Электропривод с подчиненным регулированием параметров Советский патент 1987 года по МПК H02P5/06 

Описание патента на изобретение SU1297202A1

Изобретение относится к электротехнике, а именно к управлению автоматизированными электроприводами постоянного тока, и может быть использовано в широкорегулируемьгх электроприводах подач металлорежу- щих станков с позиционнь1ми и скоростными, режимами управления.

Цель изобретения - расширение диапазона регулирования скорости путем уменьшения неравномерности вращения электродвигателя с моментом сухого трения на валу.

На чертеже приведена схема предлагаемого электропривода.

Электропривод содержит электродвигатель 1 постоянного тока, подклю ценный к вентильному преобразователю 2, в цепь управления которого включены последовательно соединенные зада тчик 3 скорости, регулятор 4 скорости и регулятор 5 тока с подключен ными к их входам соответственно датчиками скорости 6 и тока 7, а также релейный элемент 8, вход которого подключен к выходу задатчика 3 скороти. В электропривод введены последовательно соединенные выпрямитель 9,, формирователь 10 характеристики мо- ;мента сухого трения и инвертор I1, управляемые ключевые элементы, 12 и 13, управляющие входы которых объединены и подключены к выходу релейного элемента 8, при этом вход выпрямителя 9 соединен с выходом датчика 6 скорости, исполнительная цепь ключевого элемента I2 включена между выходом формирователя 10 характеристики момента сухого трения и входом регулятора 5 тока, а исполнительная цепь ключевого элемента 13 - между выходом инвертора 11 и входом

регулятора 5 тока.

1

Электропривод работает следующим образом.

Силовая часть электропривода - реверсивный вентильный преобразователь 2, электродвигатель 1 и управляющая часть в виде пропорционально- интегрального регулятора 5 тока, на входе которого сравнивается сигнал, поступающий с выхода датчика 7 тока якоря, преобразующего сигнал от щун- та цепи электродвигателя 1, и сигнал, поступающий с выхода пропорционально-интегрального (пи) регулятора 4 скорости, образуют внутренний подчиненный контур регулирования

2972022

тока. Внешний контур регулирования

5

0

скорости электродвигателя I состоит из ПИ регулятора скорости, датчика 6 скорости, при этом выходное напряжение ПИ регулятора 4 скорости является задающим для внутреннего токового контура. I

На вход системы подается управляющее воздействие в виде задания на резкое увеличение скорости двигателя. Задающий сигнал поступает на вход ПИ регулятора 4 скорости. На него же поступает сигнал отрицательной обратной связи по скорости электродвигателя 1, формируемого при помощи датчика 6 скорости ПИ регулятор 1 скорости воспринимает отклонение скорости электродвигателя 1 от заданного значения и под действием этого рассогласования меняется выходное напряжение ПИ регулятора 4 скорости. Появление на входе ПИ регулятора 4 скорости напряжения прино5 дит к подаче на вход ПИ регулятора 5 тока сигнала задания на величину и знак тока якоря электродвигателя 1. При этом на другой вход ПИ регулятора 5 тока поступает с датчика 7 тока

0 якоря сигнал отрицательной обратной связи по току. Одновременно сигнал с датчика 6 скорости поступает на вход вьшрямителя 9, выходной сигнал которого формирует на выходе формирователя

, 10 специально подобранную зависимость момента сухого трения от скорости, при этом инвертор П осуществляет инвертирование вгаЕходного сигнала формирователя 10 для получения лротивопо0 ложной полярности. Релейный элемент 8 фиксирует момент перехода заданяце- го сигнала через нуль и осуществляет коммутацию ключевых элементов 12 и 13 таким образом, что выходной сиг5 ал релейного элемента 8 положительной полярности замыкает ключевой элемент 12 и размыкает ключевой элемент 13, а сигнал отрицательной полярности наоборот размыкает ключевой элемент I2 и замыкает ключевой элемент 13. В этом случае.выходной сигнал формирователя 10 подключается к входу ПИ регулятора 5 тока в фазе с выходным сигналом ПИ регулятора 4 скорости как задание на ток якоря двигателя. Это сразу приводит к подаче на вход контура тока сигнала с амплитудой, достаточной для создания двигателем момента, равного моменту

0

5

сухого трения, а с этого момента двигатель начинает вращаться в направлении, определяемом полярностью задающего сигнала.

Ключевой элемент I2 остается замкнутым, а ключевой элемент 13 разомкнутым до тех пор, пока не изменится полярность задающего сигнала. Такое введение дополнительного сигнала в прямую цепь регулирования обеспечивает повьппение точности компенсации нагрузки типа сухого трения, нелинейно зависящего от скорости двигателя .во всем диапазоне регулирования скорости. Причем величина дополнительного сигнала, передаваемого на вход регулятора тока, регулируется в функции скорости вращения двигат

5 го включены последовательно соединенные задатчик скорости, регулятор скорости и регулятор тока с подключенными к их входам соответственно датчиками скорости и тока, а также

теля. При поступлении на вход системы электропривода управляющего воздейст-20 релейный элемент вход которого под- вия другой полярности процесс регули- ключен к выходу задатчика скорос- рования скорости повторяется с той лишь разницей, что выходной сигнал релейного элемента 8 размыкает ключевой элемент 12 и замыкает ключевой элемент 13, тем самым обеспечиваетти, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования скорости путем умень 5 шения неравномерности вращения электродвигателя с моментом сухого трения на валу, в него введены пос«- ледовательно соединенные выпрямитель формирователь характеристики момента сухого трения и инвертор, и два управляе1иых клйчевых элемента, управляющие входы которых объединены и подключены к выходу релейного элемента, при этом вход выпрямителя

ся подключение выходного сигнала инвертора 11 к входу ПИ регулятора 5 тока в фазе с выходным напряжением ПИ регулятора 4 скорости.

Введение указанных блоков и дополнительных связей позволяет точно скомпенсировать влияние момента сухого трения, зависящего от

скорости вращения двигателя, что при-35 соединен с выходом датчика скорости водит к существенному уменьшению не- исполнительная цепь первого ключевого элемента включена между выходом формирователя характеристики момента сухого трения и входом регулято- 40 ра тока, а исполнительная цепь второго ключевого элемента - между выходом

равномерности скорости вращения на малых скоростях и позволяет расширить диапазон регулирования скорости и обеспечить устойчивую работу электропривода во всем диапазоне регулирования скорости и нагрузок.

инвертора и входом регулятора тока.

Редактор Ю.Середа Заказ 793/60

Составитель В.Кузнецова Техред М.°Ходанич

Корректор

Тираж 661Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,4

Таким образом, применение предлагаемого электропривода с подчиненным регулированием параметров в меха i низмах подач металлорежущих Станков приводит к улучшению качества обработки деталей за счет уменьшения ошибки позиционирования.

Формула изобретения

Электропривод с подчиненным регулированием параметров, содержащий электродвигатель постоянного тока, подключенный к вентильному преобразователю, в цепь управления которого включены последовательно соединенные задатчик скорости, регулятор скорости и регулятор тока с подключенными к их входам соответственно датчиками скорости и тока, а также

релейный элемент вход которого под- ключен к выходу задатчика скорос-

релейный элемент вход которого под- ключен к выходу задатчика скорос-

ти, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования скорости путем уменьшения неравномерности вращения электродвигателя с моментом сухого трения на валу, в него введены пос«- ледовательно соединенные выпрямитель, формирователь характеристики момента сухого трения и инвертор, и два управляе1иых клйчевых элемента, управляющие входы которых объединены и подключены к выходу релейного элемента, при этом вход выпрямителя

инвертора и входом регулятора тока.

Корректор Л.Пилипенко

Похожие патенты SU1297202A1

название год авторы номер документа
Электропривод с подчиненным регулированием параметров 1983
  • Аржанов Владимир Викторович
  • Копытов Владимир Иванович
  • Фадеев Владимир Степанович
SU1108593A2
Устройство для управления электроприводом постоянного тока 1981
  • Аржанов Владимир Викторович
  • Фадеев Владимир Степанович
SU1001405A1
Вентильный электропривод 1983
  • Белошабский Василий Васильевич
  • Вейнгер Александр Меерович
  • Серый Игорь Михайлович
  • Тихонов Александр Васильевич
  • Бояринцев Николай Владимирович
  • Гусев Аркадий Сергеевич
  • Никулин Сергей Владимирович
  • Павленко Николай Степанович
  • Третьяков Владимир Степанович
  • Шигин Виктор Михайлович
  • Малкин Аркадий Иссолвич
SU1234940A1
Многодвигательный электропривод 1983
  • Хакимов Парвиз Алиевич
  • Артамонов Валентин Васильевич
  • Бражников Сергей Николаевич
  • Москвин Михаил Алексеевич
  • Мартюшов Валентин Семенович
SU1280690A1
Устройство для управления шаговым электродвигателем 1986
  • Красовский Александр Борисович
  • Баль Владимир Борисович
  • Добромыслин Виктор Моисеевич
  • Шарипов Шамиль Анверович
SU1410266A1
ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2008
  • Александров Евгений Васильевич
  • Александров Никита Евгеньевич
  • Лагун Вячеслав Владимирович
  • Климов Геннадий Георгиевич
RU2401502C2
Реверсивный электропривод 1988
  • Бырька Владимир Филиппович
  • Брейдо Иосиф Вульфович
  • Петерс Иван Васильевич
  • Томилин Николай Федорович
SU1667213A1
Электропривод для подъемной машины 1983
  • Хилов Виктор Сергеевич
  • Крюков Дмитрий Кузьмич
  • Калашников Юрий Тимофеевич
  • Кошевой Михаил Максимович
  • Таранов Михаил Дмитриевич
SU1159138A1
ЭЛЕКТРОПРИВОД ТИРИСТОРНЫЙ АСИНХРОННЫЙ 1995
  • Альтшуллер М.И.
  • Кальсин В.Н.
  • Саевич В.Л.
  • Чаронов В.Я.
RU2101847C1
Нереверсивный электропривод постоянного тока непрерывного прокатного стана 1985
  • Земляков Владимир Дмитриевич
  • Ровенский Александр Георгиевич
  • Фисенко Сергей Александрович
SU1288877A1

Реферат патента 1987 года Электропривод с подчиненным регулированием параметров

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в широкорегулируемых электроприводах металлорежутдих станков. Расширение диапазона регулирования скорости обеспечивается за счет введения дополнительного сигнала в прямую цепь регулирования. При поступлении на вход системы электропривода управляющего воздействия другой полярности процесс регулирования скорости повторяется с той лишь разницей, что выходной сигнал релейного элемента 8 размыкает ключ 12 и замыкает ключ . 13, тем самым обеспечивается подключение выходного сигнала инвертора 11 к выходу регулятора 2 тока в фазе с выходным напряжением регулятора 1 скорости, 1 Ш1. о (Л С

Формула изобретения SU 1 297 202 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1297202A1

Комлев В.П., Евстигнеева А.А., Малафеев С.И
Исследование модели электропривода постоянного тока с нагрузкой типа сухое трение
- Изв
вузов
Приборостроение, 1983, № 7, с
Способ сопряжения брусьев в срубах 1921
  • Муравьев Г.В.
SU33A1
Башарин А.В., Новиков В.А., Соколовский Г.Г
Управление электроприводами
Учебное пособие для вузов
Л.: Энергоиздат
Устройство для видения на расстоянии 1915
  • Горин Е.Е.
SU1982A1
Фотореле для аппарата, служащего для передачи на расстояние изображений 1920
  • Тамбовцев Д.Г.
SU224A1
Тетельбаум И.М., Шнейдер Ю.Р
Способ фотографической записи звуковых колебаний 1922
  • Коваленков В.И.
SU400A1
Энергия, 1978, с
Универсальный двойной гаечный ключ 1920
  • Лурье А.Б.
SU169A1

SU 1 297 202 A1

Авторы

Аржанов Владимир Викторович

Лапа Анатолий Егорович

Фадеев Владимир Степанович

Даты

1987-03-15Публикация

1985-01-02Подача