Изобретение относится к области эксплуатации флота, в частности к способам одноточечной постановки судна бортом к ветру при соединении троса-оттяжки с якорной цепью.
Целью изобретения является сокращение трудоемкости и повышение надежности удержания судна.
На фиг, 1 показано якорное оборудование на баке судна, обпщй вид, на фиг, 2 - судно, зафиксированное диаметральной плоскостью к ветру, общий вид.
Судно стоит на якоре, На палубе бака 1 судна установлен брашпиль 2 с турачками 3 и вьюшкой 4, возле которой уложен трос-проводник 5 с такелажной скобой 6 в концевой петле-га- ше« В клюзах 7 находятся якорные це-. пи 8, Возле клюза 7 разнесен трос- оттяжка 9, коренной конец которого с петлей-гашей 10 соединен скобой 11 со звеном якорной цепи 8, а другой конец имеет петлю 12, Трос-проводник 5 опущен в якорный клюз 7 и свисает вниз из него. Возле борта стоит матрос с пеньковым тросом 13, на конце которого имеется крючок-кошка 14, Между скобой 11 и якорем 15 имеется часть (несколько смычек) якорной цепи 16.
На корме судна винтовой стопор 17 с динамометром 18 закреплен, например, цепью на кормовых 19, У кормового клюза 20 динамометр 18 кабелем 21 соединен с ревуном 22 и сигнальной лампой 23, расположенно на ходовом мостике судна и подключенной к электросети. Между винтовым стопором 17 и тумбой кнехтов 1i9 после снятия троса-оттяжки со шпиля 24 и укладки на кнехты 19 образован дугообразный участок 25 троса-оттяжк 9 (слабина), необходимый для нормальной работы динамометра 18, С подветренной стороны к судну, зафиксированному в положении, когда его диаметральная плоскость перпендикулярна действию внешних сил (ветра и течения), пришвартовано плавсредство (ма- 50 Судно разворачивается носом к ветру, лое судно) 26,трос-оттяжка 9 остается протянутой
Процесс подготовки к фиксации заключается в сочленении скобой 11 троса-оттяжки 9 со звеном якорной цепи 8, Далее матрос крючком (кошкой) 14 захватывает петлю троса-проводника 5 и поднимает её на палубу бака I,
Пропуская через якорный клюз 7 трос-проводник 5, разносят его вдопь
- 1296Д71
борта по палубе на корму, обнося внешней стороной рангоут, заводят в кормовой клюз 20 и кладут, например, на шпиль 24. Соединяют трос-оттяжку 9 с тросом-проводником 5 такелажной скобой 6 и оставляют на палубе бака. Брашпилем 2 выводят якорную цепь 8 со скобой 11 за борт до выхода ее из клюза, после чего травят трос-оттяж- ку 9 коренным концом, соединенным с тросом-проводником 5, на грунт во всю его длину. Шпилем 24 вытягивают на корму трос-оттяжку 9 тросом-проводником 5, заводят его в зев вин- 5 тового стопора 17 и зажимают его винтом, снимают со шпиля 24 и накладывают на кнехты 19 со слабиной 25 для обеспечения нормальной работы дд1намометра 18, отсоединяют трос- 0 проводник 5 от троса-оттяжки 9, Подготовка к фиксации судна закончена.
Процесс фиксации судна диаметральной плоскостью перпендикулярно к внешним силам заключается в вытрав- 5 ливании брашпилем 2 якорной цепи 8 с закрепленной на ней скобой 11 пет- лей-гашей 10 троса-оттяжки 9 на длину, равную дойне троса-оттяжки 9 между скобой 11 и кормовым клюзом 0 20, при этом судно под действием
внешних сил (ветра и течения) разворачивается диаметральной плоскос- тью перпен,дикулярно к ним и фиксируется остановкой брашпиля 2, 5 Равносторонний треугольник, образованный тросом-оттяжкой 9, якорной цепью 8 и бортом судна позволяет . удерживаться судну диаметральной плоскостью перпендикулярно к внешним 0 силам при изменении их направления по горизонту. Выведение судна из положения диаметральной плоскостью перпендикулярно к внешним силам может производиться тремя вариантами в за- 45 висимости от необходимости.
При достаточной мощности брашпиля 2, например слабом ветре или течении, выбирают якорную цепь 8 до подхода снизу скобы 11 к якорному клюзу 7,
между клюзами 7 и 20, к нему 1могут швартоваться; плавсредства 26 (использование трос-оттяжки 9 в качестве 55 бурундука). При необходимости можно вытравить якорную цепь 8 брашпилем 2 и вновь зафиксировать судно диаметральной плоскостью перпендикулярно к внешним силам.
31
Если брашпилем 2 не удается выбрать якорную цепь 8 при положении судна диаметральной плоскостью перпендикулярно к внешним силам, то дают ход главному двигателю судна, ко- торое, перемещаясь вперед по дуге с центром вращения в месте зацепления якоря 15 за грунт, выйдет носом к ветру, затем останавливают главный двигатель и выбирают якорную цепь 8 брашпилем 2 до подхода скобы 11 к клюзу 7. Трос-оттяжку 9 после этого также можно использовать в качестве бурундука для швартовки плавсредст
Для выведения судна из положения диаметральной плоскостью перпендикулярно к внешним силам с последующим снятием его с якоря 15 освобождают трос-оттяжку 9 из звена стопора 17, сбрасывают с кормовых кнехтов 19 за борт в воду, и судно разворачивается носом к ветру. Брашпилем 2 якорную цепь 8 выбирают до появления над палубой бака 1 звена с закрепленной на нем скобой 11, петлю-гашу 10 такелаж ной скобой 6 соединяют с тросом714
проводником 5, который накладывают на турачку 3 брашпилем 2 и вращением турачки 3 подтягивают петлю-гашу 10 так, чтобы скоба 11 освободилась от натяжения троса-оттяжки 9.
Скобу 11 снимают со звена якорной цепи 8, выбирают турачкой 3 трос-оттяжку 9 на палубу бака 1, отсоединяют от петли-гаши 10 такелажную скобу 6 и трос-оттяжку 9 наматывают на вькипку.
В случае возникновения внезапных внешних сил (ветер, течение), превышающих держащую силу якоря 15 и приводящих судно к дрейфу (аварийная ситуация), трос-оттяжка 9, разрывная прочность которого меньше держащей силы якоря, рвется, судно выходит носом к ветру и тем самым предотвращает дрейф. Шпилем 24 оторванную часть троса-оттяжки 9 вытаскивают на корму судна. Остальную часть троса-оттяжки 9 вытаскивают брашпилем 2 на палубу бака 1 вместе с.якорной цепью 8 и Скобой 11, которую отсоединяют от звена якорной цепи 8.
-Sl
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СУДОВОЕ ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГИРЛЯНДНОГО ТИПА | 2020 |
|
RU2742667C1 |
Якорное устройство на речных судах с кринолином | 1932 |
|
SU28799A1 |
ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО | 1973 |
|
SU397419A1 |
Судно с изменяемой геометрией корпуса | 1989 |
|
SU1759720A1 |
ЯКОРНО-ШВАРТОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ | 2019 |
|
RU2721610C1 |
Якорное устройство | 1979 |
|
SU806521A1 |
СПОСОБ СТЯГИВАНИЯ СУДНА С ГРУНТА | 2014 |
|
RU2574870C1 |
Транспортное средство для завозки якорей земснарядов | 1977 |
|
SU695889A1 |
МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО | 2015 |
|
RU2603818C1 |
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286911C1 |
Способ фиксации судна на рейде при одноточечной постановке на якорь, включаюпщй соединение троса-оттяжки с якорной цепью на палубе бака, перемещение его ходового конца вдоль борта будна и крепления его на корме. отличающийся тем, что, с целью сокращения трудоемкости и повьшения надежности удержания, ходовой конец троса-оттяжки . перемещают вдоль судна посредством троса-проводника, коренной конец Которого соединяют со свободным концом троса-оттяжки, а ходовой конец троса-проводника пропускают через якорный клюз, заводят на палубу кормы и крепят к барабану лебедки, затем трос-оттяжку выбирают через якорный клюз тросом-проводником на корму судна, отсоединяют от троса-проводника и неподвижно закрепляют на кормовых кнехтах, затем травят кормовую цепь брашпилем и останавливают брашпиль, когда судно займет нужное положение. а (Л кякори g (2 ISD со 05 4;ii. -ч Фи«/
ч Ч.
.А
Редактор М.Келемеш
Составитель О.Васильева
Техред М.Моргентал Корректор И. Эр дейи
Заказ 1348Тираж 409Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, М-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Фие.1
Тихомиров В.II | |||
Управление маневрами корабля | |||
М.: Воениэдат, 1963, с | |||
Прибор с двумя призмами | 1917 |
|
SU27A1 |
Авторы
Даты
1987-03-15—Публикация
1982-12-24—Подача