Изобретение относится к области машиностроения, в частности к самоуправляемым гид ромеханическим муфтам, и может быть испол зовано в качестве пусковой муфты при соединении валов пусковых двигателей с валами двигателей внутреннего сгорания, турбокомпрессоров, турбин и в других устройствах. Целью изобретения является повышение надежности гидромуфты в работе путем обеспечения фиксации ее отключенного положения. На фиг. 1 изображена пусковая гидромуфта, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б, на фиг. 2; на фиг. 4 - храповое зацепление. Муфта содержит насосное колесо 1, жестко связанное с ведушим валом 2, турбшшое колесо 3, ведомый вал 4, пусковую камеру 5, соединенную отверстиями 6 и 7 с рабочей полостью муфты. Турбинное колесо 3 связано с ведомым валом 4 через подвижную втулку 8, снабженную внутренней многозаходной резьбой 9 и установленную с возможностью осевого перемещения на ведомом валу 4. Втулка 8 установлена с. возможностью осевого перемещения на ведомом валу 4, имеющем участок с мпогозаходной резьбой 10. Подвижная втулка 8 выполнена с зубчатым внешним венцом 11, входящим в зацепление с зубчатым венцом 12, выполненным во внутреннем, центральном сквозном отверстии ступицы турбинного колеса 3. Подвижная втулка 8 снабжена с одной стороны внутренним храповым колесом 13 фиксирующего храпового механизма, а с другой - радиальными расточками 14, где установлены пружины 15 сжатия и тормозные колодки 16, обхватывающие и опирающиеся на цилиндрическую поверхность подшипникового стакана 17 насосного колеса 1. Ведомый вал 4 имеет упорный бурт 18 с диаметральным отверстиемпазом 19, в котором перемещается храповик 20 на пружине 21 растяжения. На валу 4 кр пится ограничительная щайба 22. Ведомый вал 4 может быть снабжен также сегментной выточкой 23 для крештения на ней собачки 24, входящей в зацепление с храповым колесом 13. Муфта работает следующим образом. Крутящий момент от ведущего вала 2 (на л а пускового двигателя) и насосного колеса 1 передается турбинному колесу 3 жидкостью находящейся в рабочей полости. Жидкость (масло) в пусковой камере 5 насосного кол са 1 приобретает значительную угловую скорость и стремится под действием центробежной силы попасть в рабочую полость через отверстия 6 и 7, увеличивая тем самым пере даваемый момент. Подвижная втулка 8 в начале пуска находится в крайнем левом отведенном положении. Поэтому турбинное колесо 3 первоначально вращается вхолостую, не передавая крутящий момент ведомому валу 4. Храповик 20 утоплен пружиной 21 растяжения в диаметральном отверстии-пазу 19 и . (если собачка 24 отведена в сегментную выточку 23) в контакт с храповым колесом 13 не входит. Тормозные колодки 16 усилием пружин 15 сжатия опираются на цилиндрическую поверхность подшипникового стакана 17 и за счет возникновения сил трения передают вращение подвижной втулке 8, которая по ходовой резьбе 9 смещается в осевом направлении вправо до упора в органичительную щайбу 22. При этом зубчатое колесо 11 подвижной втулки 8 входит в зацепление : с зубчатым венцом 12 ступицы турбинного колеса 3, которое начинает передавать крутящий момент ведомому валу 4. С повышением скорости вращения ведомого вала 4 тормозные колодки 16 отжимаются центробежной силой от цилиндрической поверхности стакана 17 и крутящий момент плавно передается усилием турбинного колеса 3 ведомому валу 4. После запуска турбины или турбокомпрессора число оборотов ведомого вала 4 будет больще числа оборотов ведущего вала 2 (вала пускового двигателя), поэтому подвижная втулка 8, вращаясь относительно ведомого вала 4 в противоположном направлении, смещается влево до упорного бурта 18 и устанавливается в исходное положение. При этом зубчатое колесо 11 подвижной втулки 8 выходит из зацепления с зубчатым венцом 12 ступицы турбинного колеса 3. С повышением скорости вращения ведомого вала 4 храповик 20 (или собачка 24) под действием центробежных сил выходит из диаметрального паза и входит в контакт с храповым колесом 13, удерживая подвижную втулку 8 в разомкнутом положении. В этом положении муфта отключена, а пусковой двигатель может быть остановлен. При снижении скорости вращения ведомого вала 4 (вала турбины) втулка 8 не может вращаться относительно него с приобретенной скоростью и передвигаться вправо до зацепления с турбинным колесом 3, так как храповик 20 (или собачка 24) и храповое колесо 13 надежно фиксируют ее в этом от слюченном положении.
с базовым объектом - гидромуфтой компрессора позволит првыс11ть надежность фикограничить крутящий момент при пуске, а также улучшить компоновку устройства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Пусковая гидромуфта | 1984 |
|
SU1249224A1 |
Привод стартера | 1985 |
|
SU1320491A1 |
Гидромуфта | 1990 |
|
SU1739122A1 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
Устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания в аварийных ситуациях | 2020 |
|
RU2746475C1 |
Разгонно-реверсивная гидромуфта | 1981 |
|
SU985505A1 |
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 1991 |
|
RU2027909C1 |
Храповая муфта свободного хода | 1974 |
|
SU521412A1 |
Устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1701968A1 |
Гидродинамическая муфта | 1986 |
|
SU1350399A1 |
1. ПУСКОВАЯ ГИДРОМУФТА, содержащая насосное колесо, жестко соединенное с ведущи валом, подвижно установленное вдоль оси турбинное колесо с центральным сквозным отверстием, связанное с ведомым валом, пусковую камеру, соединенную отверстиями с рабочей полостью, и подпружиненные обхватывающие ведущий вал тормозные колодки, о тличающаяся тем, что, с целью повышения надежности гидромуфты в работе путем обеспечения фиксации, ее отключенного положения, она снабжена размещенной на ведомом валу втулкой с внешним зубчатым венцом и внутренней многозаходной резьбой, на внутренней поверхности центрального отверстия турбинного ко-леса выполнен зубчатый венец под обхваты- вающий его зубчатый венец втулки, причем втулка установлена подвижно в осевом направлении, тормозные колодки установлены с возможностью радиального перемещения под действием центробежной силы, а зубчатый венец втулки установлен с возможностью взаимодействия с зубчатым венцом турбинного колеса. сл 2. Гидромуфта по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что она снабжена смонтированным между ведомым. валом и втулкой храповым механизмом, а втулка установлена с возможностью фиксированного храповым механизмом углового перемещения. СП о со
Кожевников С | |||
М | |||
Механизмы | |||
М,: Машиностроение, 1965, с | |||
Подвижной рельс для пересечений железнодорожных путей | 1922 |
|
SU456A1 |
СИГНАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 1923 |
|
SU646A1 |
Пусковое устройство | 1978 |
|
SU724835A2 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1985-09-07—Публикация
1983-11-23—Подача