Цистерна для транспортировки легкоиспаряющихся жидкостей Советский патент 1987 года по МПК B65D88/12 B65D90/30 

Описание патента на изобретение SU1301744A1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а точнее к конструкции .транспортных цистерн и судовых танков, для транспортировки легкоиспаряющихся жидкостей.

Цель изобретения - устранение потерь от испарения и обеспечение полной заполня- емости цистерны, в результате чего Hcit/iro- чаются опасные динамические инерционные нагрузки на транспортное средство ввиду

колебаний жидкости в неполностью заполненной цистерне, возникновение по той же причине зарядов статического электричества на транспортном средстве и постоянное наличие вокруг цистерны газовой среды, опасной в пожарном отношении.

Полное заполнение цистерн перевозимой жидкостью (в некоторых случаях) не осуществляется, так как даже незначительное изменение объема перевозимой жидкости неизбежно вызывает разрыв или смятие цистерны. Воздух, находящийся в незаполненной цистерне, является буфером для изменяющей свой объем жидкости. Величина недолива цистерн зависит от ее объема, ко- эфициента объемного расширения перевозимой жидкости и от возможного максимального перепада температуры перевозимой жидкости. Так, например, если принять возможный перепад температуры перевозимой жидкости 30°С, то недолив должен быть в пределах 4% от объема цистерны.

На фиг. 1 изображена цистерна, вертикальный разрез; на фиг. 2 - то же, план.

Цистерна для транспортировки легкоиспаряющейся жидкости содержит корпус 1, герметически закрывающийся колпак 2, слиЕ1но-наливное приспособление - вентиль 3, технологический вентиль 4 для контроля уровня жидкости в цистерне и (емкости для компенсации температурных расширений жидкости) расширительном бачке 5, в который перевозимая жидкость поступает через отверстие 6, перепускной трубопровод 7, соединяющий верхнюю часть расширительного бачка с верхней частью вспомогательной емкости 8, в которую (наполовину объема) через вентиль 9 заливается вспомогательная трудноиспаряемая жидкость, уровень которой контролируется указателем уровня (не показан), второй емкости 10 объемом, равным объему емкости 8, нижняя часть которой соединена перепускным трубопроводом 11 с нижней частью первой вспомогательной емкости. Верхняя часть емкости 10 через сапун 12 соединена с атмосферой (13 и 14 - соответственно уровни вспомогательной жидкости в емкостях 8 и 10).

Подобное статическое состояние цистерны имеет место по заверщении работ перед ее транспортировкой, сам же процесс подготовки цистерны состоит в заполнении через технологический вентиль 9 вспомогательных емкостей трудноиспаряемой жидкостью.

Далее через вентиль 3 полностью заполняются цистерна 1 и расширительный бачок 5 через отверстие 6 до расчетного уровня, контролируемого указателем уровня (не показан).

Объем расширительного бачка и вспомогательных емкостей определяется в зависимости от объема цистерны, объемного коэффициента расширения перевозимой жидкости и возможного максимального перепада О температуры перевозимой жидкости.

Так, например, если принять перепад температуры 40°С, т.е. ±20°С, а коэффициент объемного расширения 0,00125 (для бензина), то для цистерны емкостью 60 м объем , расширительного бачка (а следовательно, и других емкостей) 1,5 м или объем залитой жидкости в каждой емкости 0,75 м , что составляет 1,2% от объема цистерны.

После окончания подготовительных ра- от в процессе транспортировки жидкости цистерна в динамике работает следующим образом.

Ввиду полного заполнения цистерны какие-либо колебания жидкости в цистерне исключены, а следовательно, исключено

5 также воздействие на транспортное средство инерционных нагрузок. По этой же причине исключено возникновение зарядов статического электричества. При повыщении температуры перевозимой жидкости избыток ее объема поступает через отверстие 6 в

0 расширительный бачок 5, в результате уровень жидкости в нем повышается, выдавливая находящийся в нем воздух во вспомогательную емкость 8 по трубопроводу 7. Под давлением этого воздуха уровень вспомогательной жидкости в емкости 8 понижается, а во второй вспомогательной емкости 10 соответственно повышается, выдавливая находящийся над ней воздух через сапун в атмосферу.

При понижении температуры перевозимой жидкости имеет место аналогичный процесс, но только в противоположном направлении.

Таким образом, вспомогательная жидкость, полностью изолируя перевозимую жидкость от внешней атмосферы, выполняет

5 роль гидравлического поршня, действующего в оба направления, что полностью исключает потери перевозимой жидкости от испарения.

Использование изобретения полностью 0 устраняет недостатки, присущие цистернам, предназначенным для транспортировки легкоиспаряющихся жидкостей, не требует каких- либо принципиальных конструктивных переделок применяемых в настоящее время цистерн, исключает необходимость п.римене- 5 иия клапанов, требующих постоянного надзора и регулировок, а также монтажа внутри LcwcTepH трудномонтируемых подвижных приспособлений.

0

Формула изобретения Цистерна для транспортировки легкоиспаряющихся жидкостей, включающая корпус со сливно-наливными приспособлениями и связанную с ним емкость для компенсации температурных расширений жидкости, отличающаяся тем, что, с целью устранения потерь от испарения и обеспечения полной заполняемости цистерны, она снабжена двумя дополнительными емкостями, равными по объему емкости для компенсации температурных расщи- рений и последовательно соединнеными с ней и между собой, емкость, связанная с корпусом, сообщена со смежной емкостью в верхней части, а последняя - с крайней емкостью по тип сообщающихся сосудов, край- няя емкость сообщена с атмосферой, а средняя заполнена наполовину тру дноис- паряющейся герметизирующей жидкостью.

Похожие патенты SU1301744A1

название год авторы номер документа
АВТОМОБИЛЬНАЯ ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЛЕГКОИСПАРЯЮЩЕЙСЯ АГРЕССИВНОЙ ЖИДКОСТИ 1992
  • Козин Валентин Иванович
RU2062741C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЛЕГКОИСПАРЯЮЩИХСЯ АГРЕССИВНЫХ ЖИДКОСТЕЙ 1992
  • Козин Валентин Иванович
RU2062724C1
Цистерна для хранения и транспортировки жидкостей 1982
  • Судариков Юрий Александрович
  • Двоскин Моисей Меерович
  • Холодзинский Генрих Иванович
SU1070076A1
Железнодорожная цистерна 1989
  • Лагута Виктор Степанович
  • Бубнов Валерий Михайлович
  • Донченко Анатолий Владимирович
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Водянников Юрий Яковлевич
  • Тусиков Евгений Кондратьевич
  • Попов Степан Иванович
  • Перель Ида Львовна
SU1729863A1
Цистерна для хранения и транспортировки сжиженного природного газа 2022
  • Медведева Оксана Николаевна
  • Перевалов Сергей Дмитриевич
RU2804785C1
Способ слива из емкостей 1990
  • Закревский Владимир Евгеньевич
  • Закревский Евгений Степанович
  • Субботин Юрий Николаевич
SU1790424A3
УСТАНОВКА ДЛЯ СЛИВА СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ (СУГ) ИЗ ВАГОНА-ЦИСТЕРНЫ, СПОСОБ СЛИВА СУГ ИЗ ВАГОНА-ЦИСТЕРНЫ С ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, УСТАНОВКА ДЛЯ ДЕГАЗАЦИИ ВАГОНА-ЦИСТЕРНЫ, СПОСОБ ДЕГАЗАЦИИ ВАГОНА-ЦИСТЕРНЫ С ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, А ТАКЖЕ СПОСОБ СЛИВА И ДЕГАЗАЦИИ СУГ ИЗ ВАГОНА-ЦИСТЕРНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТИХ УСТАНОВОК 2014
  • Вишнивецкий Иван Яковлевич
  • Давлетукаев Руслан Махамшерипович
  • Каминский Юрий Степанович
  • Лихачев Андрей Борисович
  • Томм Павел Владимирович
  • Трубецкой Николай Андреевич
RU2553850C1
НАЛИВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ФЛЕКСИ-ТАНКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЦИСТЕРНЫ НЕФТЕПРОДУКТОМ 2006
  • Итуев Абумуслим Магомедаминович
RU2334675C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ В ЦИСТЕРНЕ 2017
  • Карпентер, Брэдли Джон
RU2745816C2
ГРУЗОВОЙ КОНТЕЙНЕР С ВНУТРЕННИМИ ОТСЕКАМИ-КАМЕРАМИ И РАЗМЕЩЕНИЕМ ВНУТРИ ОТСЕКОВ ПОЛИМЕРНЫХ ГИБКИХ ВКЛАДЫШ-ЕМКОСТЕЙ (КОНТЕЙНЕР С ВКЛАДЫШ-ЦИСТЕРНАМИ), АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЛУПРИЦЕП-КОНТЕЙНЕРОВОЗ ДЛЯ КОНТЕЙНЕРА С ВКЛАДЫШ-ЦИСТЕРНАМИ, АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК ДЛЯ КОНТЕЙНЕРА С ВКЛАДЫШ-ЦИСТЕРНАМИ, АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПРИЦЕП ДЛЯ КОНТЕЙНЕРА С ВКЛАДЫШ-ЦИСТЕРНАМИ 2013
  • Каримов Сергей Борисович
RU2602105C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 301 744 A1

Реферат патента 1987 года Цистерна для транспортировки легкоиспаряющихся жидкостей

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - устранение потерь от испарения и обеспечение полной заполняемости цистерны перевозимой жидкости, а следовательно, и устранение возможности возникновения статического электричества на транспортном средстве и динамических инерционных нагрузок на него. Это достигается путем выполнения цистерны с тремя равного объема емкостями, из которых первая, устанавливаемая над цистерной и сообщаемая с ней, является расширительным бачком, заполненным перевозимой жидкостью до расчетного уровня через вентиль в днище цистерны. Вторая и третья емкости являются вспомогательными, устанавливаются на цистерне или транспортном средстве на одном уровне, их полости в нижней части сообщены трубопроводом. Одновременно верхние части первой и второй емкостей соединены трубопроводом, а верхняя часть третьей емкости через сапун сообщается с атмосферой. Вторая емкость заполняется до рассчетного уровня вспомогательной трудноиспаряющейся герметизирующей жидкостью (например, отработанными автомаслами). Объем емкостей и уровень заполнения расширительного бачка определяются в зависимости от объема перевозимой жидкости и от максимально возможного перепада температуры в процессе ее транспортировки. 2 ил. | NU

Формула изобретения SU 1 301 744 A1

/ fff

Фиг. 2

/

9

D О

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1301744A1

Рыбаков К
В
и др
Автомобильные цистерны для транспортирования нефтепродуктов.-М.: Транспорт, 1979, с
Способ окисления боковых цепей ароматических углеводородов и их производных в кислоты и альдегиды 1921
  • Каминский П.И.
SU58A1

SU 1 301 744 A1

Авторы

Деканозов Гиви Михайлович

Даты

1987-04-07Публикация

1985-03-18Подача