i44l-TJ trlrkTl
/
(О
7J
жшМ
(Л
4
О
о
ее 4i
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к системам трогания, разгона и переключения передач ступенчатых коробок транспортных средств.
Цель изобретения - повышение эффективности работы путем снижения нагружен- ности фрикционных муфт.
На чертеже изображена кинематическая схема 32-ступенчатой коробки передач:
Многоступенчатая коробка передач состо- ит из двухпозиционного распределителя 1, гидроаккумулятора 2, исполнительного силового цилиндра 3, фрикционной муфты 4, муфт 5 и б с синхронизаторами, шестерен 7 и 8, муфт 9 и 10 с синхро- низаторами, фрикционной муфты 11, исполнительного силового цилиндра 12, золотникового распределителя 13, источника 14 давления, двухпозиционного распределителя 15, гидроаккумулятора 16, шестерен 17-20, исполнительного силового цилиндра 21, фрик- ционной муфты 22, шестерни 23, муфт 24 и 25 с синхронизаторами, шестерни 26, фрикционной муфты 27, исполнительного силового цилиндра 28.
На остановке золотник распределителя 13 устанавливается на слив в бустерах исполнительных силовых цилиндров 3, 12, 21 и 28 фрикционных муфт 4, 11, 22 и 27. Перед разгоном с места с ступицами фрикционных муфт блокируют пары шестерен постоянного зацепления муфтами 24, 25 и 5 с синхронизаторами или 6, 9 или 10. Например, муфтой 24 блокируют пару шестерен 18 и 23 с фрикционной муфтой 22, муфтой 25 - пару шестерен 17 и 26 с фрикционной муфтой 27, муфтой 6 - пару шестерен 7 и 20 с фрикционной муфтой 4, муфтой 9 - пару шестерен 8 и 19 с фрикционной муфтой 11. При разгоне с места золотник распределителя 13 переводят в положение подачи масла в бустера исполнительных силовых цилиндров 3, 21 или 12, 28 или 12, 21 или 3, 28. Например, при переводе золотника распределителя на вторую позицию происходит подача масла от источника давления в бустера исполнительных силовых цилиндров 3 и 21. При этом осушествляется разгон с места на фрикционных муфтах 4 и 22. Одновременно масло через двухпозиционные распределители 1 и 15 подается в гидроаккумуляторы 2 и 16 для зарядки. Таким образом, обеспечивается разгон с места на двух последовательно соединенных фрикционных муфтах на любой выбранной передаче коробки передач.
При переключении передач муфтами с синхронизаторами производят предварительную блокировку пар шестерен постоянного зацепления с включенными фрикционными муфтами. При переводе золотника распределителя 13 иа третью позицию (золотник
находился на второй позиции) происходит подача масла в бустера исполнительных силовых цилиндров 12 и 28 фрикционных муфт II и 27. Одновременно источник 14 давления подает масло под торец двух- позиционных распределителей 1 и 15. Пока давление масла, подводимого к бустерам исполнительных силовых цилиндров 12 и 28 включаемых фрикционных муфт 11 и 27, не превысит давления масла в гидроаккумуляторах 2 и 16, они (гидроаккумуляторы), постепенно разряжаясь через дроссельное отверстие золотникового распреде.тителя 13, поддерживают давление в бустерах исполнительных силовых цилиндров 3 и 21 отключаемых фрикционных муфт 4 и 22. Когда давление масла в бустерах исполнительных силовых цилиндров 12 и 28 включаемых фрикционных муфт 11 и 27 превысит давление масла, создаваемого соот- ветствуюшими гидроаккумуляторами 2 и 16, золотники двухпозиционных распределителей 1 и 15 сдвигаются и отсоединяют гидроаккумуляторы от бустеров исполнительных силовых цилиндров 3 и 21 отключаемых фрикционных муфт 4 и 22. Гидроаккумуляторы 2 и 16 соединяются через двух- позициониые распределители 1 и 15 с источником 14 давления и заряжаются. Этим создается перекрытие передач. Как видим, при переводе золотника распределителя 13 с второй позиции на третью и обратно происходит выключение соответственно двух пар фрикционных муфт 4, 22 и 11, 27. При переводе золотника распределителя 13 на четвертую позицию (золотник распределителя находился на третьей позиции) происходит подача масла в бустера исполнительных силовых цилиндров 12 и 21 фрикционных муфт 11 и 22. Одновременно источник 14 давления подает масло в гидроаккумулятор 2 через двухпозиционный распределитель 1 и под торец двухпозиционного распределителя 15. Пока давление масла, подводимого к бустеру исполнительного силового цилиндра 21 включаемой фрикционной муфты 22, не превысит, давления масла гидроаккумулятора 16, он (гидроаккумулятор), постепенно разряжаясь через дроссельное отверстие золотникового распределителя 13, поддерживает давление в бустере исполнительного силового цилиндра 28 отключаемой фрикционной муфты 27. Когда давление масла в бустере исполнительного силового цилиндра 21 превысит давление масла, создаваемого гидроаккумулятором 16, золотник двухпозиц ионного распределителя 15 сдвигается и отсоединяет гидроаккумулятор от бустера исполнительного силового цилиндра 28 отключаемой фрикционной муфты 27. Гидроаккумулятор 16 соединяется через двухпоз иционный распределитель 15 с гидролинией питания бустера исполнительного силового цилиндра 21 и заряжается.
При переводе золотника распределителя 13 на пятую позицию (золотник распределителя находился на четвертой позиции) происходит подача масла в бустера исполнительных силовых цилиндров 3 и 28 фрикционных муфт 4 и 27. Дальнейший принцип работы аналогичен рассмотренному, т. е. аналогичен переводу золотника распределителя 13 с второй на третью позицию. Отметим, что при переводе золотника распределителя 13 с четвертой на пятую позицию и обратно происходит выключение и включение двух пар фрикционных муфт 12, 21 и 3, 28.
Формула изобретения
Многоступенчатая коробка передач транспортного средства, содержащая два вала коробки передач с шестернями постоянного зацепления, муфты предварительной блокировки шестерен и систему управления коробкой передач, включающую в себя источник давления рабочей жидкости, золотниковый распределитель, связанный магистралями с гидроуправляемыми муфтами с исполнительными силовыми цилиндрами, гидроаккумулятор, связанный магистралями с гидроуправляемыми муфтами с исполнительными силовыми цилиндрами, гидроаккумулятор, связанный магистралями через двухпозиционные трехлинейные золотниковые распределители с фрикционными муфтами, отличающаяся тем, что, с целью
повышения эффективности путем снижения нагруженности фрикционных муфт, она снабжена третьим валом с шестернями постоянного зацепления, кинематически связанными с соответствующими шестернями одного из двух упомянутых валов, при этом золотниковый распределитель выполнен пятнпозиционным шестилинейным, причем первая линия сообщена с источником давления рабочей жидкости, вторая,третья, четвертая и пятая линии сообщены с соот- ветствуюшими исполнительными силовыми цилиндрами гидроуправляемых фрикционных муфт, шестая линия сообщена со сливом, третья линия шестилинейного распределителя сообщена с первой линией двух- позиционного распределителя и с одной из управляющих полостей последнего, пятая линия шестилинейного распределителя сообщена с второй линией двухпозиционного распределителя и с другой управляющей полостью последнего, причем в первой позиции щестилинейного распределителя вторая, третья, четвертая, пятая и шестая линии сообщены между собой, во второй позиции первая линия сообщена с второй
и третьей линиями, четвертая и пятая линии сообщены с шестой, в третьей позиции первая линия сообщена с четвертой и пятой, вторая и третья - с шестой, в четвертой позиции первая линия сообщена с второй и пятой линиями, третья и четвертая линии - с шестой, в пятой позиции первая линия сообщена с третьей и четвертой, вторая и пятая - с шестой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство переключения передач коробки передач транспортного средства | 1985 |
|
SU1320090A1 |
Система переключения передач ступенчатой коробки передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1276534A1 |
Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА | 1976 |
|
SU797920A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1990 |
|
SU1743933A1 |
Распределительное устройство для управления шестиступенчатой коробкой передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1402443A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1986 |
|
SU1342758A1 |
Гидравлическое устройство для рекуперации энергии торможения транспортного средства | 1986 |
|
SU1357259A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами трансмиссии транспортного средства | 1983 |
|
SU1184705A1 |
Гидравлическое устройство для управления фрикционными муфтами коробки передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1057338A1 |
Гидросистема управления муфтами поворота и тормозами гусеничного транспортного средства | 1986 |
|
SU1350054A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к многоступенчатым коробкам неремены передач (КПП) с Н1естернями постоянного зацепления. Цель изобретения - повьппенио эффективности путем снижения нагружен- ности фрикционных муфт. Разгон на .чюбой передаче осуществляется на двух последовательно соединенных фрикционных муфтах 22 или 27 и 5, или 22 и И, или 27 и И, переключение всех передач производится на ходу без разрыва потока мопишсти. 1 ил.
Система переключения передач ступенчатой коробки передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1276534A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1988-06-07—Публикация
1985-12-11—Подача