Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, может быть использовано для уменьшения потери мощности устройств управления мигающей светосигнальной аппаратуры транспортного средства с защитой от перегрузки, в частности указателей поворота, и является усовершенствованием известного устройства по авт. св. № 874415.
Цель изобретения - повышение экономичности.
На чертеже приведена электрическая схема устройства.
Устройство управления прерывистой работой сигнальных ламп транспортного средства содержит дискриминатор I уровня с S-образной входной вольт-амперной характеристикой и с совмепгепными входной и выходной цепями, выполненный на транзисторах 2 и 3, зарядном резисторе 4, секционном делителе напряжения на резисторах 5 и 6, обеспечивающем уровень срабатывания дискриминатора 1, и режимном резисторе 7.
Последовательно с дискриминатором 1 через времязадающий конденсатор 8 подключен усилитель 9 MOHIHOCTH, выполненный на тразисторах 10 и 11 с разрядным резистором 12 и резистором 13 в цепи управления выходным транзистором И. К выходу усилителя 9 подключены сигнальные лампы 14 через переключатель 15. Нелинейная отрицательная обратная связь дискриминатора I с усилителем 9 выполнена на транзисторе 16 и резисторе 17. Через дополнительный переключатель 18 может подключаться контрольная ламна 19, предназначенная, например, для мигающей световой сигнализации рабочего положения стояночного тормоза транспортного средства.
Устройство также снабжено токовыми реле 20 с замыкающим контактом 20.1, включенным в цепь питания усилителя 9, и дополнительным усилителем мощности 21, включенным параллельно усилителю 9. В цепь управления усилителя 21 включен замыкающий контакт 20.1 реле 20. В цепи управления усилителем 21 включен также токоогра ничивающий резистор 22, а усилитель 21 за- шунтирован резистором 23.
Устройство работает следующим образом.
При нодключении напряжения питания при выключенном положении переключателя 15 выходной транзистор 11 усилителя 9 мощности закрыт. Транзистор 16 открыт током, протекающим от источника питания через резисторы 23, 17 и 4, что предотвращает заряд конденсатора 8 и исключает автоколебательный режим устройства с отключенной нагрузкой.
При нодключении к устройству четырех сигнальных ламп 14 переключателем 15 резисторы 23 и 17 подключаются к источнику питания через нити сигнальных ламп 14, на которых практически не создается падения напряжения от протекающего тока через резистор 23 (сопротивление резистора 23 несоизмеримо велико в сравнении с сопротивлением нитей накаливания ламп). Переход база-эмиттер транзистора 16 смещается в обратном направлении, что обеспечивает закрытое его состояние, а конденсатор 8 начинает заряжаться через резистор 4 и переход эмиттер-база транзистора 10, обеспечивая первую бестоковую паузу. При достижении на обкладках конденсатора величины напряжения срабатывания дискриминатора 1 последний переходит в устойчивое состояние. При этом напряжение на входной (выходной) цепи скачком уменьшается от величины напряжения на обкладках конденC сатора 8 до незначительного остаточного напряжения, определяемого внутренним сопротивлением выходной (входной) цепи прово- дяи1,его устойчивого состояния дискриминатора 1.
Заряженный конденсатор 8 переносит
0 этот скачок напряжения на входную цепь усилителя 9 мощности и начинает перезаряжаться по цепи входная (выходная) цепь дискриминатора 1 - резистор 12. Усилитель 9 мощности переходит в неустойчивое состояс ние, и при этом обеспечивается протекание тока через реле 20 и выходной транзистор 11 на сигнальные ла.мпы 14, что приводит к срабатыванию реле 20, а через усилитель 21 начинает . 1р(л екат1 часть тока, потребляемого сигнальны.ми лампами (усиQ литель 21 открывается током, протекающим по цепи: переход эмиттер-база усилителя 21, замкнувп ийся контакт 20.1, резистор 22). В этом случае мощность потерь на резисторах 13 и 22 в цепи управления выходным транзистором 11 и усилителем 21 состав5 ляет максимальную величину.
Величины токов в каждой из коллекторных цепей транзи ггора 11 и усилителя 21, обусловленные током в цепи управления и коэффициенто.м усиления транзисторов, могут незначительно превышать но.минальную
0 величину тока нотребления двух сигнальных ламн, а значит суммарный ток на выходе устройства незначительно превыщает ток четырех сигнальных ламп. Насыщенное состояние транзисторов через отрицательную обг ратную связь обес 1ечивает перевод дискриминатора 1 в неустойчивое состояние. Открытый транзистор 16 обеспечивает дальнейший перезаряд конденсатора 8 но цепи участок эмиттер-коллектор транзистора 16 - резистор 12. Время перезаряда конденсатора 8
0 определяет время неустойчивого состояния усилителя 9 моплности. Конденсатор 8, перезарядившись до определенной величины напряжения, обеспечивает переход усилителя 9 мощности в устойчивое состояние, при котором отсутствует протекание тока через кол5 лекторную цепь входного транзистора 11 и через реле 20 на сигнальные лампы 14. Ре- ;ie 20 выключается и по сигнальным лампам прекращается протекание тока. Напряжение
на сигнальных лампах 14 скачком уменьшается, транзистор 16 закрывается и начинается процесс заряда конденсатора 8, аналогичный описанному.
При использовании устройства в режиме малых нагрузок в процессе работы величина тока, протекающая через реле 20, не обеспечивает его срабатывание, а значит исключается протекание тока в цепи управления усилителем 21, что приводит к снижению мощности потерь по крайней мере в два раза. В остальном работа устройства аналогичная описанной.
В случае короткого замыкания в цепи сигнальных ламп 14 режим работы устройства в бестоковую паузу аналогичен режиму
работы в первую бестоковую паузу при больщих нагрузках.
Формула изобретения
Устройство управления прерывистой работой сигнальных ламп транспортного средства по авт. св. № 874415, отличающееся тем, что, с целью повышения экономичности, оно снабжено токовым реле и дополнительным усилителем мощности, в управляемую цепь которого включен замыкающий контакт токового реле, обмотка которого включена в цепь питания основного усилителя мощности и через которую основной 5 усилитель мощности подключен, параллельно дополнительному усилителю мощности.
0
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство управления прерывистой работой сигнальных ламп транспортного средства | 1979 |
|
SU874415A1 |
Устройство управления прерывистой работой сигнальных ламп транспортного средства | 1980 |
|
SU878623A1 |
Устройство для управления прерывистой работой сигнальных ламп транспортного средства | 1986 |
|
SU1323435A1 |
Электронный прерыватель указателей поворота транспортного средства | 1977 |
|
SU716891A1 |
Устройство управления прерывистой работой сигнальных ламп транспортного средства | 1974 |
|
SU703384A1 |
Устройство для управления прерывистой работой сигнальных фонарей транспортного средства | 1975 |
|
SU713724A1 |
Указатель изменения направления движения транспортного средства | 1977 |
|
SU943034A1 |
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА | 1993 |
|
RU2092340C1 |
Устройство контролируемого пункта телеизмерительной системы | 1987 |
|
SU1471208A1 |
Бесконтактный датчик наличия магнитной массы | 1977 |
|
SU737978A1 |
Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано для уменьшения потерь мощности устройств мигающей светосигнальной аппаратуры с защитой от перегрузок. Цель изобретения - повышение экономичности. Устройство содержит дискриминатор 1 уровня с S-образной входной вольт-айперной характеристикой, .усилитель 9 мощности, к выходу которого через переключатель 15 подключены сигнальные лампы 14. За счет введения в цепь питания усилителя 9 токового реле 20, замыкающий контакт 20.1 которого включен в управляющую цепь дополнитель ного усилителя 21 мощности, подключенного параллельно усилителю 9, снижается мощность, рассеиваемая выходным транзистором 11 усилителя 9 в режиме малых токов, так как при этом усилитель 21 не функционирует. При этом сохраняется защита от перегрузок всех выходных цепей. 1 ил. 20 f 10 сл 00 СП со 14)
Устройство управления прерывистой работой сигнальных ламп транспортного средства | 1979 |
|
SU874415A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1987-06-23—Публикация
1986-02-24—Подача