ГС
«
оо со
«
СО
Изобретение относится к обучейию
и может быть использовано для подготовки операторов систем управления автоматизированными линиями и станками производства и обработки пиломатериалов, а также для оценки и контроля деятельности операторов лесопильных потоков.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства при обучении операторов, работающих в комбинированном ритме, что позволяет использовать преимущества жесткого (высокая производительность) и гибкого (высокая точность и надежность работы операторов ритмов путем дифференциации затрат времени на решение каждой задачи в зависимости от ее сложности.
На. чертеже представлена блок-схема устройства.
Устройство содержит блок 1 ввода учебной информации для оператора 2, блок 3 ввода ответных действий обучаемого, распределитель 4 кодов, блок 5 сравнения, блок 6 регистрации (числа задач и верных решений), счётчик /времени сумматор 8, блок 9 счетчиков, элемент И 10, генератор 11 (ускоренной установки времени) 3 переключатель 12 (длительности экспозиции).
Устройство работает следующим образом.
Инструктор перед началом обучею я включает устройство, в блоке 1 набирает o6y4a.roi4iio программу, обнуляет содержимое блока 9, устанавливает переключателем 12 необходимую длительность экспозиции задач. Длительность экспозиции задач может устанавливаться в пределах от О до 9,9 с с интервалом в 0,1 с.
В момент предъявления задачи блоком 1 в нем вырабатывается сигнал на запуск генератора 11 и в течение 0,1 с производится запись длительности экспозиции, установленной переключателем 12, в блок 9, Одновременно с блока 1 выдается сигнал в распределитель 4 о коде правильного решения поставленной задачи. В распределителе 4 вырабатываются три сигнала: первый поступает в блок 5, второй - в блок 6 и третий - в счетчик 7, По этим сигналам в блоке 6 срабатывает счетчик, которьш подсчитывает общее число поступивишх на решение
задач, а в счетчике 7 производится обнуление и запуск электронного секундомера, посредством которого подсчитывается время на решение поставленной задачи. Одновременно с второг выхода счетчика 7 на вычитаюшрнй (первьй) вход блока 9 поступают сигналы в виде импульсов длительностью 0,1 с При этом содержимое блока 9 уменьшается на время, которое оператор затрат1-ш на решение поставленной задачи. Например, если длительность экспозиции задачи равна 3,0 с, а оператор решил задачу за 2,5 с, то в блоке 9 осталось 0,5 с. При предъявлении второй задачи в блок 9 снова записывается 3,0 с, которые просуммируются ег остатком 0,5 с, и тогда на решение второй задачи оператор может затратить уже до 3,5 с. Если вторую задачу оператор за 2,0 с, то в блоке 9 останется 1,5 с. В момент предъявления третьей задачи в блок 9 снова запишется 3,0 с и оператор при
решение третьей задачи располагает уже 4,5 с. Накопление времени на решение одной задачи в блоке 9 может проводиться до 99,9 с.
Увидев изображение задачи оператор начинает ее решать. По окончаНИИ процесса решения задачи оператор посредством блока 3 вводит принятое решение на поставленную задачу. При этом блоком 3 вырабатывается два сигнала, один из которых поступает в блок 5, где сравнивается с сигналом правильного ответа, поступившим с распределителя 4, а второй - в блок 1 и служит для смены задачи.
При правильном решении поставленной задачи в блоке 5 вьфабатывается два сигнала, первьй из которых поступает в блок б, где срабатывает счетчик числа верных решений, а второй в сумматор 8 и служит для перезаписи в сумматор 8 содержимого счетчика 7, характеризующего длительность правильного решения поставленной конкретной задачи.
При неправильном решении задачи в блоке 5 сигналы не вырабатываются и содержимое счетчиков блока 6 и сумматора 8 не изменяется. Аналогичная картина наблюдается и в том случае, когда оператор не может найти правильного решения поставленной ;задачи и не вводит в блок 3 никаких команд. 31 Если оператор не вводит в блок 3 ; никаких решений, то.сигнал на смену задачи вырабатывается следующим образом. С электронного секундомера счетчика 7 на первый (вычитаюпщй) вход блока 9 поступают импульсы длительностью О,1 ее момента предъявления задачи. Когда содержимое блока 9 ста новится равным нулю, на первом выходе, характеризующем десятые доли секунды, втором выходе, характеризующем единицы секунды, и на третьем выходе, характеризующем десятки секунд накопленного времени на решение задачи, образуются сигналы логических нулей и поступают на входы элемента 10, на выходе которого образуется сигнал логической единицы, который поступает в блок t и служит для смены задачи. При смене задачи цикл работы устройства повторяется. По окончании обучения блоком 6 индуцируется общее число задач, поступив ших на решение, и число верны реше НИИ, а сумматором 8 - суммарное время решения правильного решенных задач. Надежность деятельности операто ра определяется делением числа правильно решенных на общее число посту пивших задач, а его быстродействие делением суммарного времени решения правильно решенных задач на их число Наличие переключателя 12, связанного с генератором 11, блока 9, соединенного с генератором 11 и посред73ством элемента 10 - с блоком 1, позволяет использовать предлагаемое устройство для обучения операторов работе в комбинированном ритме, т.е. с дифференциацией затрат времени на решение конкретной задачи с учетом ее сложности. Дифференциация затрат времени осуществляется посредством связей блока 3 с блоком 1, за счет чего происходит смена задачи при ее решении ранее установленной длительности экспозиции, что создает возможность накопления в блоке 9 времени, сэкономленного при решении предьщущих задач, и соединения вькода блока 1 через блок 9 и элемента 10 с входом блока 1.Это позволяет в момент смены задачи генератором 11 записать в блок 9 установленную длительность экспозиции задачи, которая сложится с содержимым счетчиков, и, если оператором не будет выдано никаких команд, произвести смену задачи только по истечении длительности экспозиции и времени, сэкономленного цри решении предыдущих задач. Применение указанного устройства при обучении операторов позволяет в сравнении с обучением традиционными методами путем теоретического изучения требований инструкций и стандартов повысить производительность труа на 10-20% и увеличить надежность еятельности операторов до 0,98.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер оператора | 1987 |
|
SU1427408A1 |
Обучающее устройство | 1985 |
|
SU1304057A1 |
Устройство для контроля профессиональной пригодности обучаемых | 1984 |
|
SU1254525A1 |
Обучающее устройство | 1984 |
|
SU1249566A1 |
Устройство для исследования памяти человека-оператора | 1989 |
|
SU1761120A1 |
Устройство для контроля профессиональной пригодности обучаемых | 1984 |
|
SU1238134A1 |
Обучающее устройство | 1981 |
|
SU1005154A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ | 1991 |
|
RU2011227C1 |
Устройство для контроля деятельности оператора системы управления | 1977 |
|
SU693426A1 |
Тренажор для обучения операторов систем управления | 1984 |
|
SU1233204A2 |
ОБУЧАЩЕЕ УСТРОЙСТВО, s содержащее последовательно включенные блок ввода ответных действий обучаемого, блок сравнения и блок регистрации, последовательно соединенные блок ввода учебной информации, распределитель кодов, счетчик времени и сумматор, второй вход которого подключен к второму выходу блока сравнения, второй вход которого соединен с вторым выходом распределителя кодов, третий выход которого подключен к второму входу блока регистрации, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены последовательно включенные переключатель, генератор, блок счетчиков и элемент И, выход которого соединен с первым входом блока ввода учебной информации, вторые вход и выход которого подключены к второму выходу блока ввода ответных, действий обучаемого и второму входу генератора соответственно.
АДАПТИВНОЕ ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 0 |
|
SU327510A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Устройство для контроля деятельности оператора системы управления | 1977 |
|
SU693426A1 |
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Авторы
Даты
1986-11-30—Публикация
1985-03-26—Подача