Изобретение относится к устройствам для измерения расстояний, в частности расстояний, нройденных авто- мобилем, и может быть использовано, например, при геодезических измерениях на сухом несыпучем грунте.
На чертеже изображена структурная схема: устройства для измерения расстояния, пройденного автомобилем.
Устройство .содержит датчик 1 пути, расположенный на переднем колесе автомобиля, и датчик 2 пути, расположенный на заднем колесе автомобиля. Датчик 1 пути связан с генератором 3 импульсов высокой частоты счетчика пути, выход которого связан с первым входом первой схемы 4 сравнения, второй ее вход связан с первым программным переключателем 5, а выход с накопителем 6, который связан с индикатором 7. Датчик пути 1 связан также со счетчиком 8 отрезков. Датчик 2 размещен на заднем колесе автомобиля и связан с вторым входом счетчика 9 импульсов блока сравнения первый вход счетчика 9 импульсов связан с выходом счетчика 8 отрезков, а выход счетчика 9 импульсов - с первым входом второй схемы 10 сравнения этого блока. К второму входу второй схемы 10 сравнения подключен второй программный переключатель 11. Выход схемы 10 сравнения связан с сигнальным контрольным индикатором 12,
Каж,дый из датчиков пройденного пути представляет собой магнитоуправ ляемый контакт (пара;магнит:геркон). Генератор 3 импульсов высокой частоты может быть собран, например, на микросхемах К155ВДЗ, К155ТМ2, К155ИД. Схемы 4 и 10 сравнения (четырехразрядные) могут быть собраны на элементах К155ИДЗ, К155ТМ2, К 155ЛАЗ„ Программные переключатели 5,11 (четырехразрядные) состоят из четырех отдельных секций по числу набираемых цифр. Накопитель 6 (восьмиразрядный) и счетчик 9 импульсов могут быть выполнены на элементах К155ТМ2, К155ЛАЗ. В качестве индикатора 7 может быть использован, например, жидкокристаллический индикатор типа ИВ-1В. Счетчик 8 отрезков может быть выполнен в виде десятиразрядного двоичного счетчика или трехразрядного двоично-десятичного счетчика. Контрольный индикатор 12
0
5
0
5
5
0
5
представляет собой цифровой или стрелочный индикатор.
Устройство работает следующим образом.
Датчик 1 оборотогв колеса пропорционально пройденному пути автомобиля вырабатывает импульсы, каждый последующий из которых - результат единичного приращения путл. Значение этого единичного приращения пути для соответствующих условий устанавливается заранее первым программным переключателем 5, например, для пашнн, при дискретности съема информации с переднего колеса , для автомобиля ГАЗ-66 - 3215 мм. Число разрядов первого программного переключателя 5 выбирается (устанавливается) в зависимости от требуемой точности, например для обеспечения точности 0,1% - 4 разряда. Импульсы с датчика 1 пути запускают высокочастотный генератор 3. Когда число импульсов выработанных генератором 3. станет равным значениюJ установленному на программном переключателе 5, схема 4 сравнения остановит генератор, В результате сформируется пачка высо- . кочастотных импульсов. Накопительный счетчик 6 прибавит к предыд; тцему значению число с равное единичному приращению пути (число, установленное программным переключателем)i
Значение единичного приращения пути подается на индикатор 7. Оно в цифровом виде отображает пройденный путь. С преобразователя I импульсы также подаются на счетчик 8 отрезков. Импульсы с датчика 2 пути поступают на счетчик 9 импульсов. Он считает количество импульсов в период между импульсами, вырабатываемыми счетчиком 8 отрезков, например 100 (321,5 м)о Далее сигнал подается на вторую схему 10 сравнения. Она вырабатывает сигналj величина и знак которого (значение знака отображается контрольным индикатором 12) зависят от того, равно, больше или меньше число в счетчике 9 импульсов чис-, ла (значение разности оборотов переднего и заднего колес), установленного заранее на программном переключателе 11. Выбирается это число в соответствии со значением коэффициента коррекции пути (единичным приращением пути) полученным на эталонном базисе. Равенство чисел с некоторым установпенным допуском свидетельствует о том, что условия движения не изменились и коэффициент коррекции пути соответствует условиям движения. При изменении равенства чисел необходимо с учетом знака и величины изменить значение единичного отрезка приращения пути на программном переключателе 5.
Формула изобретения
1. Устройство для измерения расстояния, пройденного автомобилем, содержащее закрепленные на колесах первый и второй датчики пути, блок сравнения и счетчик пути, о т л и чающееся тем, что, с целью повышения точности измерений путем
контроля и корректировки пройденного 20 с вторым входом второй схемы сравне- пути, оно снабжено счетчиком отрезния, выход которой соединен с входом контрольного индикатора.
ков, первый и второй датчики пути закреплены соответственно на переднем и заднем колесах автомобиля, счетчик пути выполнен в виде генератора импульсов первой схемы сравРедактор М.Келемеш Заказ 1295/39
Составитель В.Лыков Техред Н.Глущенко
Корректор
Тираж 678Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССРпо делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.А/5
. Производ.ственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,4
нения, первого программного переключателя, накопителя и индикатора, блок ср-авнения выполнен в виде счетчика импульсов, второй схемы сравнения, второго программного переключателя и контрольного индикатора, выход первого датчика пути соединен через генератор импульсов с первым входом первой схемы сравнения и через счетчик отрезков с первым входом счетчика импульсов, второй вход которого соединен с выходом второго датчика пути, а выход - с первым входом BTOpoiJ схемы сравнения, выход первого переключателя соединен с вторьш входом первой схемы сравнения, выход которой через накопитель соединен с входом индикатора, а выход второго программного переключателя соединен
с вторым входом второй схемы сравне-
ния, выход которой соединен с входом контрольного индикатора.
2, Устройство по П.1, Отличающееся тем, что первый и второй датчики пути закреплены на диагонально расположенных колесах.
Корректор Л.Патай
Изобретение относится к устройствам для измерения расстояний, пройденных автомобилем. Цель изобретения - повышение точности измерений . путем контроля и корректировки пройденного пути. Датчик 1 оборотов колеса вырабатывает импульсы, каждый последующий из которых - результат единичного приращения , Импуль-, сы с датчика 1 оборотов запускают высокочастотный генератор 3j если число импульсов с последнего станет равным значению, установленному на программном переключателе 5, схема 4 сравнения остановит высокочастотный генератор 3. В результате сформируется пачка высокочастотных импульсов. Счетчик 6 прибавит к предыдущему значению число, равное еди- ничному приращению пути, значение которого подается -на индикатор 7 и . в цифровом виде отображает пройденный путь. Импульсы с датчика 2 пути поступают на счетчик 9 импульсов и далее На схему 10 сравнения. Она вырабатывает сигнал, зависящий от того, равно, больше или меньше число в счетчике 9 импульсов числа, установленного на переключателе I1, Равенство чисел свидетельствует о том, что условия движения не изменились и коэффициент коррекции пути соответствует условиям движения. 1 ил. (О
Полевой В.А | |||
Работа с трехкоор- динатным топопривязчиком | |||
М.: Недра, 1978, с | |||
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Устройство для подготовки данных | 1985 |
|
SU1264159A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1987-04-15—Публикация
1984-07-19—Подача