Подшипниковый узел скольжения Советский патент 1987 года по МПК F16C17/02 F16C23/04 

Описание патента на изобретение SU1303753A1

1

1303753

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах труднодемонтируемых и недемонтируемых узлов машин, а также в опорах, работающих в условиях повы- шенных перекосов валов и осей.

Целью изобретения является расши- рение технологических возможностей и повышение надежности.

- На фиг.1 изображен подшипник, по- перечный разрез; на фиг.2 - то же, продольный разрез.

Подшипник содержит опорный разъемный корпус 1, внутренняя поверхность которого выполнена сферической с глу |хим отверстием 2, расположенным на оси симметрии корпуса 1. В корпусе 1 установлен дополнительный разъемный корпус 3, выполненный со сферической наружной поверхностью, сопрягающейся с внутренней сферической поверхность корпуса 1, что позволяет ему совершать угловые перемещения.

Дополнительный корпус 3 зафиксирован в корпусе 1 штырем 4, ввернутым в центр его сферической поверхности, цилиндрическая головка которого размещена с зазором в глухом отверстии 2 опорного корпуса 1,что позволяет корпусу 3 совершать угловые пе- ремещения.

Кроме того, в кольцевой проточке дополнительного корпуса 3 размещен разъемный вкладьш 5, фиксирующийся от поворота в этом корпусе фиксатором 6, который входит равномерно в глухие отверстия, расположенные в центре сопрягающихся поверхностей корпуса 3 и вкладыша 5.

Внутренняя поверхность вкладьпиа 5 контактирует с разъемной втулкой 7, торцовые - с разъемными хомутами 8 и 9, расположенными в кольцевых проточках втулки 7 и стянутых винтами 10

По линии разъема на одной из втулок выполнены выступы 11, на другой- впадины, контактирующие с выступами, расположенные в местах установки хомутов и образующие замковые части. Кроме того, линия разъема замковых частей втулки смещена относительно линии разъема хомутов на величину,выбираемую конструктивно и позволяющую производить центрирование одной части втулки относительно другой. В по- перечном сечении втулки внутренняя поверхность выступов 11 выполнена плоской и расстояние мелздУ ними равно внутреннему диаметру втулки, а на

ружная поверхность выступов цилиндрическая и является частью цилиндри- Ч:еской наружной поверхности втулки, кроме того, они сопряжены с впадинами втулки с зазором. Наружная поверхность выступа 11 замковой части втулки 7 прилегает к внутренней поверхности хомута 8, что центрирует втулки и не дает им смещаться в поперечном сечении.

В продольном сечении втулки высту- -пы и впадины с одной стороны сопрягаются с зазором, а с другой стороны без зазора, что фиксирует части втулки 7 от перемещения одной относительно другой в продольном направлении.

Втулка 7 неподвижно закреплена на вале 12 стопорными винтами 13.Корпус 3 имеет проточки, в которых размещены разъемные уплотнительные кольца. 14, сам корпус стянут винтами 15. Наружный корпус 1 стянут винтами 16 и фиксируется в осевом направлении сферической поверхностью дополнительного корпуса 3, а в радиальном - замковой частью самого корпуса.

Подшипник работает следующим образом.

При вращении вала 12 вместе с ним вращаются неподвижно закрепленные на нем части втулки 7 вместе со стягивающими, их хомутами 8 и 9.

Повороту вала относительно втулок и смещению их в осевом направлении препятствуют стопорные винты 13,крепящие втулку на вале, это предотвра- щает износ вала и втулки и позволяет изготавливать валы упрощенной конструкции, гладкими, без буртов.

Изобретение применяется в условиях повышенного перекоса валов и осей, что позволяет выполнять его самоустановку. Кроме того, узел можно устанавливать с валами или осями совершенно гладкими, имеющими кроме радиальных осевые нагрузки, так как вал стопорится во втулке стопорными винтами. Наличие уплотнений позволяет использовать узел в запыленных средах. Замковые части во втулке предохраняют ее от смещения, что способствует увеличению срока службы узла.

Формула изобретения

1. Подпшпниковый узел скольжения, содержащий цапфу вала, опорный разъемный корпус со сферической внутренней поверхностью, дополнительный корпус с кольцевой проточкой, выполненной на внутренней поверхности, и со сферической наружной поверхностью, сопряженной со сферической поверх- ностью опорного корпуса, а также охватывающий цапфу вала вкладыш, установленный в кольцевой проточке дополнительного корпуса- и зафиксированный относительно него, отличаю- щ и и с я тем, что, с целью расширения технологических возможностей и повышения надежности, он снабжен размещенной между цапфой вала и вкладышем и закрепленной на цапфе вала, разъемной втулкой и охватывающими разъемную втулку хомутами, соединенными с помощью крепежных элементов и установленными по торцам вкладьппа, а вкладыш выполнен разъемным.

2. Узел скольжения по п.1, о т- личающййся тем, что в местах установки хомутов на од ной части разъемной втулки по линии разъема выполнены выступы с плоскими внутренними поверхностями, а на другой - соответствующие впадины, контактирующие с выступами.

Похожие патенты SU1303753A1

название год авторы номер документа
УЗЕЛ СТЫКОВКИ РАЗДЕЛЯЕМЫХ СТУПЕНЕЙ РАКЕТ 2011
  • Леонов Александр Георгиевич
  • Сергеев Сергей Германович
  • Данилова Надежда Петровна
  • Крусс Марина Дмитриевна
  • Сынков Валерий Степанович
  • Смирнов Александр Сергеевич
  • Шибаева Антонина Юрьевна
RU2476816C1
ОПОРА ШАРОШЕЧНОГО ДОЛОТА 2005
  • Кремлев Виталий Игоревич
  • Панин Николай Митрофанович
  • Калиничев Владимир Николаевич
  • Булгаков Евгений Семенович
RU2287656C1
ОПОРА ШАРОШЕЧНОГО ДОЛОТА "ДУМПАК" 2005
  • Думкин Лев Николаевич
  • Панин Николай Митрофанович
  • Кремлев Виталий Игоревич
RU2291272C1
НЕСУЩИЙ ВИНТ 2005
  • Хамин Иван Никифорович
RU2296697C1
Упругоцентробежная муфта 1988
  • Спруогис Бронисловас Пранович
  • Турла Витаутас Ляонович
  • Чайка Вальдас Ромуальдович
  • Юревич Юргис Иванович
SU1509566A1
ГИДРОГАСИТЕЛЬ 1992
  • Данилов Ю.В.
  • Свешников В.Е.
  • Северин В.Л.
  • Шакуров И.А.
  • Варава В.И.
  • Бороненко Ю.П.
  • Левит Г.М.
  • Доронин И.С.
  • Меркурьев А.Г.
  • Жуков Ю.Ф.
RU2071574C1
ОПОРА БУРОВОГО ШАРОШЕЧНОГО ДОЛОТА 2007
  • Панин Николай Митрофанович
  • Ясашин Виталий Анатольевич
  • Сериков Дмитрий Юрьевич
  • Якимов Вадим Петрович
RU2350734C1
ПРИВОДНАЯ ЧАСТЬ НАСОСА 2006
  • Авилкин Юрий Михайлович
RU2324069C1
Устройство для загибания горловин мягких вкладышей упаковочных барабанов 1986
  • Лобусов Юрий Акимович
  • Бубнов Игорь Петрович
SU1399214A1
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2017
  • Булат Павел Викторович
  • Бесчастных Владимир Николаевич
  • Минин Олег Петрович
  • Булат Михаил Павлович
RU2651961C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 303 753 A1

Реферат патента 1987 года Подшипниковый узел скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах трудномонтируемых и недемонтируемых узлов машин, а также в опорах, работающих в условиях по- вьш1енных перекосов валов и осей. Целью изобретения является расширение технологических возможностей и повышение надежности. Подшипниковый узел скольжения содержит опорный разъемный корпус со сферической внутренней поверхностью и дополнительный корпус с кольцевой проточкой. Вкладьш установлен в кольцевой проточке дополнительного корпуса и зафиксирован относительно него. Цапфа вала снабжена разъемной втулкой, охватывающей вал, и хомутами, охватывающими разъемную втулку, соединенными с помощью крепежных элементов. На одной части втУ-п- ки по линии разъема выполнены выступы с плоскими внутренними поверхностями, а на другой - впадины, контактирующие с выступами и расположенные в местах установки хомутов. Боковые стенки кольцевых проточек втулки центрируют хомуты.Корпуса при работе самоустанавливаются вместе с вкладышем, втулкой и хомутами при несоосности и перекосах валов. Замковые части во втулке предохраняют ее от смещения. Это способствует увеличению срока службы и повьппению надежности. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. i СЛ со о ОО ел оо

Формула изобретения SU 1 303 753 A1

Ф(/г.f

Nl

Редактор Л, Повхан

Составитель Т. Хромова

Техред Л.Олейнкк Корректор А. Зимокосов

1289/36

Тираж 760Подписное

ВНИЖШ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная,4

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1303753A1

Воронков Б.Д
Подшипники сухого трения
Л.: Машиностроение, 1979, с
Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям 1919
  • Калашников Н.А.
SU105A1
Корнерез для пней 1921
  • Несмеянов А.Д.
SU448A1

SU 1 303 753 A1

Авторы

Курочкин Леонид Викторович

Даты

1987-04-15Публикация

1983-08-17Подача