(54) ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1117682A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности радиотелеграфистов | 1983 |
|
SU1101874A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1305759A2 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1141441A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1193718A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1981 |
|
SU1012321A1 |
Тренажер радиооператоров | 1984 |
|
SU1280429A2 |
Тренажер радиооператоров | 1984 |
|
SU1180957A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1980 |
|
SU947904A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1979 |
|
SU824270A1 |
Изобретение относится к тренажерам операторов.
Известен тренажер операторов, содержащий узел предъявления учебной информации, соединенный через узел оценивания ответов с блоком воздействия на клавиатуру и блоком регулирования скорости предъявления информации, блок головных телефонов и счетчик .
Недостатком известного тренажера является невысокая эффективность тренажа.
Цель изобретения - гТовышеййе эффективности тренажа.
Поставленная цель достигается тем, что тренажер имеет блок изменения тональности воздействующих сигналов, логический блок, логическую схему ИЛИ, дополнительный-счетчик и блок индикации, при этом одни выходы блока регулирования скорости предъявления информации соединены
С входами логического блока, выход которого подсоединен к первому входу блока изменения тональности воздействующих сигналов, своим вторым входом связанного с выходом узла предъявления учебной информации, а выходсот - с входом блока головных телефонов, вход блока индикации связан с выходом дополнительного счетчика, управляющий вход которого
«О соединен с выходом блока регулирования скорости предъявления И1я} ормации и управляющим входом логического блока, другие входы дополнительного счетчика и одни из входов счет15чика связаны с выходами узла оценивания ответов, который через логи ческую схему ИЛИ связан с ийформациониьвчи входами логического блока и счетчика, управляющий вход кото20рого соединен с управляющим входом дополнительного счетчика, подключенного к блоку регулирования скорости предъявления информации. 3 На чертеже изображена схема пред лягаемого тренажера. Тренажер содержит датчик 1 случайных чисел, блок 2 программ, шифратор 3, датчик 4 кода Морзе, блок 5 изменения тональности воздействую щих сигналов, головные телефоны 6, узел 7 оценивания ответов, дешифратор 8, блок 9 анализа причин ошибок, дешифратор 10, блок II выде ления однотипных ошибок, логическая Схема ИЛИ 12, счетчик 13, реверсивный счетчик 14, дополнительный счетчик 15, блок 16 регулирования скорости предъявления информации, логические элементы И 17, 18, блок 9 воздействия на клавиатуру, блок 20 индикации, управляющий вход 21 счетчика 15, управляющий вход 22 логического блока, информационные входы 23 логического блока и счетчика 13, управляющий вход 24 счетчика 13. Узел предъявления учебной информации имеет датчик 1 случайных чисел, блок 2 программ, шифратор 3 и датчик 4 кода Морзе. Логический блок включает в себя реверсивный счетчик 14 и логические злементы И 17, 18. Узел оценивания ответов содержит дешифраторы 8 и 10, блок 9 анализа причин ошибок и блок 11 выделения однотипных ошибок. Принцип работы тренажёра состоит в ел едующем. Обучаемому для опознания предъяв ляется последовательный ряд знаков кода Морзе. В процессе опознавания обучаемый может допустить ошибки, причинами которых являются: пропуск элементов, неправильный прием элементов , стоящих в начале или конце знака, неправильный прием отдельных элементов или добавление лишних элементов. Как правило, большинство ошибок в опознавании приходится на группы сходнозвучащих знаков. Основной причиной ошибки является неправильный прием элементов, стоящих в начале или конце знака. Остальные причины ошибок могут считаться мало вероятными событиями и связываться с невнимательностью или усталостью обучаемого. Путем последующего анализа кода Морзе можно построить гра фы ошибок для каждого знака, с помощью которых легко определить причины неправильного опознавания. В зависимости от вида и количества допущенных обучаемым ошибок изменяют алгоритм обучения. Так, при большом числе маловероятных ошибок обучаемому предлагается делать перерыв и провести аутогенную тренировку При большом количестве ошибок в приеме сходнозвучащих знаков сначала снижается скорость предъявления, а если это не дало результата, то с помощью разнотональной модуляции акценируют начало и конец знака. После включения в сеть тренажер фукнционирует следующим образом. Датчик 1 случайных чисел вырабатывает импульсы случайной последовательности, которые поступают в блок 2 программ и являются для него тактовыми. Выходные сигналы блока 2 п программ поступают на шифратор 3, где преобразуются в сигналь кода Морзе, и через датчик 4 кода Морзе, блок 5 изменения тональности поступают на головные телефоны 6 обучаемого. Одновременно с выхода шифратора 3 через дешифратор 10 сигналы поступают вблок 9 анализа причин ошибок, на второй вход которого через дешифратор 8 из блока 19 воздействия на клавиатуру поступает сигнал, отработанный обучаемым. При правильных ответах обучаемого блок 9 анализа причин ошибок воздействует на блок 16 регулировки скорости предъявления информации, который, в зависимости от количества правильных ответов, изменяет скорость следования импульсов на шифратор 3. Если обучаемый допускает оггчбки, причинами которых являете; неправильный прием элемента в начале или конце знака, то сигналы с выходов неправильных ответов блока 9 анализа причины ошибок через блок П выделения однотипных ошибок, соответствующих указанным причинам, и через логическую схему ИЛИ 12 поступают на вход 23 счетчика 13, на другой вход которого поступают сигналы с выхода правильных ответов блока 9 анализа причин ошибок. Если число ошибок превысит установленную норму, то сигнал с выхода счетчика поступит на вход блока 16 регулирования скорости, который уменьшит скорость следования импульсов на шифратор 3. Одновременно со второго выхода блока 16 регулирования скорости предъявления поступит сигнал на входы логических элементов И 17 и 18. При этом сигналы с выхода логической схемы ИЛИ 12 будут посту пать как на вход счетчика 13, так и через логический элемент И 18 на вход реверсивного счетчика 14, на второй вход которого через логический элемент И 1 поступают сигналы с выхода правильных ответов блока 9 анализа причин ошибок, Если обучаемый продолжает допускать большое число ошибок, связанны с неправильным приемом элементов в начале или конце знаками их число превысит установленную норму, то сигнал с выхода реверсивного счетчи ка 14 поступит на вход блока 5 изменения тональности воздействующих сигналов. При этом изменится тональ ность точек и тире, причем тональность точек будет выше тональности тире на 200-400 Гц, что значительно улучшает опознаваемость знаков. Если после снижения скорости предъявления знаков обучаемый снизи число ошибок до определенного уровня, то блок 16 регулирования скорос ти предъявления информации, подсчитьшающий количество правильных ответов, снимает сигнал со своего выхода, соединенного с управляющими входами логических элементов И 17 и 18, а также подает сигнал на вход 22 реверсивного счетчика 14. При этом вход блока 5 изменения тональности обесточится и обучаемому вновь будут предъявляться знаки код Морзе без частотного заполнения, обеспечивающего разнотональность элементов. Дальнейшее увеличение чи ла правильных ответов, фиксирующих блоком 16 регулирования скорости предъявления информации вызовет увеличение скорости предъявления знаков. Если обучаемый будет допускать большое число маловероятных ошибок, что свидетельствует о его невнимательности или усталости, то сигналами с соответствующего выхода блока 9 анализа причин ошибок переполняется, дополнительный счетчик 15 и импульс переполнения останавливает датчик 1 случайных чисел и включает табло 20 индикации, указывающее обучаемому на необходимость перерыва или проведения специальной тренировк 716 Использование предлагаемого изобретения в устройствах для обучения радиотелеграфистов позволяет сократить время обучения за счет акцентирования внимания обучаемого при приеме знаков, особенно сходнозвучащих, на элементах начала и конца знака, где чаще всего допускаются ошибки. Тем самым повьтается эффективность тренажа. Формула изобретения Тренажер операторов, содержащий узел предъявления учебной информации, соединенный через узел оценивания ответов с блоком воздействия на клавиатуру и блоком регулирования скорости предъявления информации, блок головных телефонов и счетчик, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности тренажа, он имеет блок изменения тональности воздействующих сигналов, логический блок, логическую схему ИЛИ, дополнительней счетчик и блок индикации, при этом одни выходы блока регулирования скорости предъявления информации соединены с входами логического блока, выход которого подсоединен к первому входу блока изменения тональности воздействующих сигналов, своим вторьм входом связанного с выходом узла предъявления учебной информации, а выходом - с входом блока головных телефонов, вход блока индикации связан с выходом дополнительного счетчика, управляющий вход которого соединен с выходом блока регулироваиия скорости предъявления инфо ;я 1ации и управляющим входом логического блока, другие входы дополиительного счетчика и одни из входов счетчика связаны с выходами узла оценивания ответов, который через логическую схему ИЛИ связан с информационными входами логического блока и счетчика, управляющий вход которого соедииен с управляющим вхоом дополнительного счетчика, подлюченного к блоку регулирования скорости предъявления информации. Источники информации, ринятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР 612276, кл. G 09 В 7/00, 1975.
Авторы
Даты
1982-02-23—Публикация
1980-02-27—Подача