Изобретение относится к транспортному ма111иностроению. в частности к управлению ijiiinKHHOHHbiMM муфтами ступенчатых коробок передач тракторов и автомобилей.
lU .ib и.чобретения - повьииение надежности работы.
На чертеже представлена гидравлическая принци1П1альная схема системы управления.
Система управления содержит насос 1. связанный гидролинией с переливным клапаном 2 и клапаном 3 плавности, а через него с распределителе.м 4, который связан с силовыми цилиндрами 5-8 фрикционных муфт первой, второй, третьей и четвертой передач соответственно, переклю- млтель, состоящий из трехпояскового золотника 9. имеющего в переднем торце осе- ц|)0 |)тве()сгие 10. соединенное с проточ- Koii II. проточку 12, корпус 13 с отверстиями 14 - 17. Отверстия 15 и 17 связаны магистралями 18 и 19 с напорной магистралью муфты второй передачи. Отверстие 14 связано гидролинией 20 с гидролинией, сообщающей клапан 3 плавности с распределителем 4. Отверстие 16 связано гидролинией 21 со сливо.м. Пружина 22 опирается на норщень 23. который штоком 24 кинематически связан с рычагом 25 переключения диапазонов в коробке передач. Для фиксации золотника переключателя в нижнем положении используется защелка 26. Силовые цилиндры 5-8 связаны с гидрораспределителем магистралями 27-30.
В магистрали 19, связывающей отверстие 17 в корпусе 13 переключателя, установлен двухпозиционный золотник 31, управление которым осуществляется с помощью ползуна 32, который посредством тяги 33 связан с рычагом 34 переключения передач.
Система работает следующим образом.
Перед требованием водитель устанавливает гидрораспределитель в по,ложение включенной первой передачи. При отпускании водителем педали через клапан плавности рабочая жидкость поступает через гидрораспределитель в силовой цилиндр 5 фрикционной муфты первой передачи и она включается. Одновременно рабочая жидкость по магистрали 20 через отверстие 14 в корпусе 13 и отверстие 10 в золотнике 9 поступает в проточку 11 и через отверстие 15 в корпусе 13 переключателя, магистраль 18 поступает в силовой цилиндр 6 фрикционной муфты второй передачи. Она тоже включается. При этом магистраль 28 отсекается золотником гидрораспределителя от слива, так как он выполнен таким образом, что при включенной первой передаче, вторая передача отключается от сливной магистрали. По мере нарастания давления в гидросистеме (после переливного клапана) золотник 9, сжимая пружину 22, опускается вниз. Давление.
при котором золотник 9 займет нижнее положение, определяется затяжкой пружины 22. По мере перемещения золотника 9 вни: проточки 11 и 12 тоже 11еремеп1аются вниз. Причем они расположены таким образом, что сначала проточка 1 1 проходит тие 15 и подача рабочей жидкости в силовой цилиндр 6 прекращается, а затем проточка 12 соединяет отверстия 16 и 17 и масло из силового цилиндра 6 фрикцион0 ной муфты второй передачи по магистрали 19. отверстию 17, проточке 12, отверстию 16 направляется на слив. Фрикционная муфта второй передачи выключается. Одновременно под воздействием
5 пружины защелка 26 опускается в проточку 12 и предотвращает возвращение золотника 9 в верхнее положение, при котором воз.можен доступ масла через переключатель к силово.му цилиндру 6 муфты второй передачи в случае падения давле0 ния масла в напорной магистрали при переключении передач.
При включении второго диапазона в коробке передач рычаг 25 поворачивается вправо и воздействует на шток 24 поршня 23, перемещая его вверх. При этом пружина 22 сжимается, т. е. увеличивается ее предварительное поджатие и для перемещения вниз золотника 9 переключателя необходимо достижение большего давления в напорной магистрали гидросистемы. Таким об0 разом, обеспечивается больщая длительность работы фрикционной муфты второй передачи при трогании на втором диапазоне. Так как при работе трансмиссии на втором диапазоне загрузка двигателя и скоростей, до которой необходимо разогнать
5 машину, увеличиваются и при зтом одновременно увеличивается время совместной работы двух фрикционных муфт первой и второй передач, то тем самым обеспечивается их оптимальный режим работы и повышается долговечность.
При включении второй передачи рычаг 34 управления золотником гидрораспределителя 4 поворачивается против часовой стрелки и перемещает ползун 32 вверх, воздействуя его выступом на двухнозиционный
5
золотник 31, и переводит его в крайнее
левое положение, отключая переключатель от силового цилиндра 6 фрикционной муфты второй передачи. Таким образом, автоматически исключается возможность включения фрикционной муфты второй передачи при
0 переключении передач, когда падает давление напорной магистрали гидросистемы.
Перед осуществлением следующего режима трогания водитель отводит защелку 26 и освобождает золотник 9, который поднимается и открывает доступ рабочей жид5 кости к силовому цилиндру второй передачи. При трогании машины без нагрузки, когда нет необходимости в подключении дополнительно фрикционной муфты второй передачи, а также при маневрировании за- шелка 26 может оставаться в положении, фиксирующем золотник 9.
Формула изобретения
I. Система управления коробкой передач самоходной машины, содержащая рычаг переключения диапазонов, гидронасос, связанный гидролиниями с переменным клапаном, клапаном плавности и посредством гидрораспределителя с силовыми цилиндрами включения фрикционных муфт, переключатель, состоящий из корпуса и управляемого золотника, одна из полостей перед торцом ко10
сливом, а другое - с силовым цилиндром фрикционной муфты второй передачи, золотник переключателя снабжен тремя поясками, а также пружиной и поршнем, кинематически связанным с рычагом переключения диапазонов, причем пружина установлена между поршнем и золотником, при этом гидрораспределитель выполнен с возможностью запирания гидролинии второй передачи.
2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена ползуном, дополнительным двухпозиционным золотниковым распределителем с ручным управле- торого соединена гидролинией с гидрорас- .с нием, вход которого сообщен с одним из пределителем, а другая полость сообщена сдополнительных отверстий корпуса переклюсиловым цилиндром фрикционной муфты ВТО- чателя, а выход - с полостью силового рой передачи, и рычаг переключенияцилиндра фрикционной муфты второй передиапазонов в коробке передач, отличающая- дачи, при этом золотник дополнительного ся тем, что, с целью повыщения на-переключателя установлен с возможностью
дежности работы, корпус переключателя 20 взаимодействия с ползуном, кинематически выполнен с двумя дополнительными от- связанным с рычагом переключения пе- верстиями, одно из которых сообщено со, редач.
сливом, а другое - с силовым цилиндром фрикционной муфты второй передачи, золотник переключателя снабжен тремя поясками, а также пружиной и поршнем, кинематически связанным с рычагом переключения диапазонов, причем пружина установлена между поршнем и золотником, при этом гидрораспределитель выполнен с возможностью запирания гидролинии второй передачи.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1990 |
|
SU1743933A1 |
Гидравлическая система управления коробкой передач самоходной машины | 1988 |
|
SU1549807A1 |
Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА | 1976 |
|
SU797920A1 |
Система управления коробки передач | 1987 |
|
SU1438970A1 |
Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии транспортного средства | 1989 |
|
SU1678659A1 |
Устройство автоматического переключения передач транспортного средства | 1981 |
|
SU1028535A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1984 |
|
SU1167049A1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ | 2007 |
|
RU2345260C1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1983 |
|
SU1197878A1 |
Гидравлическое устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1065258A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению ,в частности, к управлению фрикционными муфтами ступенчатых коробок передач тракторов и автомобилей. Цель изобретения - повышение надежности работы. Золотник 9 переключения снабжен тремя поясками, корпус выполнен с двумя дополнительными отверстиями 16 и 17, одно из которых соединено со сливом, а другое - с силовым цилиндром 6 фрикционной муфты второй передачи. Пружина 22 переключателя опирается на поршень 23, кинематически связанный с рычагом 25 переключения диапазонов в коробке передач, а распределитель 4 выполнен так, что при включении первой передачи гидролиния второй передачи отсекается от сливной магистрали, что позволяет обеспечить своевременное выключение муфты второй передачи. 1 ил.
Устройство для управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач самоходной машины | 1971 |
|
SU472825A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Устройство станционной централизации и блокировочной сигнализации | 1915 |
|
SU1971A1 |
Авторы
Даты
1989-07-07—Публикация
1987-07-06—Подача