Изобретение относится к цистернам для хранения и транспортировки жидкостей и может быть использовано при создании транспортных авто- и железнодорожных цистерн, а также многосекционных стационарных резервуаров для хранения горючесмазочных материалов. Известна цистерна для транспортирования жидкостей, выполненная в виде овального корпус с загрузочной горловиной и расширительным бачком, установленным вне цистерны. Роль несущего элемента выполняет рама полуприцепа 1. Расширительный бачок и ра.ма полуприцепа увеличивают номенклатуру деталей и материалоемкость цистерны, так как не являются необходимыми элементами конструкции самой емкости. Известна цистерна преимущественно для транспортных средств, выполненная из двух (или нескольких) секторов, главными несущими элементами которой являются крестообразные переборки 2. Наличие многочисленных перегородок в цистерне исключает возможность технического обслуживания и ремонтных работ внутри цистерны, усложняет технологию изготовления из-за наличия большого количества сварочных швов в труднодоступных местах, затрудняет по;п1ый слив жидкости из цистерны. Известна автоцистерна для транспортирования одновременно нескольких жидкостей, включающая niaccn и установленную на нем емкость с несколькими отсеками, каждый из которых имеет наливное и сливное приспособления, нрнче.м отсеки выполнены из обечаек, коаксиально размещенных одна в другой 3. К недостаткам данной цистерны следует отнести сложность изготовления, а также невозможность технического обслуживания и ремонтных работ внутри нее. При нарушении герметичности одного из отсеков выходит из строя вся цистерна. Известна цистерна для хранения и транспортирования жидкостей, в которой дополнительная емкость выполнена в виде баков, установленных снаружи цистерны и соединенных с ней и между собой трубопроводами, при этом входные концы трубопроводов, соединяющих баки с горловиной, установлены в ее верхней части, а оси баков паралле.чьны оси цистерны 4. Баки увеличивают номенклатуру деталей и материалоемкость, так как не являются необходимыми элементами конструкции самой емкости и выполняют лишь функции объема, необходимо1о для расширения жидкости при перепаде температур Известна автоцистерна для транспортировки жидкостей, содержащих механические примеси. Автоцистерна содержит автошасси, на которое установлена емкость с.наличным и сливным приспособлениями. Под емкостью смонтирован сборник шлама в виде наклонного трубопровода, который с емкостью сообщен патрубками и снабжен запорной арматурой 5. Недостатком известной цистерны является то, что сборник шлама, не являясь необходимым элементом конструкции, усложняет конструкцию, увеличивает номенклатуру деталей и ,м,атериалоемкость цистерны. Известна также цистерна для транспортирования жидкости, включающая емкость с загрузочной горловиной, волнорезами и раскосами, установленную на полуприцепе 6. Наличие наклонных волнорезов и раскосов усложняет техгологию изготовления цистерны и затрудняет техническое обслуживание и ремонтные работы внутри емкости. Рама полуприцепа, не являясь необходимым элементом конструкции емкости, увеличивает номенклатуру деталей и материалоемкость цистерны. Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемой является цистерна для хранения и транспортирования жидкостей, содержащая корпус с днищем, верхним и нижним несущими основаниями, соединенными поперечными и продольными волнорезами, и сцепное устройство 7. Недостаток известной цистерны - сложность конструкции, обусловленная введением наклонных волнорезов и решетчатых боковых стенок средней фермы, а также трех различных конфигураций резервуара (нижнее и верхнее основания, боковины). Кроме того, наличие решетчатого каркаса фермы затрудняет техническое обслуживание и проведение ремонтных .работ внутри цистерны. Практическая невозможность установки поперечных волнорезов в боковых секциях и продольных волнорезов в средней ферме ухудшает устойчивость цистерны. Строго определенное место расположения опор подвески исключает унификацию емкостей в зависимости от вместимости цистерны. При опорожнении одного из отсеков резервуара нарушается развесовка, и использование цистерны как транспортного средства исключается, что снижает надежность цистерны. Цель изобретения - повышение надежности в работе. Поставленная цель достигается те.м, что в цистерне для хранения и транспортировки жидкостей, содержащей корпус с днищами, верхним и нижним несущим основания.ми, юединенными поперечными и продольными волнорезами, и сцепное устройство, верхнее и нижнее несущее основания выполнены в виде труб и сообщены с внутренней полостью корпуса, при этом обе трубы выполнены
выступающими за пределы переднего днища цистерны и соединены со сцепным устройством.
На фиг. 1 изображена цистерна, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4.сечение В-В на фиг. 3; на фиг. 5 - узел 1 на фиг. 1; на фиг. 6 - узел II на фиг. 1.
Цистерна содержит идущие в продольном
направлении два основания - нижнее 1 и верхнее 2 (фиг. 1 и 2), представляющие собой трубы. Основания 1 и 2 связаны между собой поперечными волнорезами 3. По бокам корпуса, прилегая к поперечным волнорезам, расположены боковые оболочки 4, приваренные краями к основаниям и образующие овальный корпус 5. Верхнее 2 и нижнее 1 основания сообщены с внутренней полостью корпуса 5. В нижнем основании 1 для увеличения общего объема в продольном направлении могут быть прорезаны два-три отверстия 6 (фиг. 1), служащие для сообщения с внутренней полостью корпуса цистерны. Загрузочная горловина 7 с крышкой 8 дыхательным кЛЭпаном 9 и противовзрывной сеткой 10 установлена непосредственно на овальном корпусе 5 цистерны. Верхнее основание 2 связано с внутренней полостью корпуса 5 посредством поплавкового клапана 11, с загрузочной горловиной 7 - посредством патрубка 12 и с атмосферой - с помощью дыхательного клапана 13. При таком исполнении верхнее основание выполняет дополнительную функцию расширительного бачка. Поперечные волнорезы 3 соединены между собой продольными волнорезами 14. Для сообщения отсеков цистернц между собой в поперечных волнорезах 3 выполнены отверстия 15 и 16. Отверстия 17 служат также лазами (диаметр их достаточен для перемещения человека при проведении работ).
Воздух из труднодоступных мест резервуара выводится при помощи воздуховыводящих трубок 18 (особенно при заполнении в наклонном состоянии). Соединение цистерны со сцепным устройством 19 полуприцепа осуществляется посредством выступающих за пределы переднего днища 20 цистерны верхнего 2 и нижнего 1 оснований металлических листов 21.
Нижнее основание 1 служит местом крепления деталей и узлов подвески 22, пневмои электрооборудования, отстойника 23 и сливного патрубка 24. Дыхательный клапан 10 имеет закрытый крыщкой 25 корпус 26, пружину 27, два шарика - выпускной 28 и впускной 29, отражатель 30. Герметичность установки дыхательного клапана обеспечивается прокладкой 31.
Поплавковый клапан 11 имеет колено 32 с клапаном 33, корпус 34 с отверстиями 35 и поплавок 36. Через отверстия 35 поплавок 36 сообщается с внутренней полостью корпуса 5.
В процессе эксплуатации цистерны (особенно по грунтовым дорогам и местности с больщим числом неровностей) роль элемента, воспринимающего нагрузки, будут выполнять основания 1 и 2, разгружающие основной корпус цистерны и обечайки от восприятия нагрузок.
Цистерна работает следующим образом.
Наполнение цистерны производится через загрузочную горловину 7 и отверстия б в нижнем основании 1. При изменении уровня жидкости в цистерне поплавок 36, перемещаясь в корпусе 34, перемещает клапан 33 и тем самым перекрывает отверстие в колене. 32, соединяющее внутреннюю полость корпуса с верхним основанием 2.
При расширении жидкости вследствие повыщения температуры жидкость через патрубок 12 переливается во внутреннюю полость верхнего основания (расширительного бачка). Слив жидкости из цистерны производится через сливной патрубок 24. При достижении жидкостью уровня ниже расположения поплавкового клапана 11 поплавок 36 под воздействием силы тяжести жидкости, находящейся в верхнем основании 2 (в результате расширения), перемещается вниз, и жидкость из расширительного бачка через отверстие в колене 32 сливается в корпус цистерны.
При возникновении перепада давления во внутренней полости корпуса цистерны и атмосфере срабатывает дыхательный клапан 9.
При возникновении разряжения в цистерне впускной щарик 29 приподнимается и воздух заполняет цистерну.При возникновении избыточного давления в цистерне приподнимается выпускной шарик 28 и давление в цистерне соответственно уменьшается. Устойчивость движения полуприцепа с частично разгруженной цистерной обеспечивается установкой поперечных 3 и продольных 14 волнорезов.
Предлагаемая цистерна позволяет значительно упростить конструкцию, уменьшить номенклатуру деталей, повысить вместимость на 15-18% за счет снижения веса, повысить устойчивость движения из-за снижения габаритной высоты и высоты центра тяжести, обеспечить универсальность, упростить проведение ремонтно-профилактических работ внутри цистерны. Конструкция может быть использована при создании железнодорожных цистерн, а также стационарных резервуаров для хранения жидкостей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЖИДКОСТИ | 1995 |
|
RU2077462C1 |
Автоцистерна | 1980 |
|
SU929500A1 |
Цистерна для жидкости | 1984 |
|
SU1168478A1 |
ЦИСТЕРНА | 2004 |
|
RU2280002C1 |
Цистерна | 1985 |
|
SU1261850A2 |
ЦИСТЕРНА | 2001 |
|
RU2196714C1 |
Автоцистерна для жидкости | 1989 |
|
SU1696340A1 |
Транспортная цистерна | 1980 |
|
SU992336A1 |
Цистерна | 1988 |
|
SU1599272A1 |
Автоцистерна | 1981 |
|
SU1004210A1 |
ЦИСТЕРНА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКОСТЕЙ, содержащая корпус с днищами, верхним и нижним несущим основаниями, соединенными поперечными и продольными волнорезами, и сцепное устройство, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в работе, верхнее и нижнее несущее основания представляют собой трубы и сообщены с внутренней полостью корпуса, при afOM обе трубы выполнены выступающими за пределы переднего днища цистерны и соединены со сцепным устройством. , 3 f 2 / / / /
в-в
(риг. 5
Авторы
Даты
1984-01-30—Публикация
1982-04-05—Подача