/4
(Л
15
со со со
01
ю
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Предохранительная фрикционная муфта | 1978 |
|
SU765547A1 |
Муфта свободного хода | 1986 |
|
SU1434180A1 |
МУФТА | 1973 |
|
SU396483A1 |
Муфта зуба н.в. | 1974 |
|
SU502143A2 |
Муфта | 1984 |
|
SU1268845A1 |
КУЛАЧКОВАЯ МУФТА | 1970 |
|
SU261042A1 |
Старт-стопная муфта | 1976 |
|
SU648760A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА | 2007 |
|
RU2331803C1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1425375A1 |
Фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1323784A1 |
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть применено в приводах машин и агрегатов. Цель - повышение быстродействия и плавности срабатывания. В муфте между ведущей полумуфтой 1 и ведомой 2 на осях 4 в сепараторе установлены основные кулачки (ОК) 5. В овальных прорезях ОК 5 на тех же осях 4 установлены дополнительные кулачки (ДК) 6. Соединены ОК 5 с полумуфтой 1 зубчатым зацеплением с гарантированным зазором, а ДК 6 с полумуфтой 1 связаны шариковым фиксатором. При прямом вращении с поворотом полумуфты 1 сначала поворачиваются ДК 6 н входят в зацепление с полумуфтой 2, а в силу ограниченности их поворота в прорезях ОК 5 в дальнейшем вовлекаются во вращение и ОК 5. Происходит заклинивание полумуфты 2 как ДК 6, так и ОК 5. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
,2.2
Изобретение относится к .общему машиностроению и может быть применено в приводах машин и агрегатов.
Целью изобретения является повышение быстродействия и плавности срабатывания муфты свободного хода.
На фиг. представлена муфта свободного хода, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - профиль канавки в увеличенном масштабе.
Муфта свободного хода содержит ведущую 1 и ведомую 2 полу муфты, между ними свободно расположены сепараторы 3 с запрессованными в них опорными осями
4,на которых устаноЕ)лены заклинивающие элементы, выполненные в виде эксцентриковых кулачков основных 5 и вспомогательных б. Они и.меют со стороны ведомой полумуфты 2 заклинивающую часть, а со стороны веду1цей полумуфты 1 взаимодейству- щий с ней элемент зубчатого зацепления. Причем в нейтральном положении кулачки
5,6 установлены относительно ведо.-юй полумуфты 2 с зазором и ограничены от поворота в процессе расклинивания и обгона упорами 7.
Вспомогательные кулачки 6 размещены в овальных прорезях, которые выполнены в теле основных кулачков 5. При этом толщина вспомогательных кулачков в 4-6 раз меньше толщины основных кулачков 5, а зазор между кулачками и ведомой нолумуф- той больше зазора между вспомогательными кулачками 6 и овальной прорезью.
В теле основных кулачков 5 выполнены осевые отверстия 8, в которых размещены шарик 9, контактирующий с дополнительным кулачком 6, пружина 10, щарик 11, расположенный в наклонной канавке 12, выполненной в диске 13, на обращенном к дополнительному кулачку торце - все это образует фиксатор положения кулачка 6. Диск 13 размешен между сепаратором 3 и основными кулачками 5 и снабжен зубчатым зацеплением, связывающим его с ведущей полумуфтой 1, относительно которой основные кулачки 5 установлены с зазором и подпружинены пружинами 14, упирающимися в упоры 7. В дополнительных кулачках 6 со стороны эксцентриковой части выполнены углубления, в которых вставлены пружины 15, контактирующие противоположными сторонами с основными кулачками 5.
Гормозки 16 закреплены в корпусе ведомой полумуфты 2.
Муфта свободного хода работает следующим образом.
Муфта включается при повороте ведущей полумуфты 1 относите льно ведомой 2 по часовой стрелке с некоторым угловым ускорением. Другими словами, ведущая полумуфта 1 (звездочка) начинает поворачиваться относительно сепаратора 3, постоянно
подторможенного тормозко.м 16 и отстающего благодаря своей инерционности. Так как в зацеплении основных кулачков 5 и ведущей полумуфты 1 имеется зазор, послед няя .может свободно проворачиваться на некоторый угол, но в этом случае она воздействует на диск 13, установленный в зацеплении с ведущей муфтой 1 без гарантированного зазора. В результате поворота диска 13 на некоторый угол щарики 11 утапли0 ваются в канавки 12, выполненный на торцовой поверхности дисков 13 (см. фиг. 4). Но в этом случае нружины 10 освобождаются и донолните.тьные кулачки 6 не- удерживаются от поворота. За счет усилия
с пружин 15 и сил инерции кулачки 6 поворачиваются на некоторый угол и входят первыми в соприкосновение с ведо.мой полумуфтой 2 и заклиниваются, тем самым повышая быстродействие и плавность включения. Но из-за того, что зазор между ниж0 ними кромками овальных пазов меньще зазора между кулачками 5, 6 и ведомой полумуфтой 2, дополнительные кулачки 6 преодолевают зазор и давят на основные кулачки 5. Последние входят в соприкосновение с ведомой полумуфтой 2, и интенсивность процесса заклинивания увеличивается. Расклинивание происходит при обратном относительном повороте полумуфт 1, 2. В этом случае силы трения меняют направление и проворачивают кулачки 5, 6 по часовой
Q стрелке, а пружины 15 возвращают их в нейтральное положение до упоров 7, а в зацеплении основных кулачков 5 с ведущей полумуфтой 1 образуется гарантированный зазор. При этом диск 13 поворачивается, щарики 11 выдавливаются из канавок 12,
и происходит фиксация дополнительных кулачков с относительно основных 5.
В положении обгона сепаратор 3 останавливается относительно ведущей полумуфты, а ведо.мая полумуфта 2 вращается на подшипниках с больщей угловой скоростью.
0 Между заклинивающими поверхностями кулачков 5, 6 и ведомой полумуфтой 2 образуется гарантированный зазор.
Технико-экономический эффект заключа- , ется в повышении быстродействия и улучшении плавности срабатывания, что существенно снижает динамическую нагруженность приводов механизмов. Уменьщается угол относительного поворота ведущей и ведомой полумуфт при заклинивании.
50
Формула изобретения
/2
Б-Б
/3
фае.з
Редактор И. Швыдкая Заказ 2318/39
Составитель В. Юдаева
Техред И. ВересКорректор М. Пожо
Тираж 784Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
J
/б
k-Ч
Ш 1
.t
Ю
Просриль канабка М5--1
И
/J
сриг.Ч
МУФТА | 0 |
|
SU396483A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1988-05-30—Публикация
1986-12-10—Подача