I1 3
Изобретение относится к машиностроению и может бьггь использова-ио в автотракторной пpo ttlЮшeннocти
Цель изобретения - повьгатение передаваемой мощности за счет умеиьше- ния инерционных нагрз зок и увепичения передаваемого крутящего момента.
На фиг.1 изображена бесступенчатая передача; на - разрез А-А на фиг,. 1; на - сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - вариант в :толнения червячного колеса с зубьями в виде цевок; на фиг,5 вариант вьтолнения червячного колеса в виде тел качения, заключенньпс в сепараторы; на фиг. 6 - сечение В-В на фиг. 5; на ф7лг.7 - вариант выполнения червячного в:олеса в виде тел качения, заключенных в кольцевые канавки; .на фиг.8 - сече-- ние Г-Г на фиг.7,
Бесступенчатая передача, состоит из корпуса 15 ведущего вала 2 с зубчатым зенцом 3, механизма регулирования угла наклона шайбы, включагащгг Э неуравновешенные грузы 4, закрепленные на барабане 5 с помощью осей 6. Барабан 5 установлен в корпусе 1 со- осно ведущему валу 2 на подгш-тниках 7 и 8,
В эксцентричной расточке барабана 5 находится втулка 9, взаимодействующая с. зубчатым венцом 10 ведущего вала 2. Внутри втулки 9 располо жена сферическая опора 11 шайбы 12., Установка шайбы 12 Б ксфпусе 1 осуществляется с помощью крестовины (3. Шайба 12 через шаровые опоры 14 взаимодействует с червяка.ми 15; каретки 16 которых установлены в корпусе 1 на шариковых опорах 17 и имеют во змож- ность возвратно-поступательного дг;И- жения.
В корпусе 1 иа подимпнкковьк опорах расположены основные несущие червя ные колеса 18,: на осях которЫ5 : находятся управляющие червячнь е ко-- леса 19. Смещение и фиксация управляющих червячных колес 19 стносител ;, но червячного колеса 18 осуществляется специальным приспособлением 20,, например гидро- или пневмо11Д1П-1кдром,
Для осуществления вариантности выполнения управляющего червячного колеса предусмотрено следующее: ус- тановка цевок 21 в подшипниковых опо pax 22 и 23 (фиг.4), снабжение зубьев управляющего колеса 19 телами 24 качения,, удерживае1 « 1ми сепЕфаторами
5
0
5
2
5 О
j.
О
52
25 (фиг.5 и 5)д замена зубьев чер- вячкого колеса 19 телами 26 качения, закг(юче :ныь« в кольиевые канавки (фиг,7 и 8).
Бесступенчатая передача работает с.п е;лующим о бра з ом,
Под действием крутящего момента Mj недуущй вал 2 через зубчатый ве- : нец 3 действует на грузы 4 и поворачивает их на осях 6, заставляя приближаться к центру. Через зубчатый В1гнец 10 веду1ций вал 2 проворачивае т втулку 9 и устанавливает ее в нулевое положение. Эксцентриситет равен нулю, и шайба 12 не имеет качатель- иого движения. При увеличении оборотов ведущего вала 2 грузы 4 под действием центробежных сил РСЬ стремятся отойти от центра вращения и через зубчатые венды 3 и 10 проворачивают втулку 9 и изменяют эксцентриситет расположения ссЬеричаской опоры 11, тем самым изменяя алтлитуду качания шайбь. 12„ а с..педова гельно, и величину ;зозвратно-поступательного движа- ния червяков 1з. Этим осуществляется спепление и ,автоматическое регулирование 5е:сступеччатой передачи.
Рабочая среда в ;:;илиндры 20 не подается, червячные колеса 19 находятся в плавающем положении и с червяками 15 не Бзаиь одействуют, червячное колесо 18 не имеет возможности провер- нутрзся ни в с-дпом из направлений так как в этом случае передача выполнена сгмотормозящей, т.е. меха}1изм выполняет роль ручного тормоза.
Рабочая среда подается в полости (например з противоположные от штоков) цилиндров 20. Управляющие чер- зкчные колеса 19 проворачиваются в одну сторону с ОСНОВНЫ14И червячными колесами 18 и фиксируются в этом по- -ложении. Передача имеет возможность вращения в одну сторону, так как витки червяков 15 контактируют, с одной стороны, с зубьями червячного колеса 18 и передача самотормозящая, а, с другой стороны,- с зубьями червячного колеса 19 и передача несамотормо- зааая.
Рабочая сред.а подается в полости .(со стороны штоков) цилиндров 20, З гфавляющие червячные колеса 19 проворачиваются сторону, противоположную червячным колесам 18, и фиксируются в этом положении. Передача имеет г.юзможность вращения в обрат313
ном направлении. В результате осуществляется реверсирование.
Благодаря наличию двух силовых контуро в в бесступенчатой передаче одно из червячных колес 18 имеет воз- можность обгонять другое, причем только в прямом направлении, т.е. механизм выполняет роль дифференциала транспортного средства, (работу механизма в этом случае можно прирав- нять к дифферентщалу с автоматической блокировкой).
Если рабочая среда подается в различные полости цилиндров 20, то си- левые контуры замыкаются в противоположные стороны и червячные колеса 18 имеют возможность вращения в противоположные стороны друг относительно друга, т.е. правое и левое колеса транспортного средства могут вращаться в противоположных направлениях (возможность разворота на месте).
С целью увеличения КПД передачи
предусмотрена вариантность вьшолне
НИН управляющего червячного колеса 19 Формула изобретения
1. Бесступенчатая передача, со- 30 держащая корпус, размещенные в нем ведущий и ведомый валы, шайбу, уста/ -/
- WГ52025
30 15 .4
новленную на ведомом валу с возможностью прецессионного движения, механизм регулирования наклона шайбы и связанные с ней механизмы свободного хода, размещенные на ведомом валу, о тли чающаяся тем, что, с целью повышения передаваемой мощности за счет уменьшения инерционных нагрузок и увеличения передаваемого крутящего момента, механизм свободного хода вьтолнен в виде двух соосных червячных колес, первое из которых имеет самотормозящие зубья, а второе вьшолнено из антифрикционного материала, и червяка, шарнирно соединенного с шайбой и взаимодействующего с червячными колесами, механизм регулирования выполнен в виде неуравновешенных грузов, соосного ведущему валу барабана, на котором шарнирно закреплены грузы, и втулки, установленной эксцентрично оси вращения барабана, шарнирно связанной с шайбой и кинематически связанной с инерционными грузами, а передача снабжена силовыми цилиндрами, связанными с вторым червячным колесом.
2. Передача поп.1, отличающаяся тем, что она снабжена телами качения, в которых установлены зубья второго червячного колеса, которые вьшолнены в виде цевок.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАЗДВИЖНАЯ ДВЕРЬ ЛИФТА | 2015 |
|
RU2609518C1 |
МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА | 2007 |
|
RU2361130C1 |
Инерционная бесступенчатая передача | 1976 |
|
SU742654A1 |
Муфта свободного хода | 1984 |
|
SU1167371A1 |
Механизм свободного хода | 1980 |
|
SU898168A1 |
Устройство для намотки и размотки рулонов | 1989 |
|
SU1708733A1 |
ГРУЗОПОДЪЕМНИК ПОГРУЗЧИКА | 2016 |
|
RU2611675C1 |
Привод для преобразования непрерывного вращательного движения в импульсное вращение | 1987 |
|
SU1451376A1 |
МЕХАНИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ БЕССТУПЕНЧАТОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ, СИНХРОННО-АДАПТИВНАЯ СХЕМА | 2010 |
|
RU2502003C2 |
БЕССТУПЕНЧАТЫЙ ПРИВОД | 2001 |
|
RU2204750C1 |
Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в автотракторной промышленности, позволяет повысить передаваемую мощность за счет уменьшения инерционных нагрузок и увеличения передаваемого круА 1 тящего момента. Механизм свободного хода передачи выполнен в виде червячных колес: основного, вьшол- ненного с самотормозящими зубьями, и управляющего, выполненного с зубьями из антифрикционного материала. Червяки 15 шарнирно соединены с шайбой 12 и взаимодействуют с червячны- мя колесами. Вращение от ведущего вала 2 через шайбу 12 передается червякам 15, которые при рабочем ходе взаимодействуют с основным червячным колесом, а при обратном ходе - с управляющим червячным колесом. Управление управляющим червячным колесом осуществляется силовым цилиндром 20. 1 з.п. ф-лы, 8 ил. ff с S (Л ф1/г
фиг. 2
6(риг.З
rnf
с
в
г-г
15
Фиг. 8
Редактор И.Рыбченко
Составитель Г.Савочкин
Техред Н.Глущенко Корректор М.Шароши
Заказ 2406/33 Тираж 811Подписное
ВНШПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г Ужгород, ул.Проектная, 4
Мальцев Б.Ф | |||
Механические импульсные передачи | |||
М.: Машиностроение, 1978, с.62, рис.2.1. |
Авторы
Даты
1987-06-15—Публикация
1986-01-02—Подача