Изобретение относится к приборостроению, в частности к элементам систем ориентации и навигации подвижных объектов, и предназначено для измерения входных параметров в бесплатформенных инерциальных навигационных системах.
Цель изобретения - повышение виброустойчивости акселерометра и расширение его функциональных возможностей.
На чертеже представлена электрокинематическая схема компенсационного маятнико- вого акселерометра.
Чувствительный элемент (ЧЭ) прибора выполнен в виде треугольного контура, имеющего две стойки 1 и планку 2 и подвешенного на струнах 3 и 4, укрепленных в корпусе 5. Планка 2 расположена в зазоре постоянных магнитов 6, и ее смещение вдоль зазора контролируется оптоэлектрическим преобразователем 7. Дополнительные оптопреобра- зователи, содержащие осветители 8 и 9, фотоприемники 10 и 11, а также осветители 12 и 13 и фотоприемники 14 и-15, предназначены для контроля за смещением точек стоек 1. Усилитель 16, резистор 17, напыленный на кварцевый ЧЭ, и резистор 18 входят в систему формирования сил и моментов обратной связи (ОС). Сумматоры 19 и 20 формируют сигналы на логическое устройство 21, осуществляющее анализ выходного сигнала акселерометра.
На чертеже обозначены также ось Y - измерительная ось акселерометра и оси X и Z- соответственно оси подвеса и маятника ЧЭ.
Компенсационный маятниковый акселерометр работает следующим образом.
При появлении ускорения ау по измерительной оси Y прибора происходит смещение ЧЭ и его элементов. Суммарное смещение планки 2 контролируется фотоприемником оптопреобразователя 7, выход которого поступает на усилитель 16 и последовательно соединенные резисторы 17 и 18. Ток, протекающий по резистору 17 рамки, взаимодействует с полем постоянных магни- тов 6, формирует силу и момент ОС, уравновешивающие инерционные силы и моменты Выходной сигнал - падение напряжения на эталонном резисторе 18 - однозначно определяет измеряемое ускорение ау.
Маятниковые акселерометры характери- зуются, в частности, чувствительностью к угловым ускорениям е по оси X подвеса. Следовательно, выходной сигнал такого акселерометра содержит информацию как о а, так и о ЕХ, разделить которую традиционными методами невозможно.
Предлагаемый акселерометр обеспечивает возможность разделения выходного сигнала на составляющие. Такая возможность выявилась в результате анализа специфики поведения маятникового акселерометра с ЧЭ на струнном торсионном подвесе, допускающем пространственное смещение рамки. В частности, при наличии линейных а
и угловых 8;t ускорении рамка одновременно смещается поступательно вдоль оси Y и вращается относительно оси X. Поэтому возможно нахождение мгновенного центра вращения рамки, лежащего на пересечении некоторой оси, параллельной оси X, и оси2, и условий невозмущаемости положения этой точки линейными ускорениями ау. Возможно также нахождение аналогичного центра, не возмущаемого угловыми ускорениями e. Исследования показали, что координата L инвариантной точки, не возмущаемой ускорениями ау основания, существует и определяется выражением:
р. KL.(L-.O + CT
-К(Еос-М+С{ц
а координата точки, не возмущаемой угловыми ускорениями е.
Ся.
К toe
с+ к
е ос и lu - соответственно расстояния от оси подвеса до точки приложения равнодействующей уравновешивающей силы контура компенсации и до центра масс ЧЭ; С и Ст - соответственнопоперечная
жесткость упругого подвеса ЧЭ и его жесткость на кручение; поперечная жесткость контура компенсации акселерометра.
К
Параметры акселерометра выбирают таким образом, чтобы инвариантные точки, располагаясь на оси Z ЧЭ, находились внутри его контура. Тогда, материализовав в ЧЭ на оси Z две наблюдаемые точки, отстоящие от оси X на расстояниях Ei и fj и используя дополнительные оптопреобразователи, осуществляют контроль за их смещением.
Одна пара оптопреобразователей (12-15) располагается на расстоянии fi, другая пара (8-11) - на расстоянии 2 от оси X. Выходы соответствующих фотоприемников 10 и 11, 14 и 15 через сумматоры 20 и 19 поступают на логическое устройство 21, оценивающее соотношение между составляющими напряжений и 19 и U20. Это позволяет провести разделение в выходном сигнале U, так как его составляющие и( U(ay), зависящие соответственно от углового ускорения и линейного ускорения, находят из соотношений
V()r llfru
20
U(a,)U
и
20
U|9+U20
В предлагаемом акселерометре предусмотрен как обычный выход U, содержащий суммарную информацию, так и выходы по составляющим: U (а,,); U (е), причем U (ау)+ +U(e.)U.
Одновременно можно получить дополнительную информацию об угловом ускорении по оси Z, выделяемую по разности сигналов оптопреобразователей соответствующих пар.
Действительно,
Uu+ Ui5 BX , Ui4- Ui5 U20+ UM a,/; U20-- Uii R.
Поэтому на соответствующих выходах сумматоров 20 и 19 может быть дополнительно получена информация об угловом ускорении.
Формула изобретения
Компенсационный маятниковый акселерометр, содержащий корпус и укрепленный в нем на упругом торсионном подвесе маятниковый чувствительный элемент в виде замкнутого контура, пересекаемого осью подвеса и образованного двумя стойками и электропроводной планкой, параллельной оси подвеса, а также оптоэлектронный датчик положения планки, магнитную систему, в рабочем зазоре которой расположена планка, и электронный усилитель контура компенсации, соединяющий выход датчика положения с электропроводной планкой, отличающийся тем, что, с целью повышения виброустойчивости и расширения функциональных возможностей, в него введены две пары оптоэлектронных датчиков положения, два
сумматора и логический блок, при этом две стойки и планка чувствительного элемента образуют равносторонний треугольник, основанием которого является планка, датчики положения каждой пары расположены у стоек чувствительного элемента на одинаковом расстоянии от оси подвеса по разные стороны от оси маятника, выходы датчиков положения каждой пары соединены с входами соответствующих сумматоров, выходы которых соединены соответственно с первым и вторым входами логического блока, третий вход которого соединен с выходом электронного усилителя контура компенсации, датчики положения расположены попарно по разные стороны от оси подвеса на расстояниях от нее, равных
f - К LC (1с- tu) + Ст
- K(toc- b)-f CIu
еггде toe и ч - соответственно расстояния от оси подвеса до точки приложения равнодействующей уравновешивающей силы контура компенсации и до центра масс чувствительного элемента; С и Ст - соответственнопоперечная
жесткость упругого подвеса чувствительного элемента и его жесткость на кручение; К - поперечная жесткость контура компенсации акселерометра.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Акселерометр | 1980 |
|
SU901915A1 |
Акселерометр | 1978 |
|
SU748300A1 |
Способ контроля толщины металлизации кварцевого чувствительного элемента маятникового компенсационного акселерометра | 1989 |
|
SU1783447A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ПРЕЦИЗИОННОГО КВАРЦЕВОГО МАЯТНИКОВОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА | 2013 |
|
RU2533752C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ВИБРОУСТОЙЧИВОСТИ МАЯТНИКОВОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА | 1969 |
|
SU1839872A1 |
МИКРОАКСЕЛЕРОМЕТР | 2012 |
|
RU2490650C1 |
ИНЕРЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2003 |
|
RU2243569C1 |
Акселерометр | 1987 |
|
SU1478826A1 |
Акселерометр | 2022 |
|
RU2796125C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КВАРЦЕВОГО МАЯТНИКОВОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА (ВАРИАНТЫ) | 2013 |
|
RU2533750C1 |
Изобретение относится к элементам систем ориентации и навигации подвижных объектов и позволяет повысить виброустойчивость и расширить функциональные возможности устройства. Устройство содерл ит оптопреобразователн, включающие осветители 8, 9, 12, 13, фотоприемники 10, 11, 14 и i5, предназначенные для контроля смещения точек стоек 1, усилитель 16, резисторы 17 и 18, сумматоры 19 и 20, формирующие сигнал на логическое устройство 21, осуществляющее анализ выходного сигнала акселерометра. Введение новых элементов и образование новых связей между элементами устройства позволяют осуществить анализ специфики поведения акселерометра на струнном торсионном подвесе, допускающем пространственное смещение рамки. 1 ил.
Акселерометр | 1980 |
|
SU901915A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1987-01-30—Публикация
1985-04-26—Подача