Изобретение относится к транспортному машиностроению, а точнее к конструкции .транспортных цистерн и судовых танков, для транспортировки легкоиспаряющихся жидкостей.
Цель изобретения - устранение потерь от испарения и обеспечение полной заполня- емости цистерны, в результате чего Hcit/iro- чаются опасные динамические инерционные нагрузки на транспортное средство ввиду
колебаний жидкости в неполностью заполненной цистерне, возникновение по той же причине зарядов статического электричества на транспортном средстве и постоянное наличие вокруг цистерны газовой среды, опасной в пожарном отношении.
Полное заполнение цистерн перевозимой жидкостью (в некоторых случаях) не осуществляется, так как даже незначительное изменение объема перевозимой жидкости неизбежно вызывает разрыв или смятие цистерны. Воздух, находящийся в незаполненной цистерне, является буфером для изменяющей свой объем жидкости. Величина недолива цистерн зависит от ее объема, ко- эфициента объемного расширения перевозимой жидкости и от возможного максимального перепада температуры перевозимой жидкости. Так, например, если принять возможный перепад температуры перевозимой жидкости 30°С, то недолив должен быть в пределах 4% от объема цистерны.
На фиг. 1 изображена цистерна, вертикальный разрез; на фиг. 2 - то же, план.
Цистерна для транспортировки легкоиспаряющейся жидкости содержит корпус 1, герметически закрывающийся колпак 2, слиЕ1но-наливное приспособление - вентиль 3, технологический вентиль 4 для контроля уровня жидкости в цистерне и (емкости для компенсации температурных расширений жидкости) расширительном бачке 5, в который перевозимая жидкость поступает через отверстие 6, перепускной трубопровод 7, соединяющий верхнюю часть расширительного бачка с верхней частью вспомогательной емкости 8, в которую (наполовину объема) через вентиль 9 заливается вспомогательная трудноиспаряемая жидкость, уровень которой контролируется указателем уровня (не показан), второй емкости 10 объемом, равным объему емкости 8, нижняя часть которой соединена перепускным трубопроводом 11 с нижней частью первой вспомогательной емкости. Верхняя часть емкости 10 через сапун 12 соединена с атмосферой (13 и 14 - соответственно уровни вспомогательной жидкости в емкостях 8 и 10).
Подобное статическое состояние цистерны имеет место по заверщении работ перед ее транспортировкой, сам же процесс подготовки цистерны состоит в заполнении через технологический вентиль 9 вспомогательных емкостей трудноиспаряемой жидкостью.
Далее через вентиль 3 полностью заполняются цистерна 1 и расширительный бачок 5 через отверстие 6 до расчетного уровня, контролируемого указателем уровня (не показан).
Объем расширительного бачка и вспомогательных емкостей определяется в зависимости от объема цистерны, объемного коэффициента расширения перевозимой жидкости и возможного максимального перепада О температуры перевозимой жидкости.
Так, например, если принять перепад температуры 40°С, т.е. ±20°С, а коэффициент объемного расширения 0,00125 (для бензина), то для цистерны емкостью 60 м объем , расширительного бачка (а следовательно, и других емкостей) 1,5 м или объем залитой жидкости в каждой емкости 0,75 м , что составляет 1,2% от объема цистерны.
После окончания подготовительных ра- от в процессе транспортировки жидкости цистерна в динамике работает следующим образом.
Ввиду полного заполнения цистерны какие-либо колебания жидкости в цистерне исключены, а следовательно, исключено
5 также воздействие на транспортное средство инерционных нагрузок. По этой же причине исключено возникновение зарядов статического электричества. При повыщении температуры перевозимой жидкости избыток ее объема поступает через отверстие 6 в
0 расширительный бачок 5, в результате уровень жидкости в нем повышается, выдавливая находящийся в нем воздух во вспомогательную емкость 8 по трубопроводу 7. Под давлением этого воздуха уровень вспомогательной жидкости в емкости 8 понижается, а во второй вспомогательной емкости 10 соответственно повышается, выдавливая находящийся над ней воздух через сапун в атмосферу.
При понижении температуры перевозимой жидкости имеет место аналогичный процесс, но только в противоположном направлении.
Таким образом, вспомогательная жидкость, полностью изолируя перевозимую жидкость от внешней атмосферы, выполняет
5 роль гидравлического поршня, действующего в оба направления, что полностью исключает потери перевозимой жидкости от испарения.
Использование изобретения полностью 0 устраняет недостатки, присущие цистернам, предназначенным для транспортировки легкоиспаряющихся жидкостей, не требует каких- либо принципиальных конструктивных переделок применяемых в настоящее время цистерн, исключает необходимость п.римене- 5 иия клапанов, требующих постоянного надзора и регулировок, а также монтажа внутри LcwcTepH трудномонтируемых подвижных приспособлений.
0
Формула изобретения Цистерна для транспортировки легкоиспаряющихся жидкостей, включающая корпус со сливно-наливными приспособлениями и связанную с ним емкость для компенсации температурных расширений жидкости, отличающаяся тем, что, с целью устранения потерь от испарения и обеспечения полной заполняемости цистерны, она снабжена двумя дополнительными емкостями, равными по объему емкости для компенсации температурных расщи- рений и последовательно соединнеными с ней и между собой, емкость, связанная с корпусом, сообщена со смежной емкостью в верхней части, а последняя - с крайней емкостью по тип сообщающихся сосудов, край- няя емкость сообщена с атмосферой, а средняя заполнена наполовину тру дноис- паряющейся герметизирующей жидкостью.
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - устранение потерь от испарения и обеспечение полной заполняемости цистерны перевозимой жидкости, а следовательно, и устранение возможности возникновения статического электричества на транспортном средстве и динамических инерционных нагрузок на него. Это достигается путем выполнения цистерны с тремя равного объема емкостями, из которых первая, устанавливаемая над цистерной и сообщаемая с ней, является расширительным бачком, заполненным перевозимой жидкостью до расчетного уровня через вентиль в днище цистерны. Вторая и третья емкости являются вспомогательными, устанавливаются на цистерне или транспортном средстве на одном уровне, их полости в нижней части сообщены трубопроводом. Одновременно верхние части первой и второй емкостей соединены трубопроводом, а верхняя часть третьей емкости через сапун сообщается с атмосферой. Вторая емкость заполняется до рассчетного уровня вспомогательной трудноиспаряющейся герметизирующей жидкостью (например, отработанными автомаслами). Объем емкостей и уровень заполнения расширительного бачка определяются в зависимости от объема перевозимой жидкости и от максимально возможного перепада температуры в процессе ее транспортировки. 2 ил. | NU
/ fff
Фиг. 2
/
9
D О
Рыбаков К | |||
В | |||
и др | |||
Автомобильные цистерны для транспортирования нефтепродуктов.-М.: Транспорт, 1979, с | |||
Способ окисления боковых цепей ароматических углеводородов и их производных в кислоты и альдегиды | 1921 |
|
SU58A1 |
Авторы
Даты
1987-04-07—Публикация
1985-03-18—Подача