Муфта | 1984 |
|
SU1268845A1 |
Муфта свободного хода | 1986 |
|
SU1399542A1 |
Муфта свободного хода | 1986 |
|
SU1434180A1 |
РОЛИКОВАЯ ОБГОННАЯ МУФТА | 1969 |
|
SU257943A1 |
ХРАПОВАЯ МУФТА | 1973 |
|
SU404283A1 |
Устройство для передачи тарированного крутящего момента | 1974 |
|
SU752070A1 |
Кулачковая муфта свободного хода | 1973 |
|
SU463821A1 |
Обгонная муфта | 1972 |
|
SU437859A1 |
ОБГОННАЯ МУФТА | 1992 |
|
RU2029148C1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация