1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к уст- ройстЕ ам автоматического управления двигателем как при переключении передач фрикционными муфтами, так и ЕЮ время раз- гона с места с использованием последовательно соединенных главной муфты сцепления и автоматически включаемой фрикционной муфты коробки передач транспортного средства.
Цель изобретения - повышение на- дежности работы.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема трансмиссии транспортного сред- CTEsa; на фиг. 2 - принципиальная гидравлическая схема устройства переключения передач коробки передач транспортного средства.
Устройство содержит устройство 1 управления двигателем (в рассматриваемом случае рычаг подачи топлива), главную муфту 2 сцепления с механизмом 3 включе- иия, источник 4 давления рабочей среды, золотниковый распределитель 5 переключения передач, сообщенный гидравлическими линиями 6 с силовыми цилиндрами 7-10 фрикционных муфт 11-14 коробки передач 15 с парами шестерен постоянного зацепления с передаточными числами , раздаточную коробку 16 с зубчатой муфтой 17 переключения диапазонов, задний 18 и передЕ1ий 19 мосты, поршневой аккумулятор 20 давления рабочей среды, связанный с силовыми цилиндрами фрикционных муфт коробки передач через двухпозицион- пые золотниковые клапанЕ) 21, 22, 23, тяги 24 и 25, соответственно кинематически связываюшие мехнЕШЗм включения главной муфты сцепления с золотником распределителя гЕереключения передач, устройство уЕфавления двигателем с пори1Е1ем аккумулятора давления рабочей среды, двухпозициопЕЕЫй рычаг 26 управления, киЕ1ематически соединенный с тягой, свя- зываюшей устройство управлеЕшя двигате- ;1ем с порЕПнем аккумулятора давления рабочей среды, возвратную пружину 27. Золотниковый распределитель 5 переключения передач выполнен пятипозиционным Епестили- нейным, при этом первая линия сообпде- па с источником 4 давления рабочей среды, вторая - со сливом, третья, четвертая, пятая и Енестая - с двухпози- Е1ИОНЕП)1ми золотниковыми клапапами и с соответствуюЕцими силовыми цилиндрами, причем в первой позиции вторая линия сообЕцена с третьей, четвертой, пятой и нЕес- той линиями, во второй позиЕши первая линия сообп;ена с третьей, вторая с четвертой, пятой и ЕЕ1естой, в третьей ЕЮЗИ- ЕЕии первая линия coo6meEia с четвертой, вторая - с третьей, пятой и пустой, в четвертой позиции первая линия сооб- пЕ,ена с нятой, вторая с третьей, четвертой и Епестой, в пятой ПОЗИЦЕШ первая
1320090
5
5
0 0 5 г
0
5
0
линия сообЕдена с шестой, вторая с третьей, четвертой и ЕТЯТОЙ.
Во время работы агрегаты системы находятся в следуюплих положениях. Передача включена. ЗОЛОТНИКОВЬЕЙ расЕЕределитель 5 переключения передач с одной из ГЕО- зиЕлий (например, во второй позиции). Источник 4 давления рабочей среды подает по гидравлическим линиям 6 давление к золотниковому распределителю 5 переключения передач, которое направляется к силовому цилиндру 7. Включена фрикЕ;ионная муфта 11, т. е. гЕервая передача. Одновременно через двухпозиционные зо;10ТЕ1ико- вые клаЕшньЕ 21 и 22, источник 4 давления рабочей среды подают по гидролиниям б дав. Еение в поршневой аккумулятор давления рабочей среды 20 для зарядки.
Переключение ЕЕередачи и автоматическое управление режимами двигателя (в рассматриваемом случае СЕ1ижение и последую- Едее повышение или повышение и пос.чедую- Ецее снижение угловой скорости вала двигателя путем соответствующего воздейст1 ия на рычаг подачи топлива). Для переключения Е1ередач переводят золотшжовый распределитель 5 гЕереклЕОчения передач к по.ю- жение включения необходимой передачи. На схеме фиг. 2 золотниковый распределитель 5 переключения передач переводят на третью позицию, соответствующую положению включения второй i передачи (перед этим была включена первая передача). При этом источник 4 давления рабочей среды связывается с СЕ1ЛОВЫМ ЦИ. 1ИНДрОМ 8 (jlpliKционной муфтЕ)Е 12. Включается вторая передача. Одновременно источник 4 данлопия рабочей среды Еюдает давление под торец
ДЕ5уХПОЗИЦИОННОГО ЗОЛОТЕЕ ИКОВОГО K-iaEiaEia 21.
перемещая его, давлеЕше ЕТОДВОДНТСЯ к двух- Е1ОЗИЕЕ.ИОП1ЕОМУ золотпиковому к.лаЕ1ану 22 п к ЕЕОрЕЕЕневому аккумулятору 20 давления рабочей среды. Пока давлепие, подво.тпмос к силовому ЦИЛИЕ1ДРУ 8 вк,:иочас к)й фрикцнон- Еюй муфты 12, пе превысит давления, создаваемого 1Еорп1невьЕм аккумулятором 20 давления рабочей средЕзЕ, аккумулятор, Еюсте- пенно разряжаясь через дроссельное отверстие золотникового распределителя 1Еерсклю- чения передач поддерживает дав.чение в силовом цилиндре 7 отключаемой фрикционной .муфтЕ Е 11. Когда дав.1е11Е1С во вк, 1Ю- чаемой ЕЕередаче io превысит давлепие, создаваемое порЕЕЕЕЕСвьЕм аккумулятором 20 давления рабочей средЕ, двухиозициошЕЕл золотниковый клаЕЕан 21 сдвигается и отсоединяет ЕЕОр1ЕЕневой акн ; . ,:ят.)р 20 давления рабочей среды от силовогч) пи/шнд- ра 7 фрикционной муфтьЕ 11 отключг . 1ЕСредачи ii. ПорпЕ новой аккумулято) 20 давления рабочей средЕ Е соединяется с .ЕИ- нией давления НКЛЕОЧСПНОЙ передач п :-,;- ряжается. Этим создастся перекрЕ-)1тие переда ч.
Во время переключения передач изменяется рабочее давление в порн1не:юм аккумуляторе 20 давления рабочей среды, что вызывает соответствующее перемен1ение цоршня и кинематически связанного с поршнем устройства управления двигателем (рычага подачи топлива). Происходит автоматическое изменение режима работы двигателя (т. е, в рассматривае.мом случае автоматическое снижение и последующее повып1епие уг.човой скорости вала двига- те;1 я).
Тяга 25 имеет две позиции: 1 - при разгоне с места и переключении с низшей на высп1ую передачу (с in на ia); И - при переключении с высшей на низшую (с in, на п.-).
Позиции изменяют перед разгоном с места, переключением на высшие или низшие передачи двухпозиционны.м рычагом 26 управления с двумя фиксированными положениями в соответствии с позициями тяги 25, связывающей устройство 1 управления двигателем с поршнем акку.мулятора 20 давления рабочей среды.
Разгон на двух муфтах с использованием пос.чедовательно соединенных главной муфт1 1 сцепления 2 и одной из фрикционных муфт 11--14 коробки передач. Тягу 25 нереводят на позицию. При нол- ном пажатии на механизм 3 вк.1ючения главной муфты 2 сцепления тягой 24 золотпиковыи распределитель переключения передач 5 переводится на позицию I, еоответствующую «сливу во всех силовых цилиндрах фрикционных муфт коробки передач. Спад дав.чения в системе 15Ь. изменение но. 10же1Ц1я 11орн1ня аккул у. 1ято- ра 20 дав.1ен1(я )абочей среды и соот- ветствуюн1ее Hepe ieHieiiHe тяг ой 25 устройства 1 управления двигателем (рычага нодачи топлива) т. е. двигателя на н01Ц1/ке П1ый скоростно:-. ). С отнусканием мехаиизма 3 вк. почения г. шв- ной му(})ты 2 сцепления тяга 24 отводится, вк.чючается г. 1авная муфта 2 сцепления, золотник раснределите;|я 5 :1ереклю- чения иередач возвратиой иружин(;й 27 переводится на позицию П., соответс вующую «подаче в си.ловой цилиндр 7 ф рикцион- ной муфты II. Одновременно с возрастанием давления в П(;рн1невом аккуму.1яторе 20 давления рабочей среды тягой 25 двига10
15
0
5
0
5
0
5
тель автоматически переводится на повышен ный скоростной режим. Таким образом осу ществляется уцравляемый разгон на гла15 ной муфте 2 сценлеция и фрикционн()11 муфте 11 коробки нередач.
Формула изобретения
Устройство перек.:1ючения передач )б. ки передач транснортного средства, преимущественно с устройством управления двигателем и главной муфтой сцеилеьия с механизмом включения, содержащее источник давления pa6o4eii среды, зо.ютниковый рас- пределител1, переключения нередач, сообн1ен- ный гидролиниями с силовыми цилиндрами фрикционных муфт коробки передач, поршневой аккумулятор давления pa6o4eii среды, связанный с силовыми ци.шндрами фрикционных муфт коробки передач чере.; .unx- позиционные зо.чотпиковые клананы, orjit- чающееся тем, ч:ч.1, с целью Н()в1 1н1ения надежности работ 1, оно снабжено тягами, посредством которых механизм включения главной муфты сцеп.чения кинематически связан с золотник() раснределите.чя пере- к,1Ючения нередач. устройство унрав,тен11я двигателем с поршнем аккумулятора давления рабоче среды, а также двухнози ционным рычагом чиравления, кинематичес ки соединенным с тягой, связ1 1вающе1 устройство унрав. спия .явигате.пем с HOJIHI- нем аккумулятор; давления pa6o4eii среды, нри это.м 30.iOTHHKO U,ni рас11реде.1ите. 1ь переключения nepe;ur-i 1;ыпо. нятинозицпон- ным Н1естил 1нейным, нри этом первая ли- 1П1Я сообщена с источником давления рабочей , со сливом. т 1етья. четвертая, нятая и: пяч тая с двх хнозицион- ными золотниковыми iv iaiiaiiaMH i с соответствующими силовыми ци;п11|драми, пр .;- че.м в iiepBoii 1 Озиции вторая .шипя сообщена с третьей, чс1 иерто1 и HHTOII и шестой .линиями, во liropoi i позиции 11ер1;ая линия сообщена с третьей, втораяс
четвертой, пятой и uiecToii, в третье iio- зиции первая линия сообпхена с Hcriicp- той, вторая с тр .тьей, нятоГ и шесгои. в четвертой нозинпи 1 ервая лирщя сообщена с иятой. вторая с T ieTbeii, четвертой и щесгой, в пятой позиции первая :1иция сообщена с шестой, ншрая с третьей, четверто ) и пятой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Многоступенчатая коробка передач транспортного средства | 1985 |
|
SU1400914A1 |
Система управления двигателем и коробкой передач транспортного средства | 1985 |
|
SU1320093A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1990 |
|
SU1743933A1 |
ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2002 |
|
RU2232685C1 |
АККУМУЛЯТОР, ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И МАШИНА С АККУМУЛЯТОРОМ, А ТАКЖЕ СПОСОБ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ | 2013 |
|
RU2629477C2 |
Ступенчатая коробка передачТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА C пЕРЕКлю-чЕНиЕМ пЕРЕдАч бЕз РАзРыВА МОщНОСТи | 1978 |
|
SU846335A1 |
Гидравлическое устройство для рекуперации энергии торможения транспортного средства | 1986 |
|
SU1357259A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1987 |
|
SU1491749A1 |
Устройство для переключения передач в ступенчатой коробке передач транспортного средства | 1979 |
|
SU897602A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С НЕСКОЛЬКИМИ СЦЕПЛЕНИЯМИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2529113C2 |
Изобретение относится к устройствам автоматического управления двигателем как при переключении передач фрикционными муфтами, так и во время разгона с использованием последовательно соединенных главной муфты сцепления и автоматически включаемой фрикционной муфты ступенчатой коробки самоходной машины. Цель изобретения - повышение надежности работы. Устройство переключения передач коробки передач транспортного средства содержит источник 4 давления рабочей среды, золотниковый распределитель 5 переключения передач, сообш,енный гидролиниями с силовыми цилиндрами 7-10 фрикционных муфт коробки передач, поршневой аккумулятор 20 давления рабочей среды, связанный с силовыми цилиндрами фрикционных муфт коробки передач через двухпозицион- ные золотниковые клапаны 21-23, тяги 24 и 25, посредством которых механизм включения 3 главной муфты сцепления кинематически связан с золотниковым распределителем 5 переключения передач, и устройство управления 1 двигателем с поршневым аккумулятором давления рабочей среды, а также двухпозиционной рычаг управления, кинематически соединенный с тягой, связываюшей устройство управления двигателем с поршневым аккумулятором давления рабочей среды. 2 ил. S СО - h, оо го о о СО о фиг. 2
Составитель А. Барыков
Редактор М. ТовтинТехред И. ВересКорректор А. Обручар
Заказ 2566/ 6Тираж 598Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
CV)
5r
&
о
о
Деревянный коленчатый рычаг | 1919 |
|
SU150A1 |
П | |||
Кашуба | |||
- Харьков: Прапор, 1973, с | |||
Пружинная погонялка к ткацким станкам | 1923 |
|
SU186A1 |
Авторы
Даты
1987-06-30—Публикация
1985-09-27—Подача