Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к унифицированным трансмиссиям самоходных сельскохозяйственных машин, каждый из основных узлов которой - коробка передач, бортовые редуктора, тормозные механизмы, несущая балка - выполнены в виде отд,ельных конструктивных и технологических единиц, при этом конструкцией узлов предусмотрена возможность установки разных передаточных чисел для комбайнов, отличающихся требованиями к скоростям передвижения, частотой вращения вала двигателя или вала насоса гидрообъемного привода, размерностью щин или звездочек.
Цель изобретения - расщирение кинематического диапазона и повышение ремонтопригодности.
На фиг. 1 представлена кинематическая схема коробки с четырьмя диапазонами движения вперед и одним назад или механического привода Б сочетании с двухступенчатыми бортредукторами для высокопроизводительных тяжелых уборочных сельхозмашин; на фиг. 2 - схема взаимного расположения валов и дифференциала коробки; на фиг. 3 - пример соединения муфты сцепления с коробкой через дополнительный редуктор; на фиг. 4 - кинематическая схема коробки с тремя диапазонами для гидрообъемного привода трансмиссий высокопроизводительных комбайнов с колесным движителем; на фиг. 5 - то же (для комбайнов с гусеничным движителем); на фиг. 6 - кинематическая схема коробки с механическим приводом в сочетании с одноступенчатым редуктором для комбайнов среднего класса; на фиг. 7 - кинематическая схема коробки с гидрообъемным приводом для комбайнов среднего класса.
Оси А, Б, В трех валов коробки расположены на одном радиусе Ri от оси Г дифференциала. Оси А, В крайних валов равноудалены на радиусе Ra от оси Б среднего вала (фиг. 2).
На фиг. 1 показан вариант установки валов и шестерен унифицированной коробки ведуид,его моста тяжелой серии с механическим приводом. Мост состоит из двухступенчатых планетарно-цилиндрических борт- редукторов 1 и 2, прифланцованных к бортовым редукторам тормозов 3 и 4, коробки 5 передач (диапазонов), несущей балки с фланцами крепления к бортовым редукторам и коробке 6, соединительных полуосей 7 и 8 и муфт 9-12. В варианте с механическим приводом входной вал 13 коробки соединен с муфтой 14 сцепления и через нее с приемным шкивом вариатора 15. Модификация коробки 5 содержит установленные в корпусе 16 дифференциал 17 с двумя закрепленными на нем шестернями 18 и 19, два одинаковых вала 20 и 21 и входной вал 31 с хвостовиком для присоединения. На валах 20 и 21 установлены одинаковые подвижные блоки с П1естернями 22- 25, причем шестерни 22, 24 и 23, 25 соответственно имеют одинаковое число зубьев, а на валу 13 установлена подвижная шестерня 26, конструктивно выполненная как шестерни 22 и 24. Валы коробки кине- .матически связаны между собой двумя парами шестерен 27, 28 и 29, 30 постоянного зацепления. Указанные пары шестерен поO стоянного зацепления являются прилагаемыми к унифицированной коробке конструктивными модулями и отличаются различным числом зубьев, подбор которых обеспечивает изменение передаточных отношений пар шес- J- терен, близкое к геометрической прогрессии с коэффициентом 1, 4. Установленные в модификации коробки 5 1пестерен 27, 29 и 28, 30 имеют число зубьев соответственно 15 и 35. Кроме того, преимущественно для модификаций коробки с гидрообъемным приводом 0 имеются пары шестерен с числом зубьев 23, 27 и 19, 31.
Коробка передач (диапазонов) в варианте сборки (фиг. 2) обеспечивает четыре диапазона движения вперед и один назад. 5 На первом диапазоне шестерня 22 соединяется с большой шестерней 18 дифференциала, а на втором диапазоне шестерня 23 входит в зацепление с меньшей шестерней 19 дифференциа.-та. Третий рабочий и транспортный диапазоны обеспечиваются путем ввода в зацепление блока с шестернями 24 и 25 соответственно с шестернями 18 и 19. Для движения машины назад Н1естерня 26 вводится в зацепление с н естерней 18. Со- отнои ение передаточных чисе. 1 пар шестерен 22 или 24 с 18 и 23 или 25 с 19 составляет 2, 36, что несколько меньше диапазона регулирования клиноременного вариатора, равного 2, 5.
Передаточное число пар шестерен 27, 28 или 29, 30 составляет 2, 33 и практи- 0 чески равно отношению передаточных чисел указанных пар, что обеспечивает геометрическую прогрессию передаточных чисел коробки с перекрытием скоростных диапазонов по регулированию вариатором.
Для некоторых типов зерноуборочных - комбайнов с механическим приводо.м в трансмиссии, с требованиями особо низких скоростей движения менее одного километра в час соединение муфты сцепления с коробкой может быть в 11полнено через дополнитель- Q ный редуктор с парой шестерен 31 и 32 постоянного зацепления (фиг. 3).
На фиг. 4 показана модификация унифицированной коробки 33 с приводом входного вала 13 от гидромотора 34. Коробка имеет три диапазона движения. На первом диапа- 5 зоне мощность передается от гидромотора 34 на входной вал 13, через пару шестерен 27 и 28 на вал 20 и далее на дифференциал через включаемые шестерни 26 и
0
5
18. На втором и третьем диапазонах мощность от входного вала 13 передается через шестерни 35 и 36 на вал 21, а затем выборочно через шестерни 22 или 23 на шестерни 18 или 19 дифференциала.
На фиг. 5 показана модификация коробки 37 с гидрообъемным приводом для высокопроизводительных рисоуборочных комбайнов с гусеничным движителем. В этой модификации, отличающейся от предыдущей установкой конструктивных модулей подвижных шестерен и шестерен постоянного зацепления и соответственно передаточными числами по диапазонам, обеспечиваются требуемыми для гусеничного комбайна скоростные и тяговые показатели. Модификация содержит дополнительно к ранее использованным элементам пару щестерен 38 и 39 постоянного зацепления, одинаковых по конструкции и числу зубьев с щестернями 35 и 36.
На фиг. 6 показана модификация коробки 40 с механическим приводом ведущего моста уборочных комбайнов среднего класса. Ведущий моста имеет облегченные одноступенчатые бортредукторы 41 и 42 и несущую балку 43, меньщую размерность муфты 44 сцепления и приемного щкива вариатора 45. Передаточное число редуктора 41 меньще передаточного числа двухступенчатого борт- редуктора 1 примерно в 3 раза. Поэтому для набора общего передаточного числа ведущего моста в данной кинематической схеме входной вал 13 устанавливается на место оси А или В (фиг. 1), а две пары шестерен 27, 28 и 29, 30 постоянного зацепления установлены с набором передаточного числа.
Модификация коробки 40 имеет аналогично модификации коробки 5 четыре диапазона вперед и один назад и при уровне унификаций 100% отличается от последней только установкой входного вала 13.
На фиг. 7 показана трехдиапазонная модификация коробки 46 с гидрообъемным приводом для ведущего моста с бортредук- торами 41 и 42.
Расположение валов и шестерен постоянного зацепления аналогично модификации коробки 40.
Взамен блока с щестернями 24 и 25 установлена шестерня 26. Схема коробки „ рассчитана на повышенную в сравнении с муфтой 44 сцепления входную частоту вращения вала гидромотора.
Формула изобретения
5 Коробка передач транспортного средства, преимущественно для самоходных сельскохозяйственных машин, содержащая дифференциал с двумя закрепленными на его корпусе щестернями и три параллельных его оси вала с шестернями постоянного зацепления и подвижно установленными щестернями, причем входной вал снабжен хвостовиком для присоединения к механическому или гидрообъемному приводу, отличающаяся тем, что, с целью расщирения кинемати5 ческого диапазона и повышения ремонтопригодности, оси всех валов коробки расположены на окружности с центром на оси дифференциала, ось одного из валов равноудалена от осей двух других валов, а шестерни постоянного зацепления и подвижно
0 установленные шестерни выполнены в виде набора одинаковых модулей для установки на различных валах коробки передач, причем каждый из модулей подвижно установленных щестерен выполнен с возможностью взаимодействия с щестернями диф5 ференциала, а одна из шестерен каждого из двух модулей постоянного зацепления установлена на валу, равноудаленно установленном от осей других валов.
0
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трансмиссия транспортного средства | 1990 |
|
SU1720901A1 |
Коробка передач ведущих мостов самоходных сельскохозяйственных машин | 1987 |
|
SU1452718A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1495149A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1521621A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1599251A2 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1985 |
|
SU1299844A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ | 2000 |
|
RU2191303C2 |
ДВУХПОТОЧНАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 1971 |
|
SU298495A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1593991A2 |
Соосная трехвальная восьмиступенчатая реверсивная раздаточная коробка | 2020 |
|
RU2755557C1 |
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к унифицированным трансмиссиям. Целью является создание универсальной по кинематическим параметрам, с высоким уровнем унификации между разными модификациями и внутри них, конструкции коробки диапазонов ведущих мостов раздельно-агрегатного типа для самоходных сельскохозяйственных машин разного назначения и производительности. Поставленная цель достигается совокупностью признаков по взаимному расположению валов и дифференциала коробки 17 взаимозаменяемости входного вала 13 с другими валами и модульным принципом исполнения подвижных шестерен 22-25 и шестерен постоянного зацепления 27-30. 7 ил. с (О (Л с со 00 со со А ФигЛ
х
15
J7
Фиг. г
Фиг.З
26 24 W 25 29
Составитель С. Белоусько
Техред И. ВересКорректор И. Муска
Тираж 598Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытии
113035, Москва, Ж-35, Раун1ская наб., д. 4/5 Производстненно-иолиграфическое нредприятие, г. Ужгород, ул. Проектная. 4
Фиг.7
Прибор для выемки образцов подводного грунта | 1924 |
|
SU760A1 |
Фирма «Массей-Фергюссон | |||
ЭИЦНИИТЭИ | |||
Сер | |||
Тракторы и двигатели | |||
Устройство для видения на расстоянии | 1915 |
|
SU1982A1 |
Авторы
Даты
1987-06-23—Публикация
1986-02-28—Подача