Изобретение относится к области медицины, а именно к психологии.
Целью изобретения является повышение точности за счет определения учебного утомления по характеру регу- ляции целостного организма.
Способ осуществляют следующим образом.
У школьников до начала учебных занятий определяют и регистрируют показатели температуры тела (в подмышечной впадине), частоту пульса каждые 10 с в течение 1 мин, вычисляют среднее количество ударов в 1 мин, а также рассчитывают систолическое, диастолическое и пульсовое давление.
В начале первого и в. конце последнего уроков школьникам раздают бук- венные корректурные тесты (таблицы
ПКР
количество прослеженных знаков
(количество ошибок на 500 знаков + 1)х10
25 .
Вслед за проведением корректурных исследований после последнего урока у школьников повторно измеряют и регистрируют показатели температуры тела, частоты пульса, систолического, диастохщческого и пульсового давления. Исследования в указанном объеме проводятся 1-ЭР дня в неделю. Данные, полученные при наблюдении в течение нескольких дней, усредняют для каждой из оцениваемых функций отдельно до и после уроков,. Составляют две матрицы для машинной обработки данных, полученных до и после уроков, в которых по вертикали проставляют фамилии (или номера) испытуемых, а по горизонтали - усредненные или разовые значения оцениваемых у них функций по порядку номеров: 1 - ПКР, 2 - количество прослеженных знаков, 3 - количество ошибок в пересчете на 500 знаков, 4 - температура тела, 5 - частота пульса, 6 - систолическое давление, 7 - диастолическое давление, 8 - пульсовое давление. С помощью ЭВМ рассчитывают коэффициенты парной корреляции между первым и каждым следующим по горизон-- тали номером матрицы, вторым и каждым следующим и т.д. Из рядов коэффициен
тов корреляции, полученных после ма
Анфимова). Предлагают задание: зачеркнуть, например, букву К и подчеркнуть букву В. При повторном проведении корректурных исследований (в конце последнего урока или в другие дни обследования) буквы, подлежащие зачеркиванию и подчеркиванию, меняют. Задание выполняется в тече- ;ние 2 мин. При обработке каждой корректурной таблицы считают количество прослеженных школьниками знаков, количество допущенных в тесте ошибок, пересчитывают количество допущенных ошибок на 500 знаков. По каждой корректурной пробе, выполненной в начале и конце уроков, рассчитывают интег-. ральный показатель умственной работоспособности - продуктивность корректурной работы (ПКР) каждого ученика по формуле
30
35 40
50
55
шинной обработки первой и второй матриц, высчитывают общее количество в процентах достоверных коэффициентов корреляции по всем оцениваемым .системам организма, количество достоверных отрицательных коэффициентов корреляции по всем системам организма,, количество достоверных коэффициентов корреляции между показателями работоспособности и физиолргических функций- Определяют статистическую значимость хизменения количества рассчитываемых ко- эффициентов корреляции после уроков по сравнению с их количеством до уроков. Появление утомления у школьников определяют по статистически значимому увеличению после учебной Нагрузки количества достоверных коэффициентов корреляции по всем функциям, увеличе- )ншо количества достоверных коэффициентов корреляции между показателями умственной работоспособности и физиологических функций, увеличению количества достоверных отрицательных коэффициентов корреляции между функциями всего организма.
В таблице приведена сравнительная оценка эффективности выявления учебного утомления у школьников с помощью известного и предлагаемого способов.
Выявление утомления у и1кольников по
142(100) 58(40,8) 142(100,0) 69(48,5)
Формула изобретения
Способ определения утомления школь-20 НИКОВ путем проведения корректурных проб до и после учебной нагрузки и сравнением показателей, о т л и ч а - ю щ и и с я тем, что, с целью повышения точности, дополнительно регист-25 рируют до и во время проведения корректурных проб температуру тела, часРедактор Л.Гратилло
Заказ 7739/4Тираж 617 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
тоту пульса, систолическое, диастоли- ческое и пульсовое давление, а затем рассчитывают коэффициенты парной корреляции между всеми полученными показателями до и после учебной нагрузки и при статистически значимом увеличении количества достоверных отрицательных коэффициентов корреляции между исследованными функциями после учебной нагрузки, диагностируют утомление.
Составитель М.Позняк
Техред Л.Олейник Корректор Е.Рошко
Изобретение относится к области психологии. С целью повьппения точности способа у школьников до начала учебных занятий определяют и регистрируют температуру тела; частоту пульса каждые 10 с в течение 1 мин, вычисляют среднее число ударов в 1 мин; давление систолическое, диа- столическое, пульсовое. Те же измерения проводят после последнего урока. С помощью ЭВМ рассчитывают коэффициенты парной корреляции между показателями до и после учебной нагрузки. Появление утомления у школьников определяют по статистически значимому увеличению после учебной нагрузки количества достоверных коэффициентов корреляции по всем функциям. 1 табл. g го 00 4j 00 00 00
Тромбах С.М | |||
Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе | |||
М., 1975, с | |||
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Авторы
Даты
1987-02-07—Публикация
1984-08-01—Подача