Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, главным образом легковых и грузовых автомоблей.
Цель изобретения - повышение эффективности путем автоматического срабатывания аварийной сигнализации.
На чертеже приведена принципиальная электрическая схема устройства.
Устройство аварийной сигнализации транспортного средства содержит датчик 1 освещенности, расположенный в передней части транспортного средства, подключенный к информационному входу блока 2 формирования управляющего сигнала, к выходу которого через управляемый ключ 3 подключены сигнальные лампы 4. Цепь питания лампы 4 содержит прерыватель 5 сигнала поворотов. Датчики б положения педали тормоза и 7 текущей скорости транспортного средства подключены соответственно к второму информационному и обнуляющему входам блока 2, выполненного на последовательно соединенных элементах И 8, ЗАДЕРЖКА 9 и ПАМЯТЬ 10, выход которого является выходом блока 2, информационными и обнуляющим входами которого являются соответственно входы элемента И 8 и установочный вход элемента 10.
Имеется также выключатель 1 ручного отключения аварийной сигнализации, включенный через разделяющий диод 12 в цепь питания управляемого ключа 3, а через разделяющий диод 13 подключающий обнуляющий вход блока 2 к источнику 14 питания. В цепь питания датчика 1, выполненного на фотоприемниках 15, 16 и элементе 17 сравнения, включен выключатель 18.
Управляемый ключ 3 может быть выполнен в виде исполнительного реле, а в качестве датчика 7 может быть использован серийный датчик электроспидометра. В качестве выключателя 18 может быть использован выключатель габаритных огней для включения устройства в ночное время. В качестве сигнальных ламп 4 используются лампы указателя поворотов.
Элемент 10 памяти может быть выполнен на RS-триггере или в виде пикового детектора.
Устройство работает следующим образом.
При необходимости вручную включить аварийную сигнализацию водитель замыкает выключатель 11, подавая питание от источника 14 на управляющий ключ 3, подключая лампы 4 к источнику 14 через прерыватель 5, всле,а,ствие чего все лампы 4 загораются в проблесковом режиме. Автоматический режим управления аварийной сигнализацией осуществляется в случае ослепления водителя (например, встречным светом фар), при этом происходит торможение и вынужденная остановка на проезжей части дороги.
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
Сфокусированный поток света фар встречного транспортного средства попадает на фотоприемник 15, расположенный в передней части транспортного средства, а световой фон -- на фотоприемник 16. При определенной освепхенности, соответствующей уровню слепящей блесткости, ток в цепи фотоприемника 15 существенно выше тока в цепи фотоприемника 16, что определяется элементом 17 сравнения, сигнал с которого поступает на один из входов элемента И 8.
При ослеплении светом фар встречного транспортного средства водитель не может продолжать безопасное движение, он начинает тормозить, при этом замыкается датчик 6, подавая напряжение от источника 14 на другой вход элемента И 8. На оба входа элемента И 8 подаются сигналы, поэтому на его выходе также появляется сигнал, поступаюп.1ий на вход узла 9 задержки, на выходе которого появляется сигнал, который поддерживается в течение определенного времени вне зависимости от наличия сигнала на входе узла 9. Время поддержания сигнала на выходе узла 9 (время адаптации) выбирается в пределах времени, необходимого для восстановления работоспособности водителя, и равняется 20-40 с. Сигнал с выхода узла 9 задержки подается на информационный вход элемента 10 памяти, сигнал на выходе которого появляется в случае появления сигнала на информационном входе и отсутствии сигнала ка установочном входе. Пока транспортное средство двигается, на выходе датчика 7, т. е. на установочном входе элемента 10 и.меется сигнал, обнуляющий элемент 10. в течение времени, меньшего или равного времени адаптации, транспортное средство останавливается, напряжение на установочном выходе элемента 10 становится равным нулю, и т.к. имеется сигнал на информационном входе, то появляется сигнал на выхо..ае блока 2, который подается на ключ 3. Ключ 3 срабатывает и подключает лампы 4 к источнику 14 питания через прерыватель 5, вследствие чего лампы 4 загораются в проблесковом режиме.
Когда транспортное средство вновь приходит в движение (после адаптации зрения водителя), на выходе датчика 7 появляется напряжение, поступающее на установочный вход элемента 10, в результате чего аварийная сигнализация отключается.
Для принудительного отключения аварийной сигнализации до возобновления движения транспортного средства служить цепь, состоящая из выключателя 11 и диода 13. Водителю необходимо замкнуть выключатель 11, в результате чего подается сигнал на обнуляющий вход блока 2 и ключ 3 размыкает цепь питания ламп 4. Диоды 12 и 13 служат для электрической развязки цепей. Очевидно, что если в течение времени адаптации транспортное средство не останавливается (что имеет место, если воздействие слепящего фактора на зрительный анализатор водителя не привело к потере ориентировки), напряжение на второй информационный вход блока 2 не поступает, соответственно снимается напряжение с инфор-мационного входа узла 10 и при дальнейшей остановке транспортного средства аварийная сигнализация не включается.
Формула изобретения
Устройство аварийной сигнализации транспортного средства, содержащее датчик освещенности, установленный в передней части транспортного средства и подключенный к первому информационному входу
0
блока формирования управляющего снгна.ик к выходу которого через управляемый ключ подключены сигнальные лампы, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности путем обеспечения автоматического срабатывания аварийной сигнализации, оно снабжено датчиком положения педали тормоза и датчиком текущей скорости транспортного средства, подключенными соответственно к второму информационному и обнуляюп1ему входам блока формирования управляющего :иг11ала. выполненного на последовательно соединенных элементах И, ЗАДЕРЖКА, ПАМЯТЬ, выход которого является выходом блока форм и рования управляющего сигнала, информационными и обнуляющим входами которого являются соответственно входы элемента И и установочный вход элемента памяти.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для переключения ближнего и дальнего света фар транспортного средства | 1986 |
|
SU1409491A1 |
УСТРОЙСТВО СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2005 |
|
RU2306234C2 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОСЛЕПЛЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 1993 |
|
RU2097223C1 |
УСТРОЙСТВО ДИАГНОСТИКИ РЕЛЕ-ПРЕРЫВАТЕЛЯ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА И АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2000 |
|
RU2215661C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СВЕТА ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1988 |
|
RU2041084C1 |
УСТРОЙСТВО УКАЗАТЕЛЯ ПОВОРОТОВ И АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2217331C2 |
Устройство защиты электрической нагрузки на транспортном средстве | 1989 |
|
SU1654062A1 |
Устройство для сигнализации об изменении направления движения транспортного средства | 1985 |
|
SU1279887A1 |
Противоугонное устройство для транспортного средства | 1989 |
|
SU1632837A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМАМИ ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ДРЕМОТНЫХ И ПРОСОНОЧНЫХ СОСТОЯНИЙ ОПЕРАТОРА МОБИЛЬНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2287440C1 |
Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, главным образом легковых и грузовых автомобилей. Цель изобретения - повышение эффективности путем обеспечения автоматического срабатывания. Устройство позволяет автоматически включать сигнальные лампы 4 при поступлении на информационные входы блока 2 формирования управляющего сигнала сигналов от датчика 1 освещенности, расположенного в передней части транспортного средства, и датчика 6 положения педали тормоза, при этом на обнуляющем входе блока 2 сигнал, подаваемый от датчика 7 текущей скорости, отсутствует (т. е. транспортное средство остановилось). Блок 2 формирования управляющего сигнала выполнен в виде последовательно соединенных элементов И 8, ЗАДЕРЖКА 9 и ПАМЯТЬ 10, вы.чод которого является выходом блока 2, информационным и обнуляющим входами которого являются соответственно входы элемента И 8 и установочный вход элемента 10. 1 ил. (Х rs V (Л 1 .--X , . -Ч П Х 00
СВЕТОИЗЛУЧАЮЩИЙ МОДУЛЬ | 2011 |
|
RU2516032C1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1987-06-30—Публикация
1985-05-14—Подача